Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Торжественная церемония



Торжественная церемония

В подавляющем большинстве школ торжественная церемония, посвященная началу нового учебного года, проходит в форме линейки. Линейка, можно сказать, стала традиционной формой первосентябрьской церемонии.

А между тем давно известно, что традиционное - это не всегда самое лучшее. Традиции - очень коварная вещь. Они имеют свойство выживать и сохраняться, когда эпоха, их породившая, уже давно канула в лету. Так и с линейкой. Линейка была позаимствована советской школой из арсенала дореволюционных гимназий и кадетских корпусов. А там, как известно, учились одни мальчики, все они носили форму, а еще - они с первого класса занимались "шагистикой". Кроме того, учебные заведения тех времен были небольшими по численности - не более двухсот учащихся. Все эти условия в основном сохранились в советской школе 30-50─ х годов. Поэтому и линейка в советско-сталинской школе была явлением гармоничным. Сегодня иное время и иная школа-Отменена единая форма. Мальчики и девочки учатся совместно. При этом никто из них не умеет маршировать (а значит - никто не умеет быстро, по команде строиться и перестраиваться в шеренгу, колонну, в каре и т.д.). И, наконец, численность современной среднестатистической школы давно перевалила за тысячу. То есть изменилось практически все... А вот линейка осталась. Но только во что она превратилась? В самый настоящий театр абсурда! Причем спектакль в этом театре длится не менее трех актов.

Акт 1. Построение. Если раньше учащиеся могли быстро и организованно в течение считанных секунд выстроиться на школьном плацу, то сегодня они не в состоянии этого сделать - у них за плечами нет еженедельных тренировок, как у гимназистов или кадетов. А раз сами ученики построиться не могут, их должен построить кто-то. Кто? В лучшем случае - учитель физкультуры (это единственный в школе учитель, хоть что-то понимающий в построениях), в худшем - классные руководительницы, внимающие распоряжениям замдиректора. Чаще бывает второе. Как это выглядит со стороны? Грустно и смешно. Классные руководители после того, как прозвучит сигнал, начинают выстраивать своих подопечных то в 2, то в 3, то в 4 шеренги, передвигают их то вправо, то влево, то вообще переводят их с фланга на фланг. Дети при этом плохо соображают, что от них требуется, а поэтому шумят и толкают друг друга. Это вызывает раздражение учителей, они начинают повышать голос.... На этом заканчивается первый акт, и тут же без перерыва начинается акт второй.

Акт 2. Перепостроение. В силу перенаселенности большинства школ детей на линейку обычно выстраива╜ют в 3 или 4 ряда (исключение - первоклассники, которым разрешается стоять по два). А что значит "4 ряда"? Это значит, что стоящие третьими или четвертыми изначально обречены на то, чтобы "ничего не увидеть". А ведь не секрет, что этими "третьими" и "четвертыми, как правило, оказываются мальчишки - по соображениям этикета девочек нужно пропускать вперед". При этом в расчет не берется, что девочки, во-первых, ничуть не уступают ростом мальчишкам и, во-вторых, они по случаю праздника украшают свои прически бантами. А какой мальчишка смиренно воспримет тот факт, что ему ничего не видно, и не видно ему из-за девчонок? Да ни один нормальный пацан с этим не смирится. (Исключение - юноши 10 и 11 классов: они не только смиренно, они даже с удовольствием позволят одноклассницам стоять впереди себя.) И во что это все выливается? Мальчишки, обиженные дискриминацией, выражают протест: кто-то словами, кто-то действиями. На дерганья, толчки и щипки девчонки отвечают также словами и действиями. Классные руководители, пытаясь примирить и усмирить подо╜печных, начинают их перестраивать, но в результате появляются лишь новые обиженные. В итоге раздраженные классные руководители прибегают к древнему испытан╜ному средству - они еще сильнее повышают голос... И здесь начинается третий акт.

