Памятка по изучению дисциплины «История»
Памятка по изучению дисциплины «История»
для студентов следующего направления: 141100 «Энергетическое машиностроение» на второй семестр.
Составил: Суверов Василий Михайлович. Зав.кафедрой В.М. Суверов
Цельизучения дисциплины «История» - развитие общекультурных компетенций, в соответствии с которыми студент должен сформировать определённую систему представлений о культурно-историческом своеобразии России, её место в мировой и европейской цивилизации; должен сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России, должен обладать способностью и готовностью, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, к выработке навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
Для достижения данной цели обучающийся должен овладеть знаниями, умениями и навыками, определяемыми программой курса «История». История изучается один семестр. Курс состоит из пяти модулей.
1. Содержание дисциплины
Технологии формирования компетенций
| Результаты освоения дисциплины.
Обучающийся должен
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
|
Модуль 1 «Средневековый период Отечественной истории. История России с древнейших времён до конца ХYII века. Основные этапы становления российской государственности» – 0,6 ЗЕТ.
Форма оценки - тестирование
| 1. Древнерусское государство в период раннего средневековья – 2 час.
1. Методология и методы исторической науки.
2. Место средневековья во всемирном историческом процессе.
3. Образование государства у восточных славян. «Норманизм» и «антинорманизм» в исторической науке.
4. Русские земли в ХII-ХIII вв. Русь удельная.
5. Противостояние Руси монголо-татарскому нашествию и шведско-немецкой агрессии.
Литература: [1,2]
2. Позднее средневековье. Россия на рубеже ХYI-ХYII веков – 2 час.
1. Россия на рубеже ХYI-ХYII вв. Смутное время в России: причины, сущность, проявления, последствия.
2. Подъём освободительного движения в России. П.Ляпунов, К.Минин и Д.Пожарский. Освобождение Москвы. Начало династии Романовых.
3. Россия в ХYII веке. Соборное уложение 1649 г. Оформление крепостного права.
4. Россия в ХYII вв. Церковный раскол в русской православной церкви.
Литература [1,2]
| 1. Древнерусское государство в период раннего средневековья – 2 час.
1. Место средневековья во всемирном историческом процессе.
2. Образование Древнерусского государства. Роль христианизации Руси.
3. Политический строй и социальная структура в раннефеодальном обществе Древнерусского государства.
4. Русские земли в ХII-ХIII вв. Русь удельная.
Литература: [1,2]
2. Расцвет средневековья и образования Московского княжеcтва – 2 час.
1. Противостояние Руси монголо-татарскому нашествию и шведско-немецкой агрессии.
2. Русь на рубеже ХIII-ХIY вв. Выдвижение Москвы как центра объединения русских земель. Московские князья и их политика по укреплению княжества.
3. Московская Русь в ХY в. Формирование единого государства в Северо-Восточной Руси. Иван III Свержение ордынского владычества.
4. Россия в ХYI в. «Избранная рада» при Иване IY и её реформы.
5. Россия в ХYI в. Опричнина Ивана IY и её последствия для страны.
Литература: [1,2]
3. Позднее средневековье. Россия на рубеже ХYI-ХYII веков – 2 час.
1. Россия на рубеже ХYI-ХYII вв. Смутное время в России: причины, сущность, проявления, последствия.
2. Подъем освободительного движения в России. П.Ляпунов, К.Минин и Д.Пожарский. Освобождение Москвы. Начало династии Романовых.
3. Россия в ХYII в. Соборное уложение 1649 г. Оформление крепостного права.
4. Россия в ХYII в. Церковный раскол в русской православной церкви.
Литература: [1,2]
4. Тестирование по материалу 1 модуля «Средневековый период Отечественной истории. История России с древнейших времен до конца ХYII века. Основные этапы становления российской государственности».
