Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект урока Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки



Конспект урока "Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки"

 

Одним из проявлений «холодной войны» стали радиовойны. Они проявлялись в виде эфирной цензуры передач западных радиостанций, среди которых самыми «враждебными» были радио Би-би-си, «Голос Америки» и «Радио Свобода».

На их частотах создавались активные помехи в виде шумов, визгов, потрескиваний, речеподобных сигналов. Официально это называлось «радиозащитой», «радиоподавлением», «радиоэлектронной борьбой».

Масштабное глушение иностранных радиостанций в Советском Союзе началось в 1949 году. Во всех областных центрах устанавливались мощные передатчики для подавления радиосигнала. Их устанавливали на высоких точках – вершинах холмов, на крышах зданий.

В сентябре 1986 года в Советском Союзе прекратили глушить передачи радиостанции «Голос Америки» и английской Би-би-си. Полностью глушение зарубежных радиостанций в СССР было прекращено в конце ноября 1988 года.

Сегодня некоторые бывшие «глушилки» используются как ретрансляторы мобильной связи.

 

О других изменениях в культурной жизни советского общества во время перестройки вы узнаете далее.

Вопросы занятия. Гласность и плюрализм мнений. Литература. Кино, театр. Реабилитация. Начало поворота в религиозной политике. Результаты политики гласности.

Во времена перестройки культурная жизнь в Советском Союзе проходила под девизом гласности.

Гласность— политика, проводившаяся Михаилом Горбачёвым во второй половине 1980-х годов в СССР.

Она означала недопустимость замалчивания хозяйственных проблем на местах, существенное ослабление цензуры и снятие существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров.

По первоначальному замыслу введение гласности должно было повысить репутацию официальной идеологии. Более того, реформаторам перестроечного времени необходима была поддержка общественного мнения. Поэтому было принято решение ослабить цензуру и партийный контроль над обществом.

Уже в первые месяцы перестройки проявилась большая открытость в деятельности высшего партийного руководства. Гласность была призвана формировать «социализм с человеческим лицом». Её лозунгами стали: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!».

Провозглашался приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, что положило начало новому этапу духовного развития общества.

Первые признаки гласности появились в 1986 году. Вышел фильм Тэнгиза Абуладзе «Покаяние», ставший сенсацией в общественной жизни. Появились острые публикации газете «Московские новости» и в журнале «Огонёк». В декабре 1986 года был возвращён из ссылки академик Андрей Сахаров.

Однако гласность не подразумевала свободу слова. Своё мнение разрешалось высказывать только в допустимых пределах, которые были необходимы для поддержания положительного имиджа государства.

Как и во времена Хрущёва, реформаторы выбрали путь критики сталинизма для обоснования правильности проводимого курса. Однако партийная пропаганда в новых условиях просуществовала недолго.

Контроль над общественным мнением перешёл в руки средств массовой информации, немалую роль в которых играло телевидение.

В эпоху гласности на телевидении произошли значительные изменения. Всё чаще программы выходили в прямом эфире. Новшеством стали прямые трансляции заседаний съездов народных депутатов, 19-й партконференции.

Эти трансляции в прямом эфире слушала и обсуждала вся страна. Они превратились в мощный фактор политизации жизни и подъёма гражданской активности населения.

Телепередачи были своеобразным двигателем преобразований. Часто в них происходили обсуждения острых проблем общества.

В 1987 году вышла в эфир передача «Взгляд». У её истоков находились Владислав Листьев, Александр Политковский, Александр Любимов.

 

Эти журналисты перевернули представление зрителей о телевизионной журналистике. На программу приглашали гостей, среди которых были политики, популярные люди. Ведущие и гости обсуждали насущные для общества вопросы.

С 1987 по 1989 год выходила передача «Прожектор перестройки», созданная для освещения проводимых в государстве реформ.

Популярной была передача Владимира Молчанова «До и после полуночи». Её показывали ночью и только раз в месяц. Репортажи в ней освещали политические события.

Стали издаваться новые газеты и журналы, приоткрылись ранее закрытые архивные и библиотечные фонды.

Колоссальный поток информации, который обрушился на советских граждан в период гласности, ускорил разрушение коммунистической идеологии, начавшееся в предшествующие годы.

Коммунизм как государственная идеология окончательно утратил ведущую роль в жизни общества. На такой результат инициаторы перестройки явно не рассчитывали.

От жёсткой цензуры освободилась литература. Появилась возможность издать всё то, что раньше появлялось как «самиздат» или не допускалось к печати.

Были опубликованы ранее запрещённые «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова, «Белые одежды» Владимира Дудинцева, «Зубр» Даниила Гранина, «Исчезновение» Юрия Трифонова, «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана.

В этих произведениях описывалась судьба представителей интеллигенции в сталинские годы. Рассматривалось положение евреев в СССР.

В печать вышли роман-антиутопия «Мы» Евгения Замятина, описывающий общество будущего, которое живёт при жёстком тоталитарном контроле,

антиутопия «Котлован» Андрея Платонова, критикующая тоталитаризм,

«Повесть непогашенной луны» Бориса Пильняка, в которой автор намекает на участие Сталина в организации смерти Фрунзе.

Кроме этого, были опубликованы произведения Владислава Ходасевича, Ивана Шмелёва, Владимира Набокова, стихи Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва.

Появилась возможность познакомиться с трудами философов, раскрывающих в своих трудах истоки и смысл коммунистической идеологии, изучающих проблемы истории России. Среди них были Николай Бердяев, Владимир Соловьёв, Василий Розанов, Питирим Сорокин, Владимир Лосский.

