Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пролог.. Сценарий спектакля



 

Название: «Мемуары ребенка войны»

Тема: выжить детям в условиях блокады – это подвиг

Идея: «никто не забыт, ничто не забыто»

Оформление сцены: на переднем плане по краям сцены небольшие ширмы. На них изображены рисунки детей на асфальте. На заднем плане ширма с изображением летнего пейзажа. Рядом – пенек от срезанного дерева. Посередине сцены – лавочка.     

Действующие лица:

Мила –девочка, центральная фигура сюжета

Девочки в Лычково:

Таня – девочка с куклой

Катяи Даша – девочки, играющие в классики

Аня – подруга Милы

В ленинградской квартире:

Зоя – старшая сестра Милы

Эрик – друг Милы

Дети – чтецы.

 

Пролог.

Звучит минусовка песни «День Победы». Выходят дети. По очереди произносят текст.

Вероника Г.: День Победы – один из главных праздников для всех жителей России.

Денис: Мы отмечаем его с особым размахом и трепетом.

Катя: Потому что, это не только история героизма и подвига.

Вероника К.: Это еще история нашего народа, участниками которой были все жители нашей необъятной Родины.

Василина: А к юбилейным памятным датам принято открывать памятники, свидетельствующие о трагических страницах тех страшных военных лет.

Арина: Так, к 60‑летию Победы ветераны села Лычкова решили поставить на привокзальной площади Памятник погибшим ленинградским детям.

Диана: В 2002 г. они объявили акцию, которая так и называлась: «Ленинградские Дети».

Алина: Средства шли со всей России.

Даша: Вы спросите, почему памятник был открыт вдалеке от Ленинграда?

Вероника К.: Потому что в первые месяцы войны решением ленинградского руководства более трехсот тысяч детей были вывезены из города в эвакуацию.

Василина: Они добрались до станции Лычково Демьяновского района Ленинградской области.

Арина: А там их настигли немецкие бомбардировщики.

Диана: Больше половины из эвакуированных детей так больше и не вернулись в свой родной город.

Алина: А тем, кто выжил, предстояли трудные годы блокады.

Вероника Г.: Такова была цена ошибки, равная сотням тысяч детских жизней.

Даша: Вот почему таким важным событием было открытие этого памятника в селе Лычково.

Катя: Памятники детям блокадного Ленинграда поставлены именно там, где вопреки всему выжили Душа и Совесть России.

(музыка идет на повышение. Пауза)

Денис: Мы, дети 21 века, знаем, что дети блокады БЫЛИ.

Катя: И выжили, вопреки всякой логике.

Вероника К.: И мы не забудем ваш подвиг.

Василина: Мы знаем ваши имена.

(музыка выключается)

Арина: всем детям блокадного Ленинграда,

Диана: погибшим и выжившим,

Алина: посвящается.

(звук метронома. Дети опускают голову, слушают. Потом поднимают голову и читают дальше)

Вероника Г.(делает шаг вперед): Клянусь!

Даша(делает шаг вперед): Говорить правду,

Денис(делает шаг вперед):только правду.

Хором втроем: И ничего, кроме правды.

(дети возвращаются на места)

Катя: Мила Анина.

Арина: «Мемуары ребенка войны».

Музыка усиливается. Дети уходят со сцены.

 

Сцена 1.

Звучит музыкальный фон летнего дня. Пение птиц, спокойное радостное настроение. На сцену выбегают девочки. У одной из них в руках тряпичная кукла. Девочка с куклой усаживается на лавочку, играет. Другие две пытаются играть в «классики» на грунте.

КАТЯ: как мы будем играть? Здесь же совершенно нет асфальта? Мелом ничего не начертишь.

ДАША: Зато можно камешком. Вот, смотри.

(чертит камешком линии на песке. Прыгает. Но ей прыгать неудобно.)

КАТЯ: нет, так играть неинтересно. Все линии песком заметает.

ДАША(пожимая плечами): ну пойдем к Тане, на лавочке посидим.

(девочки садятся на лавочку, Таня в это время играет с куклой).

ТАНЯ(отвлекаясь от игры):А, это вы, девочки.

КАТЯ: А что ты делаешь?

ТАНЯ: Показываю своей Лиле наш новый лагерь.