Литература: [1,2] 2 часа
| Подготовка к практическому занятию:
1) прочитать 1 главу [1];
2) ответить на контрольные вопросы: семинар № 1;
3) выполнить задание (стр. 241-242) [2]
Литература: [1,2]
Подготовка к практическому занятию:
1) прочитать 2 - 3 главы [1];
2) ответить на контрольные вопросы: семинар № 2;
3) выполнить задания (стр. 243-245) [2]
Литература: [1,2]
Подготовка к практическому занятию:
1) прочитать 4 главу [1];
2) ответить на контрольные вопросы: семинар № 3;
3) выполнить задания (стр. 246-248) [2]
Литература: [1,2]
Подготовка к тестированию:
1) прочитать 1-4 главы [1];
2) ответить на контрольные вопросы: практические занятия по истории №№ 1-3;
3) выполнить задания (стр. 241- 248) [2]
Литература: [1,2]
| Знать:
- основные исторические имена исторических деятелей.
Уметь:
- работать с научной литературой по истории.
Владеть:
- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками дискуссии.
|
Модуль 2 «ХYIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение. Особенности российской модернизации» – 0,6 ЗЕТ.
Форма оценки – тестирование
| 3. ХYIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение. Особенности российской модернизации – 2 час.
1. Мировая история: переход к новому времени.
2. Рождение Российской империи и её петровская модернизация.
3. ХYIII век – “век просвещения». Русские просветители.
4. Россия в период просвещённого абсолютизма. «Наказ» Екатерины II и её законодательная деятельность.
Литература: [1,2]
| 5. Начало «модернизации» и «европеизации» России – 2 час.
1. Мировая история: переход к новому времени.
2.Рождение Российской империи и её петровская модернизация.
3. Характеристика эпохи Петра I и оценка его реформ в трудах российских историков.
Литература: [1,2]
6. Преобразование традиционного общества западноевропейских стран – 2 час.
1. ХYIII век – “век просвещения». Русские просветители.
2. Идеи просветителей в деятельности европейских монархов (просвещенный абсолютизм).
3. Россия в период просвещённого абсолютизма. «Наказ» Екатерины II и её законодательная деятельность.
Литература:[1,2] 7. Тестирование по материалу 2 модуля «ХYIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение. Особенности российской модернизации».
Литература: [1,2] 2 часа
| Подготовка к практическому занятию:
1) прочитать 5 главу [1];
2) ответить на контрольные вопросы: семинар № 5;
3) выполнить задания (стр. 248-251) [2]
Литература: [1,2]
Подготовка к практическому занятию:
1) прочитать 6 главу [1];
2) ответить на контрольные вопросы: семинар № 6;
3) выполнить задания (стр. 252-254) [2]
Литература: [1,2]
Подготовка к тестированию:
1) прочитать 4-6 главы [1];
2) ответить на контрольные вопросы: практические занятия №№ 5-6;
3) выполнить задания (стр. 248-254) [2]
Литература: [1,2]
| Знать:
- основные исторические факты, даты и события.
Уметь:
- проводить сравнительный анализ фактов и явлений в общественной жизни на основе исторического материала.
Владеть:
- самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию.
|
Модуль 3 «Основные тенденции развития всемирной истории в ХIХ – начале ХХ вв. Проблема модернизации страны» - 0,6 ЗЕТ
Форма оценки - тестирование
| 4. Основные тенденции развития всемирной истории в ХIХ – начале ХХ вв. Проблема модернизации страны – 2 час.
1. Мировая история: формирование индустриальной цивилизации.
2. Объективная необходимость модернизации России в ХIХ в. Крестьянская реформа 1861 г.
3. Российская революция 1905-1907 гг., её основные этапы и важнейшие события.
4. Объективная необходимость модернизации аграрного сектора России в начале ХХ в. Цель и сущность аграрной реформы П.А.Столыпина.
5. Россия в первой мировой войне. Общественно-политический кризис в стране. Февральская революция 1917 г.
