|
|||
ОСВЯЩЕНИЕ КОРАБЛЕЙ2. ОСВЯЩЕНИЕ КОРАБЛЕЙ
2.1. История обряда в разных странах
На протяжении веков перед спуском корабли освящали. Первое описание процедуры освящения было обнаружено в египетских папирусах и относится к 2100г. до н.э. Это был, если можно так выразиться, отчет о спуске на Нил корабля фараона. Обряд освящения кораблей всегда имел религиозный характер, его первоначальная (дохристианская) цель – заслужить покровительство и благосклонность богов. Одно время даже считалось, что наиболее успешно этой цели можно достичь, принеся в жертву людей. Например, викинги, спуская свои суда на воду, укладывали под кили невольников. Чем сильнее были невольники и лучше сложены, тем на большее расположение богов можно было надеяться. На островах Западного и Восточного Самоа после спуска пироги на воду нескольких пленников бросали за борт на съедение акулам. Задобренные таким образом хищники, считали самоанцы, в дальнейшем не тронут тех, кто будет плавать на этой пироге. Финикийцы и народы Востока кропили борта нового судна кровью только что заколотых красивейших девушек-рабынь. Римляне при спуске своих судов приносили в жертву пленных пиратов. Более гуманными в этом отношении были греки. Они, правда, тоже использовали для обряда освящения кровь, но не человеческую, а молодых барашков. В средневековье неизменным атрибутом освящения стало вино. Им перед выходом в первый рейс щедро кропилась палуба судна. Именно так освящали суда, участвовавшие в плавании Христофора Колумба. В таких церемониях, как правило, участвовали высокопоставленные государственные и церковные деятели. Хроники сообщают, что, например, в 1418г. в Саутгемптоне (Англия) королевский корабль освящал сам епископ (к слову говоря, получивший за это кругленькую сумму). Обряд освящения судна обставлялся весьма пышно: королевский сановник, которому преподносили вино в золотом кубке, произносил тост за благополучие корабля. Затем этот кубок выбрасывали за борт. В конце XVII века выбрасывать драгоценные кубки прекратили, но установился обычай разбивать о форштевень спускаемого на воду судна бутылку с вином. Эта церемония сохранилась до наших дней, и по примеру Франции для этого стали использовать шампанское, которое как бы символизирует первое соприкосновение корабля с пенящейся морской волной. Принято, что бутылку с шампанским о форштевень судна