|
|||
Картотека словесных игр по речевому развитию»
Опубликовано: «СУНДУЧОК» для педагогов и родителей https://vk.com/club_sunduk_ru «Картотека словесных игр по речевому развитию»
Учитель-дефектолог Тараданчик Е.В.
Цели речевых игр:
· развития речи и мышления детей; · активизация, обогащение их словарного запаса; · улучшение фонематического слуха у детей.
1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря: А) Дополни предложения: - Рыба живет в..., а медведь - в... - Зайчик летом, а зимой... - Грибы растут..., а огурчики - на... - Днем светло, а ночью... - Сахар сладкий, а лимон... - Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.. Б) Закончи предложение: Дети по очереди заканчивают каждое из предложений: Я спою... Я умею... Я помогу... Я хочу... Я принесу... В) Догадайся и подскажи: На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект. - хищный, ширококрылый... - орел; - зеленый, прожорливый... - крокодил; - воронье, серое... - крыло; - блестящее, гладкое... - зеркало. Г) Скажи какой: - Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький… - Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший... - Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про - Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая... - Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...
2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними: А) Веселая семейка: Правильно назвать животных и их детенышей. - Гусь, гусыня, гусята. - Петух, курица, цыплята. - Кот, кошка, котята. - Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята. - Медведь, медведица, медвежата. Б) Большой – малый: Подобрать ласкательное слово. - кот - котик, - река - речушка, - мама - мамочка, - солнце - солнышко, - ваза - вазочка, - береза - березка, - листок - листочек. В) Два – один: Образование из двух простых слов одного сложного: - снег и падать – снегопад, - лес и полоса - лесополоса, - птица и ферма -птицеферма, - небо и склон - небосклон, - хлеб и делать - земледелец, - лес и рубить - лесоруб, - лист и падать – листопад. Г) Поймай мяч: Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу. - береза - березовый, - солнце - солнечный, - весна - весенний, - липа - липовый, - дождь - дождливый.
3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение: А) Согласие – несогласие: Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение. Воспитатель. Сегодня не будет дождя. Дети. Нет, будет, потому что небо тёмное. Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края. Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка). Воспитатель. Это - рыба. Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.
5. Узнай домашних животных: Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд. бизон, сарай, овца. синица, гусь, кролик; лошадь, тигр, енот, медведь; баран, лось, теленок, белка; жираф, курица, коза; утка, селезень, журавль; петух, индюк, куропатка; лиса, собака, обезьяна, заяц; слон, корова, рысь; жеребенок, кошка, мышка; свинья, кабан, землеройка; крот, ягненок, уж; цыпленок, волк, козленок;
6. Какие слова обозначают транспорт?: Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1. дерево, самолет, балкон, телега; грузовик, велосипед, скамейки; поезд, дом, самокат, магазин; трамвай, троллейбус, космос, луна; автобус, дорога, море, машина; пароход, водитель, ракета, комета; столб, метро, лодка, вертолет.
7. Смысловые ряды: Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое. белка-дупло, человек — …; солнце-светло, ночь-…; лошадь-жеребенок, корова-…; книга-обложка, дом -…; собака- щенок, человек-…; птица-гнездо, собака -…; каша-ложка, мясо-…; лодка-вода, поезд-…; куртка-ткань, сапоги-…; цветок-стебель, дерево-…; окно-подоконник, шкаф — …; береза-листья, сосна — …; шуба-пуговица, ботинок -…. Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.
8. Отгадай предмет: Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат. кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай); ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево); ручки, зубья, (пила); дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля); растения, садовник, забор, земля (сад); подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом); спинки, матрас, ножки (кровать); крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет); кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик); подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок) глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо); лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок); пол, стены, обои, потолок (комната); обложка, листы, картинки, буквы (книга); подоконник, рама, форточка, стекло (окно).
9. Что общее у предметов?: Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни. У двух предметов: кастрюля, сковорода (посуда); шляпа, шапка (головные уборы); огурец, морковь (овощи); стол, стул (мебель); корова, коза (домашние животные); тюльпан, роза (цветы); шкаф, кровать (мебель); персик, слива (фрукты); платье, юбка (одежда); дождь, снег (осадки); сапоги, ботинки (обувь); коза, свинья (домашние животные); тарелка, ложка (посуда); сорока, воробей (птицы); Москва, …(название родного города) (города); Волга, Дон (реки); квас, фанта (напитки); самолет, вертолет (воздушный транспорт); автобус, троллейбус (наземный транспорт); кошка, коза (домашние животные). катер, корабль (водный транспорт);
У трех предметов: сапоги, ботинки, туфли (обувь); пирамида, груша, елка (похожи на треугольник); солнце, одуванчик, круг (круглые); портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности); тарелка, сковорода, чашка (посуда); лист, трава, елка, крокодил (зеленые). мяч, солнце, шарик (круглые);
10. Отгадай, о какой группе предметов идет речь: Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи). Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты). Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы). Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда). Носят на ногах (обувь). Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные). Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно — шапки).
11. Отгадай название предмета по описанию: Например: «Что это?» Овощ, круглый, красный, вкусный. Признаки Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки. Это фрукт желтого цвета; очень кислый. Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник. Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается. Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные. Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются. Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках. Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки. Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.
12. Подберите соответствующих животных к следующим словам: Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное. зеленая, пучеглазая…; маленький, звенящий, длинноносый…; голодный, серый, зубастый, злой…; большой, рогатый…; злой, зубастый, зеленый…; лохматый, косолапый…; маленькая, ловкая, проворная…; хищный, сильный, полосатый…; ловкая, шумная, хвостатая…; яркое, теплое….
Опубликовано: «СУНДУЧОК» для воспитателей, родителей и детей https://vk.com/club_sunduk_ru
|
|||
|