 

Были опубликованы работы писателей-эмигрантов, лишённых гражданства СССР при Брежневе. Люди снова стали читать Иосифа Бродского, Виктора Некрасова, Василия Аксёнова, Александра Галича, Владимира Войновича, Эдуарда Лимонова.

Настоящим событием стала публикация книги Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Среди литераторов велись дискуссии о дальнейшем развитии советского общества.

Критике подвергались и те, кто выступал за коренные преобразования в государстве (Борис Васильев, Григорий Бакланов, Сергей Залыгин), и те, кто хотел сохранить традиционный путь развития (Юрий Бондарев, Валентин Распутин, Александр Проханов).

Таким образом, среди интеллигенции не существовало единого мнения о пути дальнейшего развития СССР.

В СССР появились произведения западных авторов, в которых критиковался тоталитарный режим.

Среди них «1984» (тысяча девятьсот восемьдесят четвёртый) Джорджа Оруэлла, «Большой террор» Роберта Конквеста, «Открытое общество и его враги» Карла Поппера, «Большевики приходят к власти» Александра Рабиновича, «Сталин: путь к власти» Роберта Такера, «Бухарин» Стивена Коэна, «Фашизм» Желю Желева.

Гласность затронула и другие сферы духовной жизни — кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство.

Ключевым событием в культурной жизни СССР стал V съезд Союза кинематографистов, который прошёл в 1986 году.

На Съезде неожиданно было осуждено подавление свободы творчества и полностью переизбрано всё правление Союза кинематографистов – из правления были исключены деятели эпохи застоя. После этого во всех творческих союзах СССР произошла смена руководства.

На экранах появились фильмы, ранее запрещённые к показу. Среди них «Комиссар» Александра Аскольдова, «Проверка на дорогах» Алексея Германа.

Снимались также новые кинофильмы, носившие антисталинский характер. Популярными стали «Завтра была война» Юрия Кара, «Холодное лето пятьдесят третьего» Александра Прошкина, документальный фильм «Власть Соловецкая» Марины Голдовской.

 

Во времена гласности появились новые театры и студии. Для постановок брали пьесы, которые по-новому трактовали революционные события, Гражданскую войну. Героями таких пьес могли быть, например, реабилитированные политзаключённые.

Так, по пьесам Михаила Шатрова были поставлены спектакли «Дальше… Дальше… Дальше…», «Брестский мир», «Диктатура совести».

Развитие получила публицистика – это литература, посвящённая проблемам жизни общества. Её основными направлениями в конце 1980-х годов стали: анализ «деформаций социализма»; разоблачение политики сталинизма; критика системы как причины всех неудач.

Ослабление идеологического контроля позволило публицистам, литераторам и профессиональным учёным критически переосмыслить историю советского периода, философию, политэкономию, право.

Именно литература, кинематограф и театр во многом подготовили советское общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

В СССР в годы перестройки были возобновлены процессы реабилитации. В 1987 году начала работу Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий.

Реабилитация — восстановление в правах, восстановление утраченного доброго имени, отмена необоснованного обвинения невиновного лица либо группы лиц.

Согласно решению Комиссии, были реабилитированы и восстановлены в партии Николай Бухарин, Алексей Рыков, Лев Каменев, Григорий Зиновьев и многие другие крупные деятели советской эпохи.

Действия «троек» НКВД и «особых совещаний» были признаны антиконституционными. Их решения отменялись, а все осуждённые ими лица реабилитированы.

14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР принял декларацию, в которой репрессии против переселённых в годы сталинского режима народов признавались незаконными и преступными.

13 августа 1990 года Михаил Горбачёв подписал указ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920-х–1950-х годов». В этом указе необоснованные репрессии впервые были названы «политическими преступлениями на почве злоупотребления властью».

 

В соответствии с ним, незаконными были признаны репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации. Кроме этого, в правах должны были быть восстановлены граждане, осуждённые в 1920-х–1950-х годах по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам. Однако действие указа не распространялось на лиц, обоснованно осуждённых за совершение преступлений против Родины.

Тысячелетие Крещения Руси стало поворотным пунктом в религиозной политике советского руководства.

Начало отказа от политики государственного атеизма произошло в 1988 году после встречи Михаила Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и постоянными членами Священного синода.

В СССР началось восстановление монастырей и церквей, открываются новые приходы. Представители церкви получили возможность стать участниками общественной жизни, а патриарха Пимена избрали народным депутатом.

В рамках празднования тысячелетия Крещения Руси в Троице-Сергиевой лавре состоялся Поместный собор, на котором были канонизированы Дмитрий Донской, Андрей Рублёв, Максим Грек, Ксения Петербургская, Амвросий Оптинский.

После смерти патриарха Пимена новым главой Русской православной церкви был избран Алексий II.

 

Положительные тенденции наметились и в отношении государства к мусульманам, иудеям, буддистам.

Действия Горбачёва имели как своих сторонников, так и противников.

Советское общество было не готово к радикальным переменам и переоценке ценностей. Сторонники Сталина обвиняли реформаторов в фальсификации истории и очернении марксизма-ленинизма.

Обнародование тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность даже у представителей подготовленной к переменам интеллигенции. Советские люди были растеряны и не понимали, как относиться к происходящему.

В то же время советским гражданам показали Запад с его ценностями и образом жизни. Открылось своеобразное окно в мир. Всё это вызывало недовольство властью и партией. Происходило столкновение социальных, национальных, политических и религиозных течений.

Подведём итоги. Гласность стала средством преобразования советского общества. Стали вестись прямые трансляции съездов народных депутатов. Была ослаблена цензура в литературе, начали издаваться ранее запрещённые произведения. Снимались кинофильмы, носившие антисталинский характер. Произошёл отказ от политики государственного атеизма. В СССР в годы перестройки были возобновлены процессы реабилитации.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.