Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Транспорт в условиях рыночной экономики. Варианты транспортного обслуживания и их оценка (краткий конспект)



 

ПОНЯТИЕ РЫНКА, ЕГО ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ИНФРАСТРУКТУРА

 

В 17 в. в мире начинают складываться рыночные отношения (хозяйство)

Рынок – 1) система экономических отношений между продавцами и покупателями, когда происходит передача прав собственности;

2) совокупность эк. отношений производства и обмена при помощи денег;

3) совокупность сделок (трансакций);

4)  выражает сущность отношений по поводу движения товаров и денег.

Рынок не создаёт богатства. Он создаёт условия для производства богатств. Рынок работает на основе частной собственности. Чтобы появился рынок и функционировал, нужны определённые условия:
- Ничем не ограниченное число участников конкуренции;

- Мобильность факторов производства (свободное перемещение капитала и рабочей силы).

- Доступность любой информации для участников рынка.

- Полная однородность произведенных товаров.

- Ни один участник рынка не должен влиять на других.

функции рынка:

Сущность рынка всегда видна через функции рынка.

· Коммуникативные – торговля. Обеспечивает связь между производителем и потребителем; между работниками и работодателями.

· Оценочная – рынок позволяет соизмерить индивидуальные издержки с общественно-необходимыми (Общественно-необходимые затраты – это некие затраты при среднем уровне умелости, интенсивности (средний уровень затрат);

· Солирующая – на рынке побеждает сильнейший. В России – система банкротства. Предприятие – банкрот продаётся на аукционе.

· Стимулирующая – рынок влияет на соотношение спроса и предложения, стимулирует производство; это заставляет производителей совершенствовать качество товара, увеличивать производительность, уменьшать затраты на производство продукции. Рынок – стихийный регулятор производства.

· Информационная – рынок это гигантский компьютер. В последнее время эта функция играет всё большую роль. Прежде чем принять решение о выпуске продукции, реализации – можно получить любую информацию.

 Структура рынка:

Рынок формировался в течение столетий. Он состоит из множества элементов, сложившихся в систему. Из множества рыночных отношений выделяется три крупных сектора: Рынок товаров;
Рынок услуг; Рынок денежный; Рынок рабочей силы.

      Инфраструктура:

1.Это совокупность организаций (правовых, административных и т.д.), обеспечивающих движение товаров и услуг;

2. Это совокупность организаций, обслуживающих рыночную систему.

К инфраструктуре относится: фондовая, сырьевая, продовольственная биржи, банки (коммерческие, сберегательные, эмиссионные), сбытовые организации, биржа труда, страховые компании (в России они только на начальном этапе), налоговая система, рекламные агентства, ярмарки и т.д..

     Типы рынков: Местные; Региональные; Национальные; Межнациональные; Международные.

    По степени насыщенности товаров: Дефицитный; Равновесный; Избыточный.

    По степени развития:Развитый; Формирующийся; Рынок потребительских товаров (краткосрочный, длинносрочный); Рынок средств производства; Рынок услуг; Рынок духовных благ.

Для функционирования рынка нужен механизм рынка. Конкуренция – главный элемент рыночного механизма. Она объединяет участников рынка чрез цены, спрос, предложение и т.д.. К. пронизывает все рыночные отношения. К – способ организации рынка. Это отношения между хоз. субъектами по поводу сравнения результатов их деятельности. К – объективная среда, обеспечивает функц. рынка. 

Основные формы конкуренции:  - Совершенная – это конкуренция в эпоху развития рынка;

- Несовершенная – разновидность несовершенной конкуренции (монополия).

 

Транспорт в условиях рыночной экономики. Варианты транспортного обслуживания и их оценка (краткий конспект)

Анализ рынка услуг, предоставляемых различными видами транспорта грузовладельцам и пассажирам, позволяет сравнить и оценить возможные варианты транспортного обслуживания в современных рыночных условиях эко­номики. При этом выбор вариантов транспортного обслуживания принимают грузо­владельцы и пассажиры.

Такой выбор опирается на сравнение не только затрат, связан­ных с перевозками, но также с их продолжительностью, надежностью, безопасностью, предоставленными удобствами. Потребители транспортных услуг учитывают все затраты на всем пути.  Так, при доставке грузов в общую сумму затрат включают расходы на перегрузки и хранение грузов по маршруту их движения, а при поездках пассажиров — расходы, связанные с пребыванием в пунктах пе­ресадки.

 Рассмотрим преимущества и недостатки каждого вида транспорта при осуществлении грузовых перевозок.

Железнодорожный транспорт позволяет осваивать любые грузо­потоки на любые расстояния со средней скоростью сообщения 280 км/сут и сравнительно невысокими расходами. Он является транс­портом круглогодичного действия и наиболее безопасным в экологи­ческом отношении. Средняя дальность перевозки грузов по железной дороге более 1200 км. Несмотря на отмеченные преимущества желез­нодорожного транспорта при перевозках грузов, существует ряд ситуаций, когда использование других видов транспорта оказывается предпочтительнее.

Трубопроводный транспорт, как отмечено выше, обеспечивает доставку природного газа, нефти и нефтепродуктов на большие расстояния в короткие сроки и во все времена года. Перевозки этих грузов по железным и автомобильным дорогам и водным пу­тям либо неосуществимы (например, природный газ требует при его доставке в транспортных емкостях предварительного сжи­жения), либо затруднительны из-за их высокой пожаро- и взрыво­опасности (нефть и нефтепродукты). Высокая средняя дальность доставки грузов на трубопроводном транспорте обусловлена уда­ленностью мест добычи от мест потребления. Трубопроводный транспорт характеризуется сравнительно низкой себестоимостью транспортирования перекачиваемой продукции.

