|
|||
План урокаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Министерство образования и науки донецкой народной республики Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «донецкий национальный университет»
Биологический факультет
Урок по биологии На тему «Органические вещества клетки. Биополимеры.»
Подготовила: Студентка 2-го курса (маг-ра) Группы Б Шкребка А.А.
Донецк 2021 г.
Урок (__).Органические вещества клетки. Биополимеры.
Цель урока: закрепление имеющихся и усвоение новых знаний учащимися. Основные понятия: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, органогены, белки, аминокислоты, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, ферменты, витамины, гормоны. Оборудование и материалы: учебник, грифельная доска и мел, схемы и таблицы (2 л. А4) на каждого ученика. Тип урока: проверка знаний, закрепление знаний, усвоение новых знаний. План урока I. Организационный этап. Организация класса. (1-2 мин.) II. Актуализация опорных знаний. Объявление темы и цели урока. (1 мин) Краткий опрос учеников по теме, которая была задана на дом (2-3 мин.) по таблице: 1) Перечислите макроэлементы. Озвучьте роль отдельных макроэлементов в организме. 2) Перечислите микроэлементы. Озвучьте роль отдельных микроэлементов в организме. 3) Перечислите ультрамикроэлементы. Озвучьте ультрамикроэлементов в организме.
III. Мотивация учебной деятельности. Усвоение новых знаний. Переход к теме текущего урока. Озвучить и охарактеризовать следующие понятия и тезисы (20-30 мин): Органическими соединениями называются вещества, включающие в себя 4-хвалентный углерод. Процесс соединения одинаковых молекул в более крупные молекулы называется реакцией полимеризации. Среди наиболее важных и распространенных групп органических веществ для живых организмов являются: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, ферменты, витамины, гормоны. Эти вещества мы сейчас рассмотрим в общем виде. На каждом следующем уроке мы будем изучать их более подробно. ▪ Белки – это высокомолекулярные азотсодержащие органические вещества, молекулы которых построены из остатков аминокислот. Практически все белки построены из 20 а-аминокислот. Белки выполняют множество разнообразных функций, характерных для живых организмов (см. Схема «Функции белков»). ▪ Углеводы наряду с белками и липидами являются важнейшими химическими соединениями, входящими в состав живых организмов (например, состав органоидов клетки, оболочек клетки) Углеводы (рибоза, дезоксирибоза) используются для синтеза нуклеиновых кислот, они являются составными компонентами нуклеотидных коферментов, играющих исключительно важную роль в метаболизме живых существ. Более подробное строение углеводов мы рассмотрим на следующем уроке (а также на курсе «Органическая химия»). ▪ Липиды. Данную группу веществ мы более подробно разберем на следующем уроке (так же эта группа веществ будет изучена на курсе «Органическая химия»). Будучи одним из основных компонентов биологических мембран, липиды влияют на их проницаемость, участвуют в передаче нервного импульса, создании межклеточных контактов. Жир служит в организме весьма эффективным источником энергии. В натуральных пищевых жирах содержатся жирорастворимые витамины и ≪незаменимые≫ жирные кислоты. Важная функция липидов – создание термоизоляционных покровов у животных и растений, защита органов и тканей от механических воздействий. ▪ Нуклеиновые кислотыпредставляют собой биополимеры, построены из нуклеотидов, соединены фосфодиэфирной связью. Каждый нуклеотид, в свою очередь, состоит из остатков гетероциклического основания, углевода и фосфорной кислоты. Чаще всего нуклеиновые кислоты в качестве гетероциклических оснований содержат: - урацил (только РНК), тимин (только в ДНК) и цитозин, являющиеся производным пиримидина, - аденин и гуанин, относящиеся к производным пурина. В соответствии с принятой номенклатурой основания могут записываться трехбуквенным кодом, представляющим три первые буквы их латинского названия. Выполняют ряд важных биологических функций, не свойственных другим полимерным веществам. В частности, они: - обеспечивают хранение и передачу наследственной информации - принимают непосредственное участие в механизмах реализации этой информации путем программирования синтеза всех клеточных белков. ▪ Также важную роль в организме играют роль следующие вещества: Ферменты -представляют собой высокоспециализированный класс веществ белковой природы, используемый живыми организмами для осуществления множества быстрых взаимосвязанных химических реакций (т.е. синтез, распад и взаимопревращение) разнообразных химических соединений. Витамины - это пищевые незаменимые факторы, которые, присутствуя в небольших количествах в пище, обеспечивают нормальное развитие организма животных и человека и адекватную скорость протекания биохимических и физиологических процессов. Гормоны -вещества органической природы, вырабатывающиеся в специализированных клетках желез внутренней секреции, поступающие в кровь и оказывающие регулирующее влияние на обмен веществ и физиологические функции. По ходу лекции учитель и ученики могут проводить беседу об озвученных терминах. IV. Обобщение и систематизация знаний. На основе озвученного укажите роль следующих веществ: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, а также ферменты, витамины, гормоны. V. Домашнее задание. §5 (начиная с абзаца «Углерод входит в состав всех органических соединений(…)»). Законспектировать схемы (см. «Приложение»). Читать и повторять конспект.
|
|||
|