Акт 3. Стояние. Во время этого акта выясняется, что спор за "место под солнцем" из акта предыдущего был, мягко говоря, бессмысленным. Потому что ни тем, кому "видно" ни тем, кому "не видно", смотреть, по большому счету, все равно не на что. Ведь что из себя представляет линейка не с точки зрения формы, а с точки зрения содержания? Из чего она состоит? А состоит она из 95% слов и 5% действий. То есть традиционная линейка - это бесконечная ╚говорильня╩. И к тому же - однообразная "говорильня". Ибо все высту╜пающие на линейке, начиная с директора школы и заканчи╜вая председателем родительского комитета, говорят по сути об одном и том же. И это не их вина. И даже - не их беда. Просто так принято, так положено. На первосентябрьской линейке выступающим нужно:

╥ поздравить присутствующих с новым учебным годом;

╥ вспомнить о том, как окончился прошлый год и как прошло лето;

╥ посетовать на сложность эпохи;

╥ поблагодарить шефов и спонсоров за поддержку;

╥ восхититься новыми жителями школы - первоклассниками;

╥ обратиться к пятиклассникам, которые начинают учиться "по-новому", то есть не у одной учительницы;

╥ подбодрить девятиклассников, для многих из которых этот год будет последним в школьной биографии;

╥ полюбоваться одиннадцатиклассниками - гордостью школы;

╥ поприветствовать новых учителей, поступивших на ра╜боту накануне 1 сентября;

╥ отметить самоотверженный труд учителей-ветеранов;

╥ обратить внимание присутствующих на качество проведенного ремонта и попросить бережно относиться к школьному имуществу;

╥ призвать всех к добросовестному труду, к взаимо-21 пониманию и поддержке.

Причем обо всем этом должен сказать не один человек, а, как минимум, пять. Следуя негласному протоколу и по дипломатическим соображениям на линейке долж╜ны выступить:

1. представитель администрации школы,

2. представитель шефствующей или вышестоящей организации,

3. представитель родительской общественности,

4. представитель педагогического коллектива,

5. представитель ученического товарищества.

А еще при этом нужно учесть, что многие выступающие - отнюдь не мастера красноречия. Скорее наоборот: они жертвы косноязычия. И - что интересно - многие из них об этом догадываются. Но, даже зная о своих невеликих ора╜торских способностях, они все равно выходят к микрофону, ибо этим они исполняют свой долг, вносят свой вклад в поддержание традиции.

А еще многие "ораторы" почему-то убеждены, что произносить речь короче трех минут - это неприлично: "Если уж тебе дали слово, ты обязан говорить, как минимум, 5 минут, а еще лучше - 10". И большинство выступающих следуют этому предубеждению.

Вот и получается, что линейка - это чередование выступающих, которые говорят долго, нудно и об одном и том же. Смотреть на линейке практически не на что. Ну разве лишь на то, как первоклассники декламируют заученные четверостишья и как старшеклассник обходит строй с девочкой на плече. Поскольку в обоих этих эпизодах случаются накладки, постольку в эти моменты можно посмеяться. Хоть и злорадно, но все-таки посмеяться. А все остальное - бесконечная и малопонятная "говорильня".

Как реагируют дети на то, что происходит в третьем акте? Так же, как и на происходящее в первых двух. Они не понимают, зачем это нужно, раздражаются и протестуют. Педагогам в ответ приходится снова повышать голос.

В итоге линейка из торжественной церемонии превращается во всеобщее "хождение по мукам", в массовое наказание.

Ну разве это не мука и не наказание для ребенка, когда его сначала перепихивают с места на место, как куклу, а затем заставляют неподвижно стоять с портфелем и цветами, уткнувшись взором в затылок одноклассника? Стоять целый час. Стоять под нудным словесным ливнем. Стоять, не имея шанса пошевелиться, - ведь тогда на него обрушится злобное шиканье и шипенье педагога. Такое бывает только еще в одном случае: когда ставят в угол. Но ведь "угол" - это наказание. А наказание следует за проступки. Какой же проступок совершили разом все ученики школы, если их в первые же минуты учебы "ставят в угол"?!

А педагоги? Неужели им очень хочется "цыкать, зыр-кать и рявкать" на ни в чем еще не провинившихся детей? Конечно, нет! Но они вынуждены это делать. И это для них такие же мука и наказание.

А родители? Они испытывают сразу две муки. Стыд -за то, что их неугомонные чада вертятся и не могут спокой╜но постоять полчаса. И обиду - за то, что чужие люди, хоть и учителя, орут на их "крошек", которые всего лишь не по╜хожи на манекенов или на стойких оловянных солдатиков.

И даже выступающим на линейке бывает мучительно неприятно - ведь их мало кто не слушает.

Спрашивается, и ради чего организуется это глобаль╜ное мучение-наказание? Неужели только ради того, чтобы соблюсти традицию? Но это же абсурд, нонсенс! Это изде╜вательство над здравым смыслом! И что самое удивитель╜ное: заложниками устаревших догм, рабами традиций явля╜ются, казалось бы, самые просвещенные люди - учителя! Не пора ли педагогам, организаторам первосентябрьских торжеств, вспомнить, что они - ╚светочи разума╩, а не ╚апологеты глупости╩?! И, вспомнив это, просто-напро╜сто отказаться от умирающей и мертвящей все традиции.