ДАША (прыснула в кулачок): Скажешь тоже -«лагерь». Он с нашим лагерем вообще ничего общего не имеет. Ни корпусов, ни площадок. Даже асфальта нет.

КАТЯ: Ага. Поиграть негде. Одни только дома и заборы. А на речку воспитатели не пускают. Скучно.

ТАНЯ: И зачем нас сюда привезли? Да еще так срочно? Я даже маме наш новый адрес не сообщила.

КАТЯ(грустно): И я.

ДАША: И я тоже. Вот приедет мама в родительский день в лагерь, а там нет никого. И даже записки никто не оставил.

КАТЯ(заговорщицки): Я слышала, как тетя Маша Нине Андреевне говорила, что от эвакуации срочной этой одни только неприятности. Детям жить негде, кормить нечем. Не ждали нас тут.

ТАНЯ: Это точно… Не ждали…Живем в каком-то большом сарае. Вот только малышам какой-то двухэтажный дом нашли. И то, с военными живут.

ДАША: И что этой войны так все боятся? Вот мой папа на фронт пошел. Знаете, какой он сильный? Он этим фашистам быстро так надает…(сжимает кулачок, потрясает им в воздухе)

КАТЯ: И мой.

ТАНЯ: И мой тоже. (Через паузу). А мне домой, в Ленинград хочется… К маме.

КАТЯ: И мне тоже. Только моя мама на Кировском заводе работает. У нее казарменный режим. Она не может часто домой приходить. Вот и отправила меня в лагерь.

ДАША: А у меня братик маленький. Маме итак тяжело. Еще и за мной смотреть. Лучше в лагере быть.

(во время диалога на заднем плане, озираясь, крадется девочка. В руках что-то держит. Оглядывается, потом прячет что-то под пенек. Только отходит и направляется к девочкам на лавочке, как из-за кулис весело выбегает другая девочка, подбегает к пеньку и достает спрятанное).

АНЯ(ликующе трясет находкой, весело приговаривает): А вот и нашла твой секретик!

МИЛА: Отдай! (пытается отнять)

АНЯ: Нет, сначала я посмотрю. (Разочарованно). Это всего лишь листочек бумаги…

МИЛА: Отдай, говорю. (Обиженно). Тоже мне подруга называется. (Листочек разглаживает и бережно прижимает к груди).

АНЯ(извиняющимся голосом): А что это за листочек?

МИЛА: Мне его один военный подарил. Сказал: «Вот тебе, девочка, листочек. Напиши письмо маме».

(вся эта сцена разворачивается на глазах у девочек на лавочке. Все затихают, двигаются, чтобы Мила села).

ТАНЯ(сквозь слезы негромко): А я тоже хочу письмо маме написать.

КАТЯ: И я…

ДАША(вздыхая): И я.

АНЯ(после паузы радостно): Девочки! У меня же есть карандаш. Точнее, огрызок. Ну это не страшно. Если разделить этот листочек на кусочки, мы все можем написать письма своим мамам моим карандашом. Мила, ты не против?

МИЛА(вздыхая): неси свой карандаш.

Аня убегает за кулисы. Девочки оживились.

КАТЯ: Ой, а что же я маме напишу. Я же точного адреса не знаю.

ДЕВОЧКИ (переглядываясь и растерянно): и мы не знаем.

МИЛА: Мы точного адреса не знаем. Зато мы можем написать «станция Лычково», Ленинградской области, Демьяновский район. А там почтальон нас найдет.

ДЕВОЧКИ: Правда. Как здорово ты, Мила, придумала.

АНЯ: А вот и я. Ну, давайте писать письма.

Мила аккуратно разрывает листок, дает каждой девочке по листочку. Все усаживаются вокруг лавочки и начинают писать, передавая карандаш друг другу. Звучит запись мыслей девочек.

ДАША: «Здравствуй, дорогая мамочка!»

КАТЯ: «У меня все хорошо».

ТАНЯ: «Не волнуйся».

АНЯ: «Передай всем привет. Сашу поцелуй.»

МИЛА: «Люблю тебя, мамочка.»

В это время звуки авианалета, девочки вздрагивают, оглядываются. В ужасе, схватив листки, убегают со сцены. Мигание, затемнение. Взрыв. Тишина. На сцене появляются дети - чтецы.

ЧТЕЦ 1: Мы по полю бежали врассыпную

И падали, уткнувшись в запах трав…

И всюду на дыбы земля вставала,

С беспомощностью нас к себе прижав.