Литература: [1,2]
| 8. Россия перед историческим выбором в первой половине ХIХ в. – 2 час.
1. Мировая история: формирование индустриальной цивилизации.
2. Проекты правительства и общественных сил России по модернизации страны в первой четверти ХIХ в.
3. Официальная идеология и общественная мысль в первой половине ХIХ в. о путях развития страны.
Литература: [1,2]
9. Россия во второй половине ХIХ в. – 2 час.
1. Объективная необходимость модернизации России в ХIХ в. Крестьянская реформа 1861 г.
2. Буржуазные реформы 60-х-70-х гг. ХIХ в.
3.Контрреформы 80-х-90-х гг. ХIХ века.
4. Революционное народничество: его идеологи (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачёв)
Литература: [1,2]
10. Российская империя в начале ХХ в. – 2 час.
1. Российская революция 1905-1907 гг., её основные этапы и важнейшие события.
2. Образование третьеиюньской политической системы, её место в истории государственности.
3. Объективная необходимость модернизации аграрного сектора России в начале ХХ в. Цель и сущность аграрной реформы П.А.Столыпина.
4. Россия в первой мировой войне. Общественно-политический кризис в стране. Февральская революция.
Литература: [1,2]
11. Тестирование по материалу 3 модуля «Основные тенденции развития всемирной истории в ХIХ – начале ХХ вв. Проблема модернизации страны».
Литература: [1,2] 2 часа
| Подготовка к практическому занятию:
1) прочитать 7 главу [1];
2) ответить на контрольные вопросы: семинар № 8;
3) выполнить задания (стр. 254-256) [2]
Литература: [1,2]
Подготовка к практическому занятию:
1) прочитать 8 главу [1];
2) ответить на контрольные вопросы: семинар 9;
3) выполнить задания (стр. 257-258) [2]
Литература: [1,2]
Подготовка к практическому занятию:
1) прочитать 9 главу [1];
2) ответить на контрольные вопросы: семинар « 10;
3) выполнить задания (стр. 259-262) [2]
Литература: [1,2]
Подготовка к тестированию:
1) прочитать 7-9 главы [1];
2) ответить на контрольные вопросы: практические занятия по истории №№ 8-10;
3) выполнить задания (стр.254-262) [2]
Литература: [1,2]
| Знать:
- особенности политической и культурной эволюции страны.
Уметь:
- использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества.
Владеть:
- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
|
Модуль 4 «Положение в мире, социально-экономическое и политическое развитие страны с октября 1917 г. по 1930-е годы ХХ века» – 0,6 ЗЕТ
Форма оценки - тестирование
| 5. Формирование советской системы (1917-1920 годы) – 2 час.
1. Октябрьское вооружённое восстание в Петрограде: установление советской власти в России.
2. Гражданская война и интервенция: причины, этапы, последствия.
3. Военный коммунизм: политика, идеология, практика.
4. Кризис военно-коммунистической системы и переход к новой экономической политике. Сущность и значение нэпа.
Литература: [1,2]
6. СССР в 20-е – 30-е годы ХХ в. – 2 час.
1. Национально-государственное строительство. Образование СССР.
2. Форсированная индустриализация СССР: стратегия, источники накопления, методы, темпы.
3. Процесс свертывание нэпа и формирование командно-административной системы.
4. Сплошная коллективизация в СССР и её цена.
Литература: [1,2]
| 12. Формирование советской системы (1917 - 1920) – 2 час.
1. Октябрьское вооружённое восстание в Петрограде: установление советской власти в России.
2. Гражданская война и интервенция: причины, этапы, последствия.
3. Военный коммунизм: политика, идеология, практика.
4. Кризис военно-коммунистической системы и переход к новой экономической политике. Сущность и значение нэпа.
Литература: [1,2]
13. СССР в 20-е – 30-е годы ХХ века – 2 час.
1. Национально-государственное строительство. Образование СССР.
