Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Кафедра разработки месторождений полезных ископаемых»

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Реферат

 

По дисциплине        ИСТОРИЯ ГОРНОЙ НАУКИ

(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

 

 

Тема:                                Менеджмент

 

Выполнил: студент гр. БТБ-XX                                     Орбузова А. М.

                                                              (подпись)                (Ф.И.О.)

 

Проверил:     доцент                                                     Дмитриев П. Н.

                    (должность)                 (подпись)                (Ф.И.О.)

 

Санкт-Петербург

2021 год

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

ИСТОРИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЕНЫЕ. 7

СВЯЗЬ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ МЕНЕДЖМЕНТА С ДРУГИМИ НАУКАМИ 12

ПРЕДМЕТ РАССМОТРЕНИЯ. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.. 13

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 14

КОМПЕТЕНЦИИ, которыми должен обладать студент по окончании изучения дисциплины.. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 19

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Учебный план программы «Техносферная безопасность» включает в себя различные дисциплины, целью изучения которых является формирование у студента необходимых компетенций. Дисциплина «Менеджмент» относится к дисциплинам по выбору вариативной части основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Техносферная безопасность» и изучается в течение 4 семестра.

Целью этой работы является определение роли дисциплины «Менеджмент» в учебном плане. Необходимо узнать и изучить историю возникновения дисциплины, предмет ее рассмотрения, связь с другими предметами в учебном плане и определить компетенции, которыми должен обладать студент по окончании изучения курса менеджмента.

 Менеджмент — это одно из направлений современной экономической науки, направленное на создание, планирование и реализацию плана развития предприятия, организации, фирмы с целью максимизации потенциального профита (предпринимательского дохода) компании, создания устойчивой системы управления предприятием.

Термин "менеджмент" (management) американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control"; для государственного или общественного управления -"government administration" или "public administration". Иногда к слову "management" добавляется слово "business" (business management), что подчеркивает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Мы в дальнейшем будем применять термин "управление" в том же значении, что и "менеджмент".

Целью менеджмента как науки является установление законов, закономерностей, принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

В рамках реализации поставленной цели в менеджменте решаются следующие задачи:

- объяснение природы управленческого труда;

- установление причинно-следственных связей в управленческой деятельности;

- выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным.

Полное осознание важности менеджмента невозможно без знакомства с базовыми функциями, каждая из которых дополняет наше представление о менеджменте.

Функции:

1. Планирование. Любое предприятие ставить перед собой глобальные цели и выявляет спектр основных задач, которые необходимо будет разрешить за определённый промежуток времени. Без детализации и планирования невозможно очертить круг дальнейших действий. Необходимо заблаговременно ознакомиться с теми проблемами, которые ожидают компанию на пути своего становления, а так же найти оптимальные пути их решения. Планирование дисциплинирует, помогает оптимизировать расходы, распределить ресурсы и производственные силы;

2. Нацеленность на положительный результат. Правильно выработанная стратегия, строго очерченный список задач и наличие единой глобальной цели в значительной степени стимулируют работу компании. На плечи руководства возложена задача донести до каждого члена рабочего коллектива, насколько важны поставленные цели и каким образом можно их достичь;

3. Грамотная организация работы. Хаотичность в рабочем процессе губительна. Она тормозит работу компании, обнажая её слабые места, поэтому крайне важно управленцу грамотно организовать рабочий процесс, чтобы, независимо от локальных проблем, единый результат коллектива был положительным;

4. Координация. Управленец обязан быть вовлечённым в рабочий процесс, чтобы суметь вовремя направить работника, стимулировать и подсказать. Функция не настолько важна, как предыдущие, но она позволяет пресечь возможные ошибки и недоработки ещё на начальной стадии;

5. Контроль. Мало раздать указания работникам, важно контролировать все сферы производственного процесса. Контроль помогает в процессе анализа деятельности фирмы, а так же позволяет выявить ошибочные решения, принятые ранее. Контроль должен выполняться грамотно и мягко, чтобы не возникало ситуации, когда управленец нависает над работником, будто коршун над жертвой;

6. Поощрение. Каждый работник индивидуален, он имеет свои взгляды на рабочий процесс и желает видеть отклик на собственные действия, поэтому важно не игнорировать, а поощрять и мотивировать персонал. Для этого стоит заранее продумать систему поощрений, выделить средства в бюджете для премий лучшим работникам, организовывать совместный досуг работников для улучшения их взаимоотношений.

Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятий, сложностью технологий, необходимостью владения управленческими навыками. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.

Сегодня умение управлять необходимо. Менеджмент сможет научить, как правильно вести себя в групповой работе, а также поможет выявить свои лидерские качества, коммуникативные способности, определить уровень конфликтности личности, наличие навыков работы в группе у каждого студента в отдельности.

 

 


 

ИСТОРИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЕНЫЕ

Наиболее простые формы управления появились еще в первобытном обществе, тогда управление создавалось всеми членами рода, а не конкретными людьми.