Речной транспорт, несмотря на сезонный характер, играет су­щественную роль в обеспечении перевозок грузов в районах Край­него Севера и особенно в восточном секторе Арктики.  Этот вид транспорта характеризуется способностью осваивать большие грузопотоки на определенных направ­лениях. По уровню затрат на единицу перевозочной работы он приближается к железнодорожному транспорту и имеет достаточ­но высокий показатель среднего расстояния перевозки. Его ис­пользование ограничивают относительно малая скорость сообще­ния, географические особенности прохождения водных путей, зависимость от работы портов.

Морской транспорт используют, главным образом, для пере­возок внешнеэкономического характера. Он характеризуется дос­таточно низкой себестоимостью (близкой к показателям железно­дорожного и внутреннего водного транспорта), способностью осваивать большие грузопотоки и имеет чрезвычайно высокую дальность перевозок. Его использование во многом ограничивает­ся природно-климатическими условиями конкретных морских бас­сейнов. Выбор морского транспорта является приоритетным в си­туациях, когда нет другого способа доставки либо когда срок доставки не является определяющим фактором.

Воздушный транспорт незаменим в экстремальных условиях. Используется для скоростных перевозок дорогих и срочных грузов (золото, пушнина, медикаменты, выставочные экспонаты и др). Его характеризует чрезвычайно высокий уровень затрат на единицу пе­ревозочной работы (в 50 раз больше, чем на железнодорожном транспорте). Среднее расстояние перевозки грузов этим видом транспорта в 3,5-4 раза больше, чем железнодорожным. Для него характерна большая зависимость от погодных условий.

Автомобильный транспорт характеризуется скоростью достав­ки грузов, зависящей от состояния автодорог, всесезонностью ис­пользования, способностью осуществлять перевозки «от двери до двери» благодаря разветвленной сети дорог. Он используется при необходимости доставки небольших партий грузов одного наи­менования или сборных в основном на короткие расстояния, где значительно падает рентабельность железнодорожных перевозок.

Наибольший вес отправки в одном автомобиле не более 30 т. Среднее расстояние доставки грузов автомобильным транспор­том в 50 раз меньше, чем железнодорожным. Однако он все чаще находит применение при перевозке «дорогих» грузов и на срав­нительно дальние расстояния, в том числе на маршрутах достав­ки внешнеторговых грузов.

Автомобильный и железнодорожный транспорт в междуна­родном сообщении могут быть использованы для доставки одних и тех же грузов в одни и те же регионы, т.е. эти виды транс­порта являются конкурентами. Но из-за недостаточно развитой сети автомобильных дорог и незначительной специализации ав­топарка роль автотранспорта в сфере международных грузовых перевозок невелика.

Распределение объемов международных перевозок по видам транспорта: железнодорожный — 45%, морской и речной — 43%, трубопроводный — 6%, автомобильный — 5,5%, воздушный — 0,5%.

Грузовладелец выбирает определенный вид транспорта или их сочетания с учетом следующих факторов:

·базисных условий по­ставки товаров;

· характеристик груза (его массы, объема, габари­тов, конфигурации, опасности, температурного режима перево­зок и др.);

· количества отправляемых партий груза и их ценности;

· расстояния перевозки; существующих ограничений по скорости доставки груза; близости расположения пункта назначения груза к железным, автомобильным дорогам, морским или речным пор­там, грузовым аэропортам;

· необходимости охраны груза в пути следования;

· возможности контроля местонахождения груза по маршруту его продвижения и др.

При выборе пред­почтительного вида транспорта или их сочетания рассчитывают общие совокупные затраты по каждому альтернативному вари­анту перевозки.

В основе любого варианта находится транспортно-технологическая схема, которой должны быть определены:

1. Этапность доставки то­вара, его потребителей, транспортных и экспедиторских организаций.

2. Способ доставки (обычный, контейнерный, пакетный).

3. Типы применяемых транспортных средств.

4. Способы производства погрузочно-разгрузочных и складс­ких работ по маршруту движения.

Затем все маршруты передвижения груза «от двери до двери» делят на этапы (шаги) по каждому варианту доставки. По каждо­му шагу рассчитывают приведенные затраты и суммируют их для каждого варианта.

Вариант, по которому приведенные суммированные затраты окажутся минимальными, следует считать экономически целесо­образным.

При равенстве приведенных затрат по вариантам доставки или их небольшой разнице окончательное решение принимают по критериям: обеспечение лучшей сохранности груза, ускорения перевозки, минимальные трудозатраты и др.

При выборе оптимального маршрута доставки груза обычно намечают и сравнивают различные транспортные схемы его про­движения от склада отправителя до склада получателя. Эти схе­мы могут включать в себя один или несколько видов транспорта (при смешанных сообщениях). Чем больше видов транспорта на­мечается использовать в смешанном сообщении, тем большее число перегрузочных операций придется выполнять по маршруту следования груза. Общая продолжительность таких операций оказывает существенное влияние как на сроки доставки груза, так и на его сохранность в пути. Иными словами, к собственно транспортным издержкам добавляются затраты на перегрузоч­ные операции. Связанные с ними задержки грузов в пунктах пе­регрузки удлиняют общие сроки доставки, увеличивают риски порчи, повреждений, хищений грузов.

При пассажирских перевозках основными факторами, которые определяют предпочтительный вариант транспортного обслужива­ния, являются: цель и стоимость поездки, ее продолжительность, удобство расписания, близость подъезда пассажиров к пункту их отправления, комфортность и безопасность поездки. При невозмож­ности добраться к пункту назначения одним видом транспорта пассажир комбинирует различные варианты своего передвижения, выбирая из них самый экономный по затратам, времени пребыва­ния в поездке и удобного прибытия в пункты пересадок, назначе­ния и др.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.