2. Форсированная индустриализация СССР: стратегия, источники накопления, методы, темпы.
3. Процесс свертывание нэпа и формирование командно-административной системы.
4. Сплошная коллективизация крестьянских хозяйств и её цена.
Литература: [1,2]
14. Тестирование по материалу 4 модуля «Положение в мире, социально-экономическое и политическое развитие страны с октября 1917 г. по 1930-е годы ХХ века».
Литература: [1,2] 2 часа
| Подготовка к практическому занятию:
1) прочитать 11 главу [1];
2) ответить на контрольные вопросы: семинар № 12;
3) выполнить задания (стр. 262-265) [2]
Литература: [1,2]
Подготовка к практическому занятию:
1) прочитать 11 главу [1];
2) ответить на контрольные вопросы: семинар № 13;
3) выполнить задания (стр. 266-271) [2]
Литература: [1,2]
Подготовка к тестированию:
1) прочитать 11 главу [1];
2) ответить на контрольные вопросы: практические занятия по истории №№ 12-13;
3) выполнить задания (стр. 262-271) [2]
Литература: [1,2]
| Знать:
- особенности экономической эволюции страны.
Уметь:
- выделять общие и особенные характеристики этапов в развитии России.
Владеть:
- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
|
Модуль 5 «Вторая мировая и Великая Отечественная война советского народа. Послевоенный мир. От первых попыток либерализации системы к глобальному кризису» - 0,6 ЗЕТ.
Форма оценки - тестирование
| 7. Вторая мировая и Великая Отечественная война советского народа – 2 час.
1. Предвоенный кризис мировой политики и начало второй мировой войны.
2. Великая Отечественная война советского народа: характер, цели, основные этапы и события.
3. Разгром Японии. Окончание второй мировой войны.
Литература: [1,2]
8. Послевоенный мир. От первых попыток либерализации системы к глобальному кризису – 2 час.
1. Послевоенная экономика (1945-1953 гг.): основные проблемы и тенденции развития.
2. Реформы 50-х – первой половине 60-х гг. ХХ века.
3. Кризис советской индустриальной системы. Утрата доверия к тоталитарной идеологии. Литература: [1,2]
9. Итоговое занятие – 1 час.
Литература: [1,2]
| 15. Нарастание фашистской агрессии – 2 час.
1. Предвоенный кризис мировой политики и начало второй мировой войны.
2. Великая Отечественная война советского народа: характер, цели, основные этапы и события.
3. Разгром Японии. Окончание второй мировой войны.
Литература: [1,2]
16. Послевоенный мир. От первых попыток либерализации системы к глобальному кризису – 2 час.
1. Послевоенная экономика (1945-1953 гг.): основные проблемы и тенденции развития.
2. Реформы 50-х – первой половине 60-х гг. ХХ века.
3. Кризис советской индустриальной системы. Утрата доверия к тоталитарной идеологии.
4. Современная Россия.
Литература [1,2]
17. Итоговое тестирование (2 час.)
Литература: [1,2]
| Подготовка к практическому занятию:
1) прочитать 12 главу [1];
2) ответить на контрольные вопросы: семинар № 15;
3) выполнить задания (стр. 262-267) [2]
Литература: [1,2]
Подготовка к практическому занятию:
1) прочитать 13 главу [1];
2) ответить на контрольные вопросы: семинар № 16;
3) выполнить задания (стр. 268-271) [2]
Литература: [1,2]
Подготовка к итоговому тестированию:
1) прочитать 12-13 главы [1];
2) ответить на контрольные вопросы: практические занятия по истории №№ 15-16;
3) выполнить задания (стр. 262-271) [2]
Литература: [1,2]
| Знать:
- важнейшие социально-экономические и политические реформы в отечественной истории, их причины, особенности проведения и результаты.
Уметь:
- анализировать процессы и факторы российской истории.
Владеть:
- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.
|
|