|
|||
Транспорт в условиях рыночной экономики. Варианты транспортного обслуживания и их оценка (краткий конспект)
ПОНЯТИЕ РЫНКА, ЕГО ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ИНФРАСТРУКТУРА
В 17 в. в мире начинают складываться рыночные отношения (хозяйство) Рынок – 1) система экономических отношений между продавцами и покупателями, когда происходит передача прав собственности; 2) совокупность эк. отношений производства и обмена при помощи денег; 3) совокупность сделок (трансакций); 4) выражает сущность отношений по поводу движения товаров и денег. Рынок не создаёт богатства. Он создаёт условия для производства богатств. Рынок работает на основе частной собственности. Чтобы появился рынок и функционировал, нужны определённые условия: - Мобильность факторов производства (свободное перемещение капитала и рабочей силы). - Доступность любой информации для участников рынка. - Полная однородность произведенных товаров. - Ни один участник рынка не должен влиять на других. функции рынка: Сущность рынка всегда видна через функции рынка. · Коммуникативные – торговля. Обеспечивает связь между производителем и потребителем; между работниками и работодателями. · Оценочная – рынок позволяет соизмерить индивидуальные издержки с общественно-необходимыми (Общественно-необходимые затраты – это некие затраты при среднем уровне умелости, интенсивности (средний уровень затрат); · Солирующая – на рынке побеждает сильнейший. В России – система банкротства. Предприятие – банкрот продаётся на аукционе. · Стимулирующая – рынок влияет на соотношение спроса и предложения, стимулирует производство; это заставляет производителей совершенствовать качество товара, увеличивать производительность, уменьшать затраты на производство продукции. Рынок – стихийный регулятор производства. · Информационная – рынок это гигантский компьютер. В последнее время эта функция играет всё большую роль. Прежде чем принять решение о выпуске продукции, реализации – можно получить любую информацию. Структура рынка: Рынок формировался в течение столетий. Он состоит из множества элементов, сложившихся в систему. Из множества рыночных отношений выделяется три крупных сектора: Рынок товаров; Инфраструктура: 1.Это совокупность организаций (правовых, административных и т.д.), обеспечивающих движение товаров и услуг; 2. Это совокупность организаций, обслуживающих рыночную систему. К инфраструктуре относится: фондовая, сырьевая, продовольственная биржи, банки (коммерческие, сберегательные, эмиссионные), сбытовые организации, биржа труда, страховые компании (в России они только на начальном этапе), налоговая система, рекламные агентства, ярмарки и т.д.. Типы рынков: Местные; Региональные; Национальные; Межнациональные; Международные. По степени насыщенности товаров: Дефицитный; Равновесный; Избыточный. По степени развития:Развитый; Формирующийся; Рынок потребительских товаров (краткосрочный, длинносрочный); Рынок средств производства; Рынок услуг; Рынок духовных благ. Для функционирования рынка нужен механизм рынка. Конкуренция – главный элемент рыночного механизма. Она объединяет участников рынка чрез цены, спрос, предложение и т.д.. К. пронизывает все рыночные отношения. К – способ организации рынка. Это отношения между хоз. субъектами по поводу сравнения результатов их деятельности. К – объективная среда, обеспечивает функц. рынка. Основные формы конкуренции: - Совершенная – это конкуренция в эпоху развития рынка; - Несовершенная – разновидность несовершенной конкуренции (монополия).
Транспорт в условиях рыночной экономики. Варианты транспортного обслуживания и их оценка (краткий конспект) Анализ рынка услуг, предоставляемых различными видами транспорта грузовладельцам и пассажирам, позволяет сравнить и оценить возможные варианты транспортного обслуживания в современных рыночных условиях экономики. При этом выбор вариантов транспортного обслуживания принимают грузовладельцы и пассажиры. Такой выбор опирается на сравнение не только затрат, связанных с перевозками, но также с их продолжительностью, надежностью, безопасностью, предоставленными удобствами. Потребители транспортных услуг учитывают все затраты на всем пути. Так, при доставке грузов в общую сумму затрат включают расходы на перегрузки и хранение грузов по маршруту их движения, а при поездках пассажиров — расходы, связанные с пребыванием в пунктах пересадки. Рассмотрим преимущества и недостатки каждого вида транспорта при осуществлении грузовых перевозок. Железнодорожный транспорт позволяет осваивать любые грузопотоки на любые расстояния со средней скоростью сообщения 280 км/сут и сравнительно невысокими расходами. Он является транспортом круглогодичного действия и наиболее безопасным в экологическом отношении. Средняя дальность перевозки грузов по железной дороге более 1200 км. Несмотря на отмеченные преимущества железнодорожного транспорта при перевозках грузов, существует ряд ситуаций, когда использование других видов транспорта оказывается предпочтительнее. Трубопроводный транспорт, как отмечено выше, обеспечивает доставку природного газа, нефти и нефтепродуктов на большие расстояния в короткие сроки и во все времена года. Перевозки этих грузов по железным и автомобильным дорогам и водным путям либо неосуществимы (например, природный газ требует при его доставке в транспортных емкостях предварительного сжижения), либо затруднительны из-за их высокой пожаро- и взрывоопасности (нефть и нефтепродукты). Высокая средняя дальность доставки грузов на трубопроводном транспорте обусловлена удаленностью мест добычи от мест потребления. Трубопроводный транспорт характеризуется сравнительно низкой себестоимостью транспортирования перекачиваемой продукции. Речной транспорт, несмотря на сезонный характер, играет существенную роль в обеспечении перевозок грузов в районах Крайнего Севера и особенно в восточном секторе