|
|||
Список использованной литературыСтр 1 из 2Следующая ⇒
Министерство образования и науки донецкой народной республики Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «донецкий национальный университет»
Биологический факультет
Урок по биологии На тему «Практическая работа 1. Выявление гомологичных и аналогичных рудиментов и атавизмов.»
Подготовила: Студентка 2-го курса (маг-ра) Группы Б Шкребка А.А.
Донецк 2021 г.
Урок (__).Гомологичные и аналогичные структуры. Рудименты и атавизмы. Цель урока: закрепление имеющихся и усвоение новых знаний учащимися. Основные понятия: теория эволюции (дарвинизм), происхождение жизни, гомология, аналогия, рудимент, атавизм. Оборудование и материалы: учебник, грифельная доска и мел, тетради для практических работ, цветные карточки с иллюстрациями. Тип урока: проверка знаний, закрепление знаний, усвоение новых знаний. План урока I. Организационный этап. Организация класса. (1-2 мин.) II. Актуализация опорных знаний. Объявление темы и цели урока. (1 мин) Опрос по предыдущей теме: 1) Что такое теория эволюции? 2) Какие теории происхождения жизни вам известны? Перечислите их и кратко охарактеризуйте. III. Мотивация учебной деятельности. Усвоение новых знаний. (≈ 10 мин.) Структуры, которые мы будем сегодня рассматривать, имеют важное значение для установления родства тех или иных организмов, или опровергающие такую связь, но говорящие о том, что данные существа жили среде со сходными условиями. Важным для изучения связей крупных таксонов – групп организмов - является понятие гомологии, основанное на исследованиях общей организации животного и структуры и развития отдельных его органов. Гомологичными органами называются образования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза (под запись). Можно выделить следующие категории гомологии. 1. Общая гомология: гомологичные структуры распределены по всему телу, например, клетки всех эукариот, волосы позвоночных, чешуи рыб. 2. Сериальная гомология, или гомономия: соответствующие друг другу структуры встречаются в различных участках тела (сегментах) у одних и тех же или различных особей, например шейные и поясничные позвонки, спинальные ганглии, конечности членистоногих, рука и нога у приматов. 3. Прямая гомология (гомология в узком смысле слова): гомологичные органы на строго соответствующих друг другу участках тела у животных, ведущих различный образ жизни, например грудные плавники рыб и передние конечности наземных позвоночных. Гомологии противопоставляется аналогия. Аналогичные структуры – это образования с одинаковыми функциями, но с различным планом строения, онтогенезом и филогенетическим происхождением (например, крылья птиц и бабочек, копательные конечности крота и медведки) (под запись). Рудиментарные органы (от лат. rudimentum – зачаток) – сравнительно упрощенные, недоразвитые структуры, утратившее свое значение в ходе эволюции (под запись). Примеры рудиментов: рудиментарные пальцы у ряда копытных, остатки волосяного покрова у некоторых китообразных, различная степень атрофии глаз у пещерных и роющих животных, у некоторых змей (питон) рудиментарные задние конечности и др. У человека к рудиментам относятся аппендикс, ушные мышцы, волосяной покров туловища и пр. У киви практически полностью атрофировались крылья. Насекомые с острова Мадеры преимущественно являются бескрылыми. Для них наличие крыльев было бы серьезным минусом в конкуренции с бескрылыми насекомыми, так как при бурях и ветре их бы сносило на воды океана. Рудименты закладываются во время зародышевого развития организма, но в дальнейшем перестают развиваться и остаются у взрослых форм в недоразвитом состоянии. Сравнение рудиментов с их нормальными гомологами показывает, что рудиментарный орган есть орган изменившийся. Возникновение рудиментарных органов происходит при изменении условий существования или переходе к новому образу жизни. В новых условиях функционировавший прежде орган утрачивает свою нормальную функцию, приобретает новую или не несет никакой специальной функции. Атавизмом называется появление у особи признаков, свойственных отдаленным предкам, но отсутствующих у ближайших (под запись). Появление атавизмов объясняется тем, что гены, отвечающие за данный признак, сохранились в ДНК, но не функционируют, так как подавляются действием других генов. Примеры атавизмов: хвостовидный придаток у человека; сплошной волосяной покров на теле человека; добавочные пары молочных желез; задние ноги у китов; задние плавники у дельфинов; задние ноги у змей; дополнительные пальцы у лошадей; возобновление полового размножения у ястребинки волосистой и у клещей семейства Crotoniidae. IV. Обобщение и систематизация знаний. Практическая работа. ( ≈ 15 мин.) 1. Подписываем тетради. Оформляем практическую работу. 2. Выполняем задания. 3. Записываем выводы.
V. Домашнее задание. (≈ 2-3 мин.) Читать конспект. Подготовить сообщение (2-3 печатных страницы) о Чарльзе Дарвине.
Список использованной литературы
А) Литература, использованная учителем: Теория эволюции. Учебник (для бакалавров направления подготовки 06.03.01 – Биология) / А. И. Сафонов. – Донецк: ДонНУ, кафедра ботаники и экологии, 2018. – 442 с. Лекционный материал по теме «Основные понятия филогенетической систематики» (Е.В. Прокопенко).
Б) Литература, рекомендованная учащимся: Биология 11 класс: учеб. для общеобазоват. организаций / [Беляева Д.К., Дымшица Г.М. и др.] ;– 4-е изд. - М. : Просвещение, 2012. — 304 с.: ил..
|
|||
|