 

Я помню, как немыслимо жестоко

Строчил по людям с неба самолет…

Нас, как траву, косили злые пули…

Как на охоте, настигая влет…

 

Мне захотелось стать травой зеленой,

Букашкой, затерявшейся в земле,

Исчезнуть… раствориться… и не помнить

Тень самолета, пробежавшую по мне…

 

Мозг задохнулся… сердце захлебнулось…

И кровь стремительно ударила в висок.

Но я, хранимая неведомою силой,

Помчалась вновь, не ощущая ног…

 

Смешалось все – и запахи, и звуки,

Растерянность и боль, и суета,

И чьи‑то неожиданные руки,

Из пекла уносившие меня…

 

 

ЧТЕЦ 2: С войной слепою и жестокой

Я бок о бок теперь пойду…

Четыре очень долгих года

Свой Крест недетский понесу…

 

А впереди грядет блокада…

Голодный, стылый Ленинград,

И умирающим не нужен

На Красной площади парад.

 

Нас ждут жестокие потери

И разрушения Души,

А встреча первая с войною –

Лишь пробный камушек войны…

 

Когда охотиться за мною

Немецкий будет самолет,

То захлестнет волною страха

И сердце шлепнется в живот…

 

Потом я с голода и стужи

Тихонько буду умирать…

Еще ужасные виденья

Мне будут душу потрясать…

 

И крысы бабушку обгложат…

И кем‑то съедено дитя…

Но ведь такого быть не может!

Все это пережить нельзя!

 

Но войны жалости не знают,

Война не ведает добро.

Шел по земле жестокий молох,

Не разбирая ничего…

 

Чтецы меняют декорации. Переворачивают их. Фон передних ширм представляет старые обои, с одной стороны разрисованные бабочками и цветочками. Ширма заднего плана превращается в заклеенное окно. Пенек уносят. Передвигают лавочку в сторону.

 

Сцена 2.

Музыка. Выходят Зоя и Мила. Тепло одеты. В руках постельные вещи. Лавочка превращается в постель. Мила ложится под одеяло. Зоя сидит рядом, читает книгу.

Слышится хриплый кашель и какое-то шевеление за кулисами.

ЗОЯ (захлопывая книгу): Кто там? (тревожно) Кто это, а? (встает, идет к дверям). Боже мой, Эрик. Что с тобой?!

 Зоя заходит, поддерживая мальчика. Пальто без пуговиц, на лице кровоподтеки. Мальчик еле идет. Мила вскакивает с кровати, обувает валенки, помогает положить Эрика на кровать.

ЗОЯ: Сейчас, сейчас, я водички принесу. (Уходит)

МИЛА: Эрик, Эричка. Милый. Что случилось?

ЭРИК(отдышавшись): Карточки…(в отчаянии) карточки украли!!!(закрывает глаза руками). Как нам теперь жить?! (плачет, Мила утешает его. Приходит Зоя. Отпаивает его водой)

ЭРИК: Я шел из булочной… Кто‑то подкараулил меня, избил. Стал рвать пальто и оторвал почти все пуговицы. (сквозь слезы)Выдернул из рукавов резинку с варежками, где были карточки, забрал их и Хлеб и сбежал… Наверное, кто‑то выследил в магазине… (с отчаянием) Как я домой вернусь… Там больная голодная бабушка…

ЗОЯ (со вздохом): У нас есть сбитень… из столярного клея. Я отолью его немного. (Встает и уходит за кулисы).

МИЛА: Эрик, Эричка. Я дам тебе немного маминых ниток. Их нужно скатать в комочки и сосать. Это даже почти вкусно… Правда, нитки попахивают машинным маслом, которым мама смазывала швейную машинку. Но это ничего. Когда высосешь из комочка привкус, его долго можно перетирать зубами и только потом глотать. (достает из кармана одежды). На, возьми.

ЭРИК(грустно): спасибо, Мила.

В комнату заходит Зоя.

ЗОЯ: Вот, Эрик. Налила немного. (показывает на бидон).На первое время хватит тебе и бабушке.

ЭРИК (согласно кивая головой): спасибо, Зоя.
ЗОЯ: пойдем, я тебя провожу. А ты, Мила, ложись в постель.