.Тем более что сделать это несложно. Для этого надо все╜го лишь преодолеть стереотипы в собственной голове. Это - во-первых.И, во-вторых, выйти из тупика догма╜тизма. А выйти можно, как в хорошей сказке, по одной из трех тропинок. Назвать эти тропинки, дорожки, мар╜шруты можно так:

"изменить содержание",

"изменить форму",

"изменить численность".

А теперь - более подробно о каждом из этих путей.

Путь ╧ 1. ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ.

"Изменить содержание" - это значит, сохранив линей╜ку как форму торжественной церемонии, привнести в нее такие новые идеи, которые, в конечном счете, сделали бы линейку интересной, а не нудной.

Общее направление этих идей очевидно: надо соотно╜шение "95% слов и 5% действий" превратить в пропорцию "70 на 30", "60 на 40", а еще лучше - "50 на 50". То есть надо наполнить линейку движением. Само собой, под сло╜вом "движение" здесь подразумевается не комплекс гимна╜стических упражнений и не забег на среднюю дистанцию (хотя и от этих идей не следует отказываться). Под "движе╜ние" здесь, прежде всего, подразумеваютсяритуалы-дей╜ствия, носящие особое символическое значение.

Вообще-то еще 10 лет назад ритуалов в первосентябрьской линейке было много. Например, был ритуал подъема государственного флага под звуки гимна СССР. Например, был ритуал выноса знамени школы, а заодно - знамен пио╜нерской и комсомольской организаций. Например, был ри╜туал сдачи рапорта о готовности школы к новому учебному году представителю райкома КПСС. И т.д., и т.п. Все эти ритуалы по известным причинам прекратили свое существо╜вание. Из ритуального арсенала былых лет лишь один - са╜мый безыдейный и самый аполитичный - сохранился в неприкосновенности. Это тот самый ритуал, когда ма╜ленькая девочка-первоклассница обходит строй, позвякивая медным начищенным колокольчиком, к которому по случаю праздника прикреплен бант. Иногда эту де╜вочку, посадив на крепкое плечо, проносит старшекласс╜ник. Иногда ее ведет за руку обаятельная старшекласс╜ница. Подать первый звонок несовременным ручным колокольчиком - это единственный ритуал, переживший эпоху. А порой, к сожалению, это просто единственный ритуал в первосентябрьских линейках. Исчезни он - и ли╜нейки во многих школах вообще окажутся безритуаль╜ными.

Сейчас настала пора "собирать камни". Настало время наполнить линейку ритуалами. И самый простой способ сде╜лать это - возродить на новой основе ритуалы советской эпо╜хи. Ведь не зря же ставшая уже банальной истина гласит, что не стоит вместе с грязной водой выплескивать из ван╜ночки ребенка. Вот 10 ритуалов, которые можно считать вполне советскими, но которые гармонично впишутся в ре╜альность сегодняшнего дня.

1. Подъем российского флага под звуки гимна России. Это самый распространенный в мире ритуал: в каждой стране в торжественные моменты принято поднимать наци╜ональный флаг под звуки национального гимна.

2. Хоровое исполнение гимна.

Поскольку гимн России исполнить хором невозможно (нет слов), постольку можно спеть хором какую-либо пес╜ню. При условии, конечно, что эта песня является гимном школы или населенного пункта, где эта школа расположена. (Например, песня "Моя Москва" уже давно стала гимном столицы.)

3. Вынос знамени школы и организация почетного ка╜раула возле знамени.

Даже если у школы нет знамени, его можно изготовить. Ведь сегодня иметь знамя - это престижно и солидно; сво╜ими знаменами уже обзавелись многие уважающие себя партии, организации, фирмы. А чем школа хуже? Тем более что наличие знамени, если поверить утверждениям лю╜дей в военной форме, укрепляет дух и повышает различ╜ные показатели эффективности учебного подразделения,

4. Вынос штандартов классов.

Раньше классы, являющиеся одновременно октябрятскими, пионерскими, комсомольскими группами и отря╜дами, выходили на линейку с соответствующими флаж╜ками. Поскольку с исчезновением пионерии и комсомо╜ла классы не перестали быть классами, то есть коллекти╜вами учащихся, постольку у каждого класса вполне мо╜жет быть свой флажок. Для солидности флажки лучше назвать штандартами или - вымпелами. А еще, в отли╜чие от пионерских флажков, классные штандарты мож╜но сделать непохожими друг на друга.

