Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОМНИМ. ЛЮБИМ. ЖДЕМ. ». Дверь, дверью, о двери. Микропространство на Пушкинской, 10 предлагает своим экспонентам одну из самых расхожих, но одновременно и самых емких метафор в мире: дверь как вход, выход, переход, путь, граница и ее преодоление, разделяю



 

 

 

« ПОМНИМ. ЛЮБИМ. ЖДЕМ. »

 

 

Дверь, дверью, о двери. Микропространство на Пушкинской, 10 предлагает своим экспонентам одну из самых расхожих, но одновременно и самых емких метафор в мире: дверь как вход, выход, переход, путь, граница и ее преодоление, разделяющая и соединяющая, отсекающая и раскрывающая внутреннее и внешнее, явное и тайное, жизнь и смерть.

Паре «жизнь – смерть» посвящен проект Светланы Щербининой «Пространственно-временной континуум». Континуум – это непрерывность, единый поток, и дверь здесь – не препятствие, а скорее русло, направляющее этот поток, некая веха на его пути. Щербинина берет, казалось бы, последний предел, за которым уж точно всё обрывается и ничего не может больше быть – смерть, могилу, надгробный камень. Однако у нее даже могила оказывается не последним приютом, а дорогой в иное измерение. Причем дорога эта с двусторонним движением: она не только уводит отслужившую свой срок душу туда, откуда нет возврата, но и посылает сигналы живым, говорит с ними. Эпитафии – где-то пафосные, где-то неизмеримо печальные, где-то неуместно забавные – поддерживают живую память об умерших супругах, родителях, друзьях. Могильные маячки посылают сигналы тем, кто остался по эту сторону: близкого человека не просто «не стало», он присутствует в нашем с вами настоящем, вот здесь, под этим камнем, и будет незримо с нами, пока есть этот камень и есть те, кто читает слова на нем.

В «Пространственно-временном континууме» Щербининой всё двойственно. Как сама дверь – и вход, и выход; и граница, и способ ее пересечь. Казалось бы, давно поросшие мхом строчки эпитафий конкретным людям – а в то же время и послание всем, кто готов сегодня его воспринять. Казалось бы, мертвое дерево – а в то же время несущее в себе потенциал нового цветения, вот-вот по весне зазеленеет. Казалось бы, прощание с умершими любимыми навсегда – а в то же время обещание, что они остаются с нами, в нашей памяти. Казалось бы, последний предел, за которым только пустота – ан нет, континуум, бесконечно продолжающаяся ткань пространства и времени.

Проект Щербининой наглядно объясняет, почему об умерших говорят: «Он ушёл». Ушёл – значит никуда не исчез, просто проторил дорожку куда-то, куда и нам со временем придется заглянуть. Метафора двери здесь как нельзя кстати: и дверь, и могила, да и сама смерть – всего лишь переход из одной комнаты в другую. Как нельзя более кстати вспоминается анекдот о табличках на воротах кладбища. С внешней стороны – «Помним. Любим. Скорбим». С внутренней – «Помним. Любим. Ждём.»

 

                                                                                                                                                      Анна Матвеева.   .



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.