МИЛА: Хорошо, Зоя. Только тарелку включу.

Зоя уводит Эрика, уносит бидон со студнем собой. Мила подходит к «тарелке», висящей на стене, включает. Звучит 7 симфония Шостаковича. Мила хватается за голову, потом что-то ищет. Наконец, находит уголек и начинает рисовать. Самолеты, бомбы. Закрывает лицо руками, плачет. Потом постепенно убирает руки от лица. Медленно выходит на авансцену, начинает читать. Музыка меняется на лирическую. Луч прожектора направлен на девочку.

Мой репродуктор – черная тарелка,

Односторонний собеседник мой…

То мне Берггольц стихи читала тихо,

То будто разговор вела со мной…

 

То Левитан сурово и жестоко

Мне сообщал потери на фронтах

О раненых, пропавших и убитых

И о разрушенных и павших городах…

 

Мне часто сообщали о налетах…

И вой сирены душу раздирал…

Тревога в городе! И жестко об обстреле

Меня мой черный страж оповещал…

 

И отмеряя мне минуты жизни,

Из той «тарелки» щелкал метроном,

Расстреливая в лоб прямой наводкой,

Размеренным, безжалостным щелчком…

 

И с каждым стуком сердце обрывалось…

И с каждым стуком уходила жизнь…

И с каждым стуком съеживались мысли…

Я кожей ощущала свой трагизм…

 

Мой черный страж – убийца и спаситель,

Он все же с жизнью связывал меня…

Не умолкая, в комнате холодной

Напоминал, что я еще жива…

 

Музыка усиливается. Девочка уходит за кулисы. Появляются чтецы-дети. На них пуховые платки.

ЧТЕЦ 1.Я не тушила «зажигалок»…

И не стояла у станка…

Я долго, тихо умирала

В блокадной комнате – одна…

 

Не по годам и как‑то сразу

На взрослость детство разменяв,

Я все могла, я все умела –

Вот в куклы лишь не доиграв…

 

Мою казарменную маму

Я редко видела… в те дни,

И все блокадные невзгоды

На плечи детские легли.

 

Вживалась в очередь – за Хлебом,

Брела за снегом – для воды…

Колола щепки для буржуйки…

Едва спасалась от беды.

 

Мы все взрослели по минутам

И по секундам счет вели…

И тот, кто пережил блокаду, –

По Духу не были детьми…

 

ЧТЕЦ 2:Огонь в буржуйке догорал,

Чуть тлели крохотные угли,

И чайник быстро остывал,

И ноги почему‑то пухли…

 

В озябший детский кулачок

Я дула, пальцы согревая,

Но холод лез из всех углов,

До мелкой дрожи пробивая…

 

Как старушонка, сгорбясь, я

Прошаркала к своей постели,

И, зябко кутаясь в платок,

Я дотащилась еле‑еле…

 

Качнулась подо мной кровать,

Как довоенные качели –

Сознанье плыло в никуда…

По кругу, как на карусели.

 

Но, приходя опять в себя,

Я снова в очередь тащилась…

Опять жила, опять ждала…

Слезами детскими давилась…

 

И обмороженные руки

От боли ныли по ночам,

И холод ледяным ознобом

Блуждал по худеньким плечам…

 

Неправда, что не помнят Дети

Все тяготы блокадных лет…

Мы – Книга Памяти и Боли

И Детских маленьких Побед…

 

 Музыка усиливается. Дети – чтецы замирают. С разных кулис выходят дети со свечами в руках.

5 ребенок: Зажгите в нашу память свечи

И пусть сгорят они потом,

6 ребенок: Но радостно светясь, как дети,

Мы огоньками поживем.

 

7 ребенок: Спаслись от бомб и от снарядов,

От злого холода зимы,

8 ребенок: Но сил у нас осталось мало,

И мы подняться не смогли.

 

9 ребенок: Наш огонек короткой жизни

Потрепетал здесь и погас.

10 ребенок: Совсем мы маленькими были,

Но, люди,

Хором: помните о нас.

 

Музыка возрастает. Немая сцена. Свет гаснет.

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

 

 

Сценарий спектакля

«Мемуары ребенка войны»

(по воспоминаниям Людмилы Пожидаевой)

 

                                

                                                             Автор сценария: Боженова Клавдия Виктровна

 

 

        

 

Курск 2019

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.