5. Перекличка, или сдача рапортов, или обход строя. Этот ритуал предназначен для мобилизации внимания в начале линейки. Этим он чем-то похож на "оргмомент", с которого начинается любой ╚комбинированный урок╩. Ри╜туал имеет множество вариаций. Самая унылая из них -когда распорядитель линейки перечисляет порядковые но╜мера классов, а те нестройно ответствуют: ╚Здесь╩. Более интересной является вариация, когда в ответ на свой номер классы скандируют какой-либо оригинальный лозунг, явля╜ющийся девизом данного конкретного класса. Еще более зре╜лищен вариант, когда лидеры (командиры, старосты) клас╜сов, скомандовав: "Равняйсь! Смирно!", выбегают к трибу╜не и там сдают рапорт о готовности. А если вспомнить па╜рады на Красной площади, можно организовать обход строя директором школы с персональным приветствием и поздрав╜лением каждому классу.

6. Награждение.

Вручение грамот, дипломов, переходящих вымпелов и ценных подарков - это, пожалуй, самый популярный ри╜туал советской эпохи. В День Знаний наградить можно и учителей, и родителей, и учеников. Правда, награждать

придется за прошлогодние заслуги; в новом учебном году ни у кого никаких достижений еще нет. На первый взгляд это может показаться нелогичным и неправильным: "Ну что хорошего, если награда находит героя спустя меся╜цы и годы?". На самом же деле такой подход к награжде╜нию более справедлив, чем обычный. Ведь когда закан╜чивался предыдущий год, коллектив школы ни разу не собирался в полном составе: общешкольных линеек, по╜священных окончанию учебы, в школах просто не быва╜ет. А это значит, что если кого-либо тогда и награжда╜ли, то делали это в узком кругу и в отнюдь не торжествен╜ной обстановке. А между тем общеизвестно: ценна не только и не столько награда, сколько атмосфера, в кото╜рой эта награда вручается. Ну, а когда еще, как не 1 сен╜тября, в школе царит самая праздничная атмосфера. Ни до, ни после Дня Первого Звонка в школе не будет такой же торжественной обстановки. Именно поэтому вручать награды в самый торжественный день в году - это и ра╜зумно, и красиво. А самое главное - это максимально приятно самим награждаемым: ведь это оправдывает их предпраздничные ожидания (см. главу "С чего начать").

7. Присяга учителей

Присяга существует у представителей разных профес╜сий. Только не у педагогов. Именно по этой причине ее мож╜но ввести, как ритуал, в первосентябрьскую линейку. И если это сделать, то у учеников в будущем появится хотя бы один аргументированный довод в ответ на встречающуюся не╜справедливость со стороны учителей; они смогут апеллиро╜вать: "Вы же присягу давали!". Произносить присягу мож╜но или хором, или поодиночке, положив руку на школьную ╚конституцию╩, то есть на Устав школы.

8. Клятва учеников.

Было бы крайне несправедливо, если бы на линейке в честном отношении к труду клялись только учителя. Пусть не присягу, но хотя бы клятву или торжественное обещание произнесут и ученики. Тогда и у учителей по╜явится дополнительный аргумент при распекании того или иного ученика за нерадивое отношение к учебе: "А еще клятву давал!". При произнесении клятвы ученики могут положить руку на грудь, там, где сердце.

9. Ритуальное приветствие. Самым известным ритуальным приветствием недавних лет был пионерский салют, который обычно сопровождался массовым скандированием: "Всегда готовы!". Это было от╜зывом на "клич пионеров": "Будь готов!". В сегодняшней как бы аполитичной школе призывы к борьбе за дело какой-либо партии, конечно же, неуместны. Но вполне могут су╜ществовать приветственные ритуалы сугубо школьного со╜держания. За их основу можно взять, например, народные пословицы про роль учения и знаний в жизни человека. А таких немало:

"Век живи - век учисью".

"Кто грамоте горазд - тому не пропаст",

"Ученье-свет, а неученье-тьма",

"Кто любит науки - тот не знает скуки",

"Ученья корень горек, а плод сладок",

"Будет знанье - придет и признанье",

"Тяжело в ученьи - легко в бою".