Переход от собирательства и охоты к производству положил начало зарождению менеджмента. Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему. Различные древнегреческие мыслители понимали понятие и цели управления по-своему:

- Сократ считал, что самым важным является нужный человек на правильном месте, выполняющий поставленные задачи.

- Платон утверждал, что управление – главный элемент жизнеобеспечения общества.

- Аристотель доказывал необходимость наличия управляющего над рабами, чтобы владельцы могли посвятить себя более нужным делам.

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний в конце XIX - в начале XX века. К этому времени относятся первые работы ученых и практиков, попытавшихся обобщить накопленный в области управления опыт и сформировать основы менеджмента.

К числу наиболее заметных учений этой группы можно отнести научное управление, бихевиористские учения (систематический подход к изучению поведения людей и животных; сочетает элементы философии, методологии и психологической теории)  и организационные теории.

     Учредителем и основным разработчиком идей научного управления является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915). В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор не был ни ученым-исследователем, ни профессором школы бизнеса. Он был практиком: сначала рабочим, а потом менеджером. Начав с рабочего, он прошел по нескольким уровням иерархии и дорос до уровня главного инженера в сталелитейной компании. Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения эффективности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности. Тейлор исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту профита, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также расти.

Тейлор был промышленным инженером, поэтому для него было совершенно естественным смотреть на управление как на машину. Следует отметить, что такой подход был всеобщим в то время. Само преподавание менеджмента велось в виде промышленного инжиниринга. Он считал, что менеджеры должны думать, а рабочие — работать. Это приводило к появлению большого числа функциональных менеджеров и углубленной специализации на базе операционного разделения труда.

Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений, зародившейся в современном менеджменте в 20—30-е гг. Создателем этой школы является Элтон Мэйо (1880—1949). Основные разработки, касающиеся данной концепции, он сделал, будучи профессором Школы бизнеса Гарвардского университета. Принципиальным этапом в разработке этой концепции явилось участие Мэйо в проведении так называемого Хоуторнского эксперимента. Данное исследование проводилось в течение нескольких лет в 20— 30-х гг. ХХ века в «Вэстерн Электрик Компани». Принято считать, что это было самое крупное эмпирическое исследование из всех исследований, когда-либо проводившихся в области менеджмента.

В начале эксперимента группой инженеров-исследователей была поставлена задача определения влияния на эффективность труда рабочих освещенности, продолжительности перерывов и ряда других формирующих условия труда факторов. Была отобрана группа из шести рабочих, которые были помещены для наблюдения в специальное помещение и над которыми производились различные эксперименты. Оказалось, что эффективность труда сохранялась выше средней и почти не зависела от изменений освещенности и других исследуемых факторов. Участвовавшие в проведении исследования ученые во главе с Мэйо пришли к выводу, что высокая производительность объяснялась особыми отношениями между людьми, их совместной работой. Данное исследование также показало, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами. В отличие от Тейлора Мэйо не считал, что рабочий ленив по своей природе. Напротив, он утверждал, что, если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом. Мэйо говорил, что менеджеры должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе.

Огромный вклад в развитие бихевиористского направления в управлении внес Абрахам Маслоу (1908—1970), разработавший нашедшую в дальнейшем широкое применение в менеджменте теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». В соответствии с учением Маслоу человек имеет сложную структуру иерархически расположенных потребностей, и управление в соответствии с этим должно вестись на основе выявления потребностей рабочего и использования соответствующих методов мотивирования.

Если Тейлор концентрировал внимание на том, как лучше выполнять задачи, операции и функции, то Мэйо и бихевиористы искали ответа на вопросы, относящиеся к природе отношений в коллективе, к мотивам человеческой деятельности.

Анри Файоль (1841—1925) пытался найти ответы на вопросы, касающиеся эффективного управления организацией в целом, изучал содержание деятельности по управлению организацией. Он почти всю свою сознательную жизнь проработал во французской компании по переработке угля и железной руды. Центром внимания Файоля была управленческая деятельность, и он считал, что его успех в качестве менеджера связан в первую очередь с тем, что он правильно организовывал и осуществлял свою работу. Более того, он считал, что при правильной организации работы каждый менеджер может добиться успеха. В определенном смысле Файоль имел аналогичный с Тейлором подход: он стремился найти правила рациональной деятельности.

Несомненно, огромный вклад в развитие управленческой мысли внес немецкий юрист и социолог Макс Вебер (1864—1920), разработавший теорию бюрократического построения организации и системы управления, в частности. Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации и прав и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в веберовской концепции организации. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников, конкретные решения и деятельность руководства. Вебер считал, что бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость.