Арктики. Этот вид транспорта характеризуется способностью осваивать большие грузопотоки на определенных направлениях. По уровню затрат на единицу перевозочной работы он приближается к железнодорожному транспорту и имеет достаточно высокий показатель среднего расстояния перевозки. Его использование ограничивают относительно малая скорость сообщения, географические особенности прохождения водных путей, зависимость от работы портов. Морской транспорт используют, главным образом, для перевозок внешнеэкономического характера. Он характеризуется достаточно низкой себестоимостью (близкой к показателям железнодорожного и внутреннего водного транспорта), способностью осваивать большие грузопотоки и имеет чрезвычайно высокую дальность перевозок. Его использование во многом ограничивается природно-климатическими условиями конкретных морских бассейнов. Выбор морского транспорта является приоритетным в ситуациях, когда нет другого способа доставки либо когда срок доставки не является определяющим фактором. Воздушный транспорт незаменим в экстремальных условиях. Используется для скоростных перевозок дорогих и срочных грузов (золото, пушнина, медикаменты, выставочные экспонаты и др). Его характеризует чрезвычайно высокий уровень затрат на единицу перевозочной работы (в 50 раз больше, чем на железнодорожном транспорте). Среднее расстояние перевозки грузов этим видом транспорта в 3,5-4 раза больше, чем железнодорожным. Для него характерна большая зависимость от погодных условий. Автомобильный транспорт характеризуется скоростью доставки грузов, зависящей от состояния автодорог, всесезонностью использования, способностью осуществлять перевозки «от двери до двери» благодаря разветвленной сети дорог. Он используется при необходимости доставки небольших партий грузов одного наименования или сборных в основном на короткие расстояния, где значительно падает рентабельность железнодорожных перевозок. Наибольший вес отправки в одном автомобиле не более 30 т. Среднее расстояние доставки грузов автомобильным транспортом в 50 раз меньше, чем железнодорожным. Однако он все чаще находит применение при перевозке «дорогих» грузов и на сравнительно дальние расстояния, в том числе на маршрутах доставки внешнеторговых грузов. Автомобильный и железнодорожный транспорт в международном сообщении могут быть использованы для доставки одних и тех же грузов в одни и те же регионы, т.е. эти виды транспорта являются конкурентами. Но из-за недостаточно развитой сети автомобильных дорог и незначительной специализации автопарка роль автотранспорта в сфере международных грузовых перевозок невелика. Распределение объемов международных перевозок по видам транспорта: железнодорожный — 45%, морской и речной — 43%, трубопроводный — 6%, автомобильный — 5,5%, воздушный — 0,5%. Грузовладелец выбирает определенный вид транспорта или их сочетания с учетом следующих факторов: ·базисных условий поставки товаров; · характеристик груза (его массы, объема, габаритов, конфигурации, опасности, температурного режима перевозок и др.); · количества отправляемых партий груза и их ценности; · расстояния перевозки; существующих ограничений по скорости доставки груза; близости расположения пункта назначения груза к железным, автомобильным дорогам, морским или речным портам, грузовым аэропортам; · необходимости охраны груза в пути следования; · возможности контроля местонахождения груза по маршруту его продвижения и др. При выборе предпочтительного вида транспорта или их сочетания рассчитывают общие совокупные затраты по каждому альтернативному варианту перевозки. В основе любого варианта находится транспортно-технологическая схема, которой должны быть определены: 1. Этапность доставки товара, его потребителей, транспортных и экспедиторских организаций. 2. Способ доставки (обычный, контейнерный, пакетный). 3. Типы применяемых транспортных средств. 4. Способы производства погрузочно-разгрузочных и складских работ по маршруту движения. Затем все маршруты передвижения груза «от двери до двери» делят на этапы (шаги) по каждому варианту доставки. По каждому шагу рассчитывают приведенные затраты и суммируют их для каждого варианта. Вариант, по которому приведенные суммированные затраты окажутся минимальными, следует считать экономически целесообразным. При равенстве приведенных затрат по вариантам доставки или их небольшой разнице окончательное решение принимают по критериям: обеспечение лучшей сохранности груза, ускорения перевозки, минимальные трудозатраты и др. При выборе оптимального маршрута доставки груза обычно намечают и сравнивают различные транспортные схемы его продвижения от склада отправителя до склада получателя. Эти схемы могут включать в себя один или несколько видов транспорта (при смешанных сообщениях). Чем больше видов транспорта намечается использовать в смешанном сообщении, тем большее число перегрузочных операций придется выполнять по маршруту следования груза. Общая продолжительность таких операций оказывает существенное влияние как на сроки доставки груза, так и на его сохранность в пути. Иными словами, к собственно транспортным издержкам добавляются затраты на перегрузочные операции. Связанные с ними задержки грузов в пунктах перегрузки удлиняют общие сроки доставки, увеличивают риски порчи, повреждений, хищений грузов. При пассажирских перевозках основными факторами, которые определяют предпочтительный вариант транспортного обслуживания, являются: цель и стоимость поездки, ее продолжительность, удобство расписания, близость подъезда пассажиров к пункту их отправления, комфортность и безопасность поездки. При невозможности добраться к пункту назначения одним видом транспорта пассажир комбинирует различные варианты своего передвижения, выбирая из них самый экономный по затратам, времени пребывания в поездке и удобного прибытия в пункты пересадок, назначения и др.
|
|||
|