При этом первая часть пословицы может стать призы╜вом, а вторая - отзывом. Или можно, подражая приветствию мусульман, учредить такие призыв и отзыв: "Знание - сила" - "Сила в знании". Отзыв может сопровождаться каким-либо жестом: прикасанием указательного пальца ко лбу; ударом правого кулака по левому плечу; сгибанием левой руки в "жесте культуриста"; и т.д.

10. Возложение цветов.

Этот ритуал возможен, если в школьном дворе есть памятник или мемориальная доска, установленные в честь тех, кто отдал жизнь за Отечество в войнах про╜шлых лет. Существует вариация этого ритуала, когда специальная группа с корзиной цветов или гирляндой уходит с линейки и направляется (пешком или на авто╜транспорте) к не близко расположенному памятнику. Этот ритуал часто сопровождается минутой молчания.

Все эти ритуалы, за исключением первого и после╜днего, совсем не обязательно делать серьезно-пафосными. При желании их можно приправить небольшой пор╜цией иронии, юмора, шутки. Например, отнюдь не вели╜чественным может быть гимн школы. Например, иронич╜ными могут быть тексты клятв учителей и учеников. На╜пример, несерьезно-шуточными могут быть награды (до╜пустим, все отличники могут получить по тюбику зуб╜ной пасты - чтобы укреплять зубы, портящиеся от пере╜малывания "гранита науки╩). Но все же, хотя веселье не противопоказано первосентябрьской линейке, в этом деле главное - знать меру и не переусердствовать. Линейка не должна превращаться в пародию на самое себя. Поэтому ко всем юморным элементам и шуточным эпизодам сле╜дует относиться тактично сдержанно.

Возрождение прошлого - это не единственный способ наполнить линейку ритуалами. Есть еще один, не менее про╜дуктивный, способ. Чтобы воспользоваться им, надо, преж╜де всего, вспомнить, что День Знаний - это праздник, по╜священный НАЧАЛУ учебного года. А ведь НАЧАЛО есть не только у учебного года. Начало есть у всего, у каждого Большого Дела. И, как правило, начало каждого дела сопровождается соответствующей церемонией с соответствующими ритуалами. Вот эти-то ритуалы и можно позаимствовать. Их можно творчески осмыслить и, переработав, вклю╜чить в программу первосентябрьской линейки. Вот три десятка ритуалов, которые вполне могут вписаться в школьную церемонию. Эти ритуалы придуманы в разное время представителями разных народов, религий, профессий и социальных групп.

╥ Строители перед тем, как начать возведение какого-либо архитектурного шедевра, торжественно закладывают пер╜вый камень.. Дипломаты перед тем, как приступить к исполнению обя╜занностей, вручают правителю страны верительные гра╜моты.

╥ Устроители выставок перед открытием экспозиции пере╜резают ленточку.

╥ Мастеровые люди перед началом работы плюют себе на руки.

╥ Кораблестроители перед спуском на воду океанского лай╜нера разбивают о его борт бутылку с шампанским.

╥ Спортсмены в день открытия Олимпиады зажигают в осо╜бой чаше олимпийский огонь.

╥ Индейцы перед началом важных переговоров выкуривают "трубку мира".

╥ Молодожены в момент регистрации новой семьи обмени╜ваются кольцами.

╥ Крестьяне многих стран перед началом посевной выпуска╜ют из клеток птиц.

╥ Кинематографисты в первый день съемок нового фильма бьют тарелку.

╥ Студенты Гарвардского университета перед тем, как от╜правиться на экзамен, подходят к статуе основателя уни╜верситета - Джона Гарварда - и слегка потирают рукой о его левый башмак.

╥ Йоги перед началом любого дела предпочитают помедитиовать и сосредоточиться.

╥ Торговые работники в начале рабочего дня обмахивают товар деньгами первого покупателя.

╥ Монахини, прощаясь со светской жизнью и начиная жизнь богообразную, остригают себе волосы.

╥ Циркачи каждое новое выступление начинают с "парада-алле".

╥ Полководцы-завоеватели перед вступлением в сдавшийся город принимают от делегации знатных жителей симво╜лические городские ключи.

╥ Гостеприимные хозяева встречают своих гостей хлебом-солью.

╥ Участники ударных комсомольских строек в свое время пе╜ред началом масштабных работ сочиняли "письмо в буду╜щее".

╥ Купцы в былые времена, отправляясь в дальние и опасные поездки, вешали себе на шею мешочки с родной землей, а еще - "присаживались на дорожку".

╥ Новоселы первой в новую квартиру впускают кошку.

╥ Солдаты многих стран, пройдя курс подготовки и начиная службу в том или ином роде войск, делают себе соответ╜ствующую татуировку.