Одним из самых выдающихся теоретиков современности в области управления несомненно является Питер Дракер, автор многих книг по управлению, консультант крупнейших фирм, профессор Нью-Йоркского университета на протяжении более чем 20 лет, а с 1971 г. — профессор Высшей школы Кларемонт в Калифорнии. Одним из самых известных теоретических положений, выдвинутых Дракером, является его концепция управления по целям. Это явилось революционизирующим начинанием в управлении, так как в 50-х гг., когда он выдвинул эту концепцию, в основном внимание менеджеров было сконцентрировано на функциях и процессе. Идея Дракера о том, что управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процесса, в корне перевернула логику управления. Дракер выдвинул большое количество идей в области менеджмента. Несомненно, стержневой идеей его учения является идея об исключительной роли и исключительном значении профессиональных менеджеров. Управленческая элита, по мнению Дракера, является основой бизнеса и должна играть ведущую роль в развитии современного бизнеса и современного общества.

В современном представлении менеджмент как наука отражает деятельность общества по генерированию и систематизации управленческой мысли, ее организации и актуализации для применения в деятельности, регулированию содержания теории в образовательной деятельности субъектов управленческих отношений, систематизации предметной области менеджмента, самопознания в управленческой практике. Для современного менеджмента характерна многокомпонентная структура, предполагающая его рассмотрение как «системы менеджмента».

 

 

СВЯЗЬ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ менеджмента С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Теория менеджмента связана с комплексом научных дисциплин, а именно:

1. «Психология и педагогика» - на знаниях относительно психологии поведения людей в процессе производства, коллективной работы основаны теории мотивации, стили руководства, организационные структуры. Управление отношениями в коллективе требует знания закономерностей и возможностей функционирования и развития социальных групп.

2. «Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело», «Управление техносферной безопасностью» - определенные знания менеджмента позволяют грамотно организовать деятельность по решению задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды.

3. «Экономика предприятий», «Основы предпринимательства» - позволяют добиться экономически обоснованных управленческих решений и формирования действенного механизма их реализации, позволяющего достигнуть целей либо миссии организации с наименьшими издержками и в кратчайшие сроки.


 

ПРЕДМЕТ РАССМОТРЕНИЯ. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Дисциплина «Менеджмент» к дисциплинам по выбору вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность (уровень бакалавриата)» и изучается в 4 семестре.

Предметом рассмотрения дисциплиныявляется социальная организация, механизм управления, органы структуры управления, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура и всё то, что составляет систему управления.

Цель дисциплины:    формирование у студентов понимания ключевых понятий и принципов менеджмента, эффективного управления, инструментов проведения анализа среды, в которой функционирует объект нефтегазового комплекса.

Задачи дисциплины:

·     освоить функции, методы и принципы менеджмента, а также методы принятия управленческих решений;  

· освоить системный анализ и программно-целевой подход к функционированию предприятия;  

· овладеть навыками использования на практике передового отечественного и зарубежного опыта в управлении экономическими ресурсами, инновациями, персоналом, технологическими процессами;  

· изучить требования к квалификации менеджера и получить основные профессиональные навыки.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. Лекции, которые являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучающихся;

Цели лекционных занятий:

-дать систематизированные научные знания по дисциплине, акцентировать внимание на наиболее сложных вопросах дисциплины;

-стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся,    способствовать формированию их творческого мышления.

2. Практические занятия. Цели практических занятий:

-совершенствовать умения и навыки решения практических задач.

Главным содержанием этого вида учебных занятий является работа каждого обучающегося по овладению практическими умениями и навыками профессиональной деятельности.

3. Консультации (текущая консультация, накануне зачета) является одной из форм руководства учебной работой обучающихся и оказания им помощи в самостоятельном изучении материала дисциплины, в ликвидации имеющихся пробелов в знаниях, задолженностей по текущим занятиям, в подготовке письменных работ (проектов).

Текущие консультации проводятся преподавателем, ведущим занятия в учебной группе, и носят как индивидуальный, так и групповой характер.

4. Самостоятельная работа обучающихся направлена на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и других занятиях, выработку навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовку к предстоящим учебным занятиям и промежуточному контролю.


Общая трудоемкость дисциплины «Менеджмент» составляет 2 зачетных единицы, 72 ак. часа.

Вид учебной работы

Всего ак. часов

Ак. часы по семестрам
Аудиторные занятия, в том числе:
Лекции
Практические занятия
Лабораторные работы    
Самостоятельная работа студентов, в том числе:           36
Выполнение курсовой работы и проекта    
Подготовка к семинарским занятиям    
Подготовка к практическим занятиям
Подготовка к лабораторным занятиям    
Вид промежуточной аттестации — зачет    
Общая трудоемкость дисциплины    
ак. час.
зач. ед. з

 



КОМПЕТЕНЦИИ, которыми должен обладать студент по окончании изучения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Менеджмент» направлен на формирование следующих компетенций:

Формируемые компетенции по ФГОС ВО

Основные показатели освоения дисциплины

Содержание компетенции Код компетенции


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.