|
|||
Герасим - грачевникГерасим - грачевник Март уже набрал полную силу, всё быстрее катится в лето. Самое время возвращаться домой грачам. Ведь если грач прилетел, то наступила настоящая весна, а о том, какой она будет, судили по поведению этих перелетных птичек. В день Герасима-грачевника пекли хлеб в виде грачей. Этот ритуал должен был не только ускорить прилет первой весенней птички, но и подчеркивал связь грача с полевыми работами и хлебом. Существовал и довольно интересный запрет для этого дня. Крестьяне на Герасима не надевали новые лапти. Считалось, что у того, кто ослушается, весь день будет шея скрипеть. По народным представлениям, весна не только приносит долгожданное тепло, но и очищает и обновляет природу, прогоняла нечистую силу, которая торжествовала во время долгой и суровой зимы. В народе говорили: Увидел грача – весну встречай. Грач на горе – весна на дворе. Герасим - грачевник грачей ведёт. Грач – первая весенняя птица. Грач зиму расклевал. Традиции и обряды Главные традиции 17 марта - подготовка скворечников к прилету грачей, изгнание кикимор из дома, выпечка печенья в виде грача, гадания на замужество. - В день Герасима прилетали с юга грачи. Интересно, что грачи обычно летят с той же скоростью, с какой продвигается фронт теплого воздуха, — около 50 километров в сутки. Наблюдательные люди знают, что если грачи, прилетев, сразу принимаются за починку своих гнезд, то весна будет скорой и дружной. А вот если птицы, посидев на гнездах непродолжительное время, снова взлетают, холода продержатся еще несколько дней. Крестьяне использовали грачей как своего рода посевной календарь: если птицы сели на гнезда, то уже через неделю можно выходить в поле. - 17 марта девушки гадали, выйдут ли они в этом году замуж. Для этого нужно было быстро выбежать на улицу и посмотреть, кто встретится первым. Если женщина – значит, быть свадьбе, а если мужчина, то в этом году можно сватов не ждать. На Герасима хозяйки пекли грачей из теста, угощая ими ребятишек. Грач, кстати, считается птицей-работягой, поэтому и рожденные в его день отличаются трудолюбием и хозяйственностью. День Герасима-грачевника считался единственным временем в году, когда можно было изгнать из дома кикимору: «Герасим не только на Русь грачей пригоняет, но и со Святой Руси кикимору прогоняет». Говорили, что к этому времени она была особо послушной и смирной, а в доме, где поселилась, уже столько всего натворила, что хозяева ждали дня Герасима - грачевника с большим нетерпением, надеясь на его поддержку и помощь. В мифологии восточных славян кикимора, или шишимора – злой домашний дух, маленькая женщина-невидимка, возможно, супруга домового, обитающая за печкой. Версий, откуда взялся этот дух, было немало: из болота, из леса, а то ещё откуда-то. С виду кикимора была очень тощей и нескладной, имела до того маленький рост, что лишний раз боялась из дома выйти, чтобы её ветром не сдуло. В отличие от домового, присутствие в жилище кикиморы необязательно, да и вовсе нежелательно, потому что она своенравна и капризна, часто причиняет всякие мелкие неприятности (например, может разбить горшок, кидаться из подполья луковицами, побить посуду, ощипать кур и т.п.). Больше всего кикимора любит с пряжей безобразничать: то нитки спутает или замусолит, то кудель подожжет. Правда, виноваты в этом и сами хозяйки: кикимора никогда не притронется к кудели, прялке, веретену, если по завершении работы пряха перекрестилась и перекрестила оставляемое на ночь рукоделие. Кикимора в каком-то смысле способствует поддержанию чистоты и порядка в доме. Хорошим хозяйкам иногда она даже помогает (по ночам убаюкивает маленьких детей, содействует тому, чтобы хорошо взошло тесто, незаметно от домочадцев перемывает кринки и пр.). А вот ленивиц и нерях она не любит и всячески им вредит. Иногда проказы кикиморы ничем не мотивированы, тогда стараются её изгнать из дома. По поверью, кикимора тревожила маленьких детей, изводила домашних животных, а звуки её прядения в доме сулили беду. Считалось, что она способна выжить из дома хозяев и особенно враждебно относится к мужчинам. Иногда кикимора из дома уходила, чтобы пожить в курятнике или овчарне. С этого дня ни куры, ни овцы не знали покоя. Одни по деревне без хвостов бегали, у других она клоками шерсть выдирала – на пряжу. Крестьяне, заметив, что у петуха недостает перьев в когда-то роскошном хвосте, подвешивали к насесту куриного бога – камень-амулет с отверстием посередине. Иногда вместо камушка использовали старый лапоть или горлышко от разбитой бутылки. После появления в курятнике оберега кикимора переставала мучить кур, находя себе другое занятие. По словам стариков, проверенным средством в борьбе с кикиморой была верблюжья шерсть, которую клали под шесток. Однако самым эффективным считался заговор, который наши пращуры читали в этот день: «Ах ты гой еси, домовая кикимора, покинь мой дом скорее, а не то задерут тебя раскалёнными прутьями, сожгут огнем и зальют черной смолой. Слова мои крепки и лепки отныне и до веку. Аминь». Приметы и поверья · Если грачи прилетели, то через месяц снег сойдет. · Грачи резвятся – к хорошей погоде. · Если птицы летят на старые гнезда, весна будет дружная. · Грачи стаями вьются над гнездами, тревожатся – к переменчивой погоде. · Грачи кричат – к дождю. · Кто поутру первым грачей встретит, того ждёт удача. · Если прилетевшие грачи дружно взялись за ремонт старых гнезд, через несколько дней будет хорошая и теплая погода. · Сны с 16 на 17 марта исполнятся через двенадцать дней.
|
|||
|