╥ "Новые русские" перед заключением сделки идут в церковь и ставят свечку, а потом.. приглашают священника, что╜бы тот окропил "святой водой" коттедж, машину, мага╜зин, самолет и т.д.

╥ "Старые сицилийцы" перед началом абсолютно любого дела целуют крест и мысленно обращаются к Деве Марии.

╥ Монархам в первый день их воцарения возлагают на голо╜ву венок, диадему или корону.

╥ Российские космонавты накануне полета в очередной раз смотрят фильм "Белое солнце пустыни".

╥ Футболисты перед началом матча или едят спагетти (сбор╜ная Германии), или целуют в лысину своего вратаря (сбор╜ная Франции), или выходят на поле цепочкой, взявшись за руки (сборная Бразилии).

Этот перечень обрядов, примет, церемоний, традиций, про╜цедур, то есть ритуалов, можно было бы продолжить. Но, во-первых, он займет слишком много места: люди во всем мире ежедневно совершают сотни и тысячи различных ритуальных действий перед тем, как что-либо начать. А во-вторых, даже из перечисленных не все ритуалы годятся для прямого или косвенного заимствования. Ну, как, например, в школьную линейку может вписаться индейская трубка мира? Или на╜сколько этично бить о стены школы бутылки с шампанским? Может, это и ханжество, но все ритуалы с алкогольно-никотиновой составляющей лучше "оставить за бортом". И без них в перечне есть много любопытного, годного для копиро╜вания и способного украсить линейку. Вот лишь 10 примеров того, как инородные ритуалы могут соединиться с линейкой в школьном дворе. Причем все эти ритуалы одного порядка и их названия начинаются со слова "вручение".

1. 1. Вручение верительных грамот классным руководителям.

Этот ритуал позаимствован у дипломатов. Только совер╜шается он в обратном порядке. Если послы свои грамоты вручают правителю страны, в которую они прибыли, то классные руководители не отдают, а принимают из рук ди╜ректора школы документ, в котором указывается класс, вве╜ряемый педагогу для руководства.

2. Вручение символа профессии молодым учителям-пред╜метникам.

Этот ритуал может быть очень похож на рыцарское посвя╜щение. А рыцарям, как известно, при посвящении вруча╜лись шпаги. Поскольку шпага чем-то напоминает указку, именно указки и следует вручить молодым педагогам.

2. 2. Вручение символов мастерства опытным педагогам, про╜работавшим в школе юбилейное число лет.

Этот ритуал можно назвать "маршальским". Ибо, если бы в школе существовало Положение о званиях, подобное во╜инскому, по нему молодые учителя были бы лейтенанта╜ми, а их более зрелые коллеги - капитанами, полковника╜ми, генералами и маршалами. Но поскольку такого Поло╜жения нет и погон с полосками и звездочками учителя не носят, постольку им придется вручить что-то другое. На╜пример:

╥ за 5 лет учительского стажа - изящныйкувшин, кото╜рый символизирует живительный источник знаний, каковым и должен быть педагог, наполняющий ин╜формацией головы своих учеников, которые, в свою очередь, можно сравнить с пустыми сосудами.

╥ за 10 лет учительского стажа - декоративныйсветиль╜ник, который символизирует "светоч разума", каковым и должен быть настоящий педагог, работающий на ниве проСВЕщения и оСВЕщающий детям путь к правильной и достойной жизни.

╥ за 15 лет учительского стажа - настенныечасы - сим╜вол ╚связи времен╩, которая персонифицируется в учителе, передающем будущим поколениям знания, накопленные поколениями ушедшими и уходящими.

╥ за 20 лет учительского стажа - декоративнуюшка╜тулку, которая символизирует "кладезь мудрости", каковым и должен быть опытный педагог, позволяю╜щий детям черпать полными горстями россыпи све╜дений из своей сокровищницы знаний".

╥ за 25 лет учительского стажа - хрустальнуювазу, ко╜торая символизирует многогранность учительского таланта: ведь проработать без устали в школе столько лет может лишь талантливый педагог с хрустально чистой душой.

Символами учительского мастерства могут быть не толь╜ко ценные (и полезные) предметы. Символами могут быть и специально изготовленные регалии: значки, медали, ордена, медальоны. Изготовить их не так уж и дорого и совсем не сложно (если уж какой-нибудь провинциальный клуб соба╜ководов оказывается в состоянии к каждой выставке загото╜вить комплект медалей, то школе выполнить аналогичную работу явно по плечу). Форма этих регалий может быть са╜мая разнообразная: от скромных ромбовидных значков, кре╜пящихся к лацкану пиджака, до звездоподобных орденов на ленте, надеваемых через плечо; от привычных медалей на планке до медальонов на цепочке. Материалом для подоб╜ных регалий может служить и металл, и бумага, и керамика. Разнообразным может быть и изображение на регалиях. Са╜мый простой его вариант - написать "Педагогический стаж -25 лет". Более интересными и привлекательными будут меда╜ли, на которых прочерчены профили великих педагогов про╜шлого: Песталоцци, Коменского, Дистервега, Ушинского и | др. Еще можно нарисовать различных животных, которые традиционно являются символами мудрости: дельфина, во╜рона, змею, филина и др. (Впрочем, этот последний вариант может вызвать у учителей совсем иные ассоциации, поэтому, прежде чем воспользоваться им, следует все взвесить и поин╜тересоваться мнением самих педагогов.)

3. 3. Вручение директору школы символов его власти.

Этот ритуал, в отличие от "рыцарского" и "маршальско╜го", можно было бы отнести к разряду "царских" или "прези╜дентских". При этом, если директор недавно назначен и лишь приступает к своим обязанностям, ритуал можно назвать "коронацией" или "инаугурацией". А если директор ╚правит╩ давно, то ритуал должен лишь подтвердить его полномочия. Что может быть символом директорской власти? Это зависит от характера каждого конкретного директора, от его роли и места в учительско-ученическом коллективе. Одному дирек╜тору в качестве символов больше всего подошли бы Кнут и Пряник, он мог бы взять их в правую и левую руки и, скрес╜тив руки на груди, сесть в свое директорское кресло, подобно египетскому фараону. Другому директору больше соответ╜ствовали бы административно-хозяйственные символы: Книга приказов по школе, гербовая школьная печать, связка клю╜чей от кабинетов и иных школьных помещений. Третьему директору - вечно спешащему и при этом ничего не успеваю╜щему - можно было бы в качестве символов вручить Верете╜но и Сито. Символами четвертого директора могли бы стать приборы из некоторых школьных кабинетов:барометр - он мог бы символизировать, что директор, подобно метеороло╜гу, должен следить за атмосферой в школьном коллективе;

камертон - он мог бы указывать на то, что директор, подобно дирижеру, обязан добиваться единства звучания учительских, ученических и родительских интересов;компас - он мог бы обозначать, что директор, подобно капитану корабля, несет на себе ответственность за определение курса школы, за ее перспективы и планы, за ее будущее. Ну, а пятому директору - всеми любимому и обожаемому - можно было бы вручить подсолнух, который, как известно, является символом солн╜ца; это означало бы, что директор в школе - как солнце в небе, без него и день не начнется, без него жизнь скучна и сера. Если же не учитывать разнообразия стилей директорского руко╜водства, то можно просто надеть на директора мантию, про╜фессорскую шапочку с кисточкой и медальон - это будет в европейско-университетском духе.

4. Вручение учащимся школы символического ключа от. Страны Знаний

Этот ритуал напоминает прошловековые традиции, когда пол╜ководцам вручали ключи от покоренных городов. Символи╜зировать он может то, что когда-нибудь, рано или поздно, Страна Знаний капитулирует перед настойчивыми покорите╜лями и отдаст упорным завоевателям все свои богатства, то есть знания.

5. Вручение первоклассникам "первокирпичика" будущего дома (пирамиды, храма, дворца) знаний.

Этот ритуал позаимствован у строителей, которые закла╜дывают ╚первый камень╩ в основание будущего архитектур╜ного шедевра. Первоклассников, если напрячь воображение, можно сравнить со строителями. 1 сентября они приступают к возведению здания из 10 этажей-уровней-классов, в кото╜ром множество подъездов-предметов-наук. Чтобы это строи╜тельство протекало успешно, и нужен "первокирпичик" Им может стать обыкновенный пластмассовый или деревянный кубик (кубик больше всего похож на кирпич), на гранях кото╜рого нарисованы "первоэлементы" любого знания - буквы и цифры. При вручении первоклассникам кубиков можно ска╜зать, что, пока они хранят свой "первокирпичик". Дворец Знаний будет расти; а если они его потеряют, все может пой╜ти наперекосяк и, в конце концов, рухнуть. В этом случае ку╜бик будет еще и своеобразным талисманом, позволяющим школьникам преодолеть трудности учебы - строительства.

7. 7. Вручение первоклассникам амулетов.

Этот ритуал явно имеет религиозно-мистическое происхож╜дение. Амулеты, то есть предметы будто бы оберегающие че╜ловека от жизненных невзгод, очень популярны были в Сред╜ние Века. Тогда люди верили, что у многих предметов есть магическая или божественная сила, способная защитить их, помочь им. Сегодня в засушенную лапку лягушки, в просвер╜ленный зуб лисицы, в толченый корень папоротника мало кто верит. И, тем не менее, сегодня многие люди втайне носят в кармане или на цепочке что-то, что, по их мнению, выручает их в проблемные моменты. А раз так, то школьникам тоже можно вручить нечто, оберегающее и защищающее. Таким амулетом-оберегом может стать и грецкий орех, и медный пятак, и декоративная подковка, и сувенирный колокольчик, и красивый, гладкий камешек, и т.д. Поскольку перечень аму╜летов безграничен, лучше всего сделать так, чтобы свои "дет╜ские" обереги вручили первоклассникам ученики старших классов. Возможно, кому-нибудь из первоклассников пода╜ренный амулет и в самом деле поможет, главное - поверить в это.

8. 8. Вручение учащимся разных классов символических значков.

Этот ритуал по происхождению самый древний. Он воз╜ник еще тогда, когда люди жили родами и члены каждого рода каким-либо образом раскрашивали себе лицо, руки, грудь, чтобы отличаться от представителей другого рода. Сегодня татуировки на теле - это, к счастью, не поголовная обязан╜ность. Сегодня демонстрировать свою принадлежность к про╜фессии, к политическому движению, к молодежному течению принято или одеждой-формой, или нагрудными визитными карточками, или просто значками. Именно такие значки, ука╜зывающие, в каком классе учится тот или иной ученик, мож╜но изготовить и подарить всем школьникам.

Этот ритуал можно считать "военно-спортивным". И в ар╜мии, и в олимпийском движении очень важен дух команды, чувство коллектива. Предметным выражением этого духа и являются символы; знамена - в первую очередь. (В армии, на╜пример, могут расформировать и полк, и дивизию, если уте╜ряно знамя; и наоборот: полк, понесший необратимые поте╜ри, будет рассматриваться как боевая единица, если знамя сохранено.)

1 сентября на линейке, помимо ученических коллективов, сформированных давно, присутствуют и только что образо╜ванные классы. Это и первоклассники, и - порой - пятикласс╜ники и десятиклассники. Именно этим классам и следует вру╜чить нечто символическое, что, с одной стороны, означало бы сам факт появления нового коллектива, а с другой сторо╜ны, выражало бы надежду на то, что в будущем этот класс станет сплоченным и дружным. Такими символами могут стать вышеупомянутые штандарты классов. (В последующие годы класс сможет выходить с этим штандартом-вымпелом на все официально-торжественные школьные мероприятия.) Но символом класса может быть не только флажок-штандарт. Если вспомнить фильм "Детсадовский полицейский", то в нем Арнольд Шварценеггер принес в группу дошкольников хорь╜ка и объявил, что отныне этот зверь - символ класса. Швар╜ценеггер в этом эпизоде поступил очень по-американски. У них, в Америке, очень многие спортивные клубы возят с со╜бой на соревнования и быков, и медведей, и пингвинов. При╜чем не игрушечных, а живых, самых настоящих. Эти живот╜ные считаются символами клубов, они будто бы приносят удачу. И если со зверями-покровителями что-то случается, все впадают в депрессию. Об этом, кстати, рассказано в другом фильме, где Джим Керри разыскивал украденного у одного из спортклубов дельфина. Если позаимствовать у американ╜цев эту традицию, то в условиях нашей школы символами вновь созданного класса может стать и котенок, и попугай, и черепашка. Или - неодушевленный аналог зверя, то есть боль╜шая, мягкая игрушка.

А еще символы классов можно не вручать, а передавать. Например, от пятиклассников - первоклассникам. Это будет символизировать еще и установление шефства (опеки, кура-торства, патронажа) старших над младшими.

10.... Вручение ордеров и ключей от кабинетов старостам классов.

Этот ритуал подсмотрен у новоселов. Поскольку школу часто называют "вторым домом", постольку у его ╚жильцов╩ должны быть свои "квартиры". "вартирой╩ каждого класса является кабинет, в котором класс проводит свои внеучебные мероприятия и за уборку которого он отвечает. Ключи от этих "квартир" вместе с со



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.