Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список использованной литературы



 

Министерство образования и науки

донецкой народной республики

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«донецкий национальный университет»

 

Биологический факультет

 

Урок по биологии

На тему «Практическая работа 1. Выявление гомологичных и аналогичных рудиментов и атавизмов.» 

 

 

Подготовила:

Студентка 2-го курса (маг-ра)

Группы Б

Шкребка А.А.

 

 

Донецк 2021 г.


 

Урок (__).Гомологичные и аналогичные структуры. Рудименты и атавизмы.

Цель урока: закрепление имеющихся и усвоение новых знаний учащимися.

Основные понятия: теория эволюции (дарвинизм), происхождение жизни, гомология, аналогия, рудимент, атавизм.

Оборудование и материалы: учебник, грифельная доска и мел, тетради для практических работ, цветные карточки с иллюстрациями.

Тип урока: проверка знаний, закрепление знаний, усвоение новых знаний.

План  урока

I. Организационный этап.

Организация класса. (1-2 мин.)

II. Актуализация опорных знаний.

Объявление темы и цели урока. (1 мин)

Опрос по предыдущей теме:

1) Что такое теория эволюции?

2)  Какие теории происхождения жизни вам известны? Перечислите их и кратко охарактеризуйте.

III. Мотивация учебной деятельности. Усвоение новых знаний.

(≈ 10 мин.)

Структуры, которые мы будем сегодня рассматривать, имеют важное значение для установления родства тех или иных организмов, или опровергающие такую связь, но говорящие о том, что данные существа жили среде со сходными условиями.

Важным для изучения связей крупных таксонов – групп организмов - является понятие гомологии, основанное на исследованиях общей организации животного и структуры и развития отдельных его органов. Гомологичными органами называются образования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза (под запись).

Можно выделить следующие категории гомологии.

1. Общая гомология: гомологичные структуры распределены по всему телу, например, клетки всех эукариот, волосы позвоночных, чешуи рыб.

2. Сериальная гомология, или гомономия: соответствующие друг другу структуры встречаются в различных участках тела (сегментах) у одних и тех же или различных особей, например шейные и поясничные позвонки, спинальные ганглии, конечности членистоногих, рука и нога у приматов.

3. Прямая гомология (гомология в узком смысле слова): гомологичные органы на строго соответствующих друг другу участках тела у животных, ведущих различный образ жизни, например грудные плавники рыб и передние конечности наземных позвоночных.

Гомологии противопоставляется аналогия. Аналогичные структуры – это образования с одинаковыми функциями, но с различным планом строения, онтогенезом и филогенетическим происхождением (например, крылья птиц и бабочек, копательные конечности крота и медведки) (под запись).

Рудиментарные органы (от лат. rudimentum – зачаток) – сравнительно упрощенные, недоразвитые структуры, утратившее свое значение в ходе эволюции (под запись).

Примеры рудиментов: рудиментарные пальцы у ряда копытных, остатки волосяного покрова у некоторых китообразных, различная степень атрофии глаз у пещерных и роющих животных, у некоторых змей (питон) рудиментарные задние конечности и др. У человека к рудиментам относятся аппендикс, ушные мышцы, волосяной покров туловища и пр. У киви практически полностью атрофировались крылья. Насекомые с острова Мадеры преимущественно являются бескрылыми. Для них наличие крыльев было бы серьезным минусом в конкуренции с бескрылыми насекомыми, так как при бурях и ветре их бы сносило на воды океана.

Рудименты закладываются во время зародышевого развития организма, но в дальнейшем перестают развиваться и остаются у взрослых форм в недоразвитом состоянии. Сравнение рудиментов с их нормальными гомологами показывает, что рудиментарный орган есть орган изменившийся. Возникновение рудиментарных органов происходит при изменении условий существования или переходе к новому образу жизни. В новых условиях функционировавший прежде орган утрачивает свою нормальную функцию, приобретает новую или не несет никакой специальной функции.

Атавизмом называется появление у особи признаков, свойственных отдаленным предкам, но отсутствующих у ближайших (под запись). Появление атавизмов объясняется тем, что гены, отвечающие за данный признак, сохранились в ДНК, но не функционируют, так как подавляются действием других генов.

Примеры атавизмов: хвостовидный придаток у человека; сплошной волосяной покров на теле человека; добавочные пары молочных желез; задние ноги у китов; задние плавники у дельфинов; задние ноги у змей; дополнительные пальцы у лошадей; возобновление полового размножения у ястребинки волосистой и у клещей семейства Crotoniidae.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Практическая работа.

( ≈ 15 мин.)

1. Подписываем тетради. Оформляем практическую работу.

2. Выполняем задания.

3. Записываем выводы.

 

V. Домашнее задание.

(≈ 2-3 мин.)

 Читать конспект.  Подготовить сообщение (2-3 печатных страницы) о Чарльзе Дарвине.

 


Список использованной литературы

 

А) Литература, использованная учителем:

Теория эволюции. Учебник (для бакалавров направления подготовки 06.03.01 – Биология) / А. И. Сафонов. – Донецк: ДонНУ, кафедра ботаники и экологии, 2018. – 442 с.

Лекционный материал по теме «Основные понятия филогенетической систематики» (Е.В. Прокопенко).

 

 

Б) Литература, рекомендованная учащимся:

Биология 11 класс: учеб. для общеобазоват. организаций / [Беляева Д.К., Дымшица Г.М. и др.] ;– 4-е изд. - М. : Просвещение, 2012. — 304 с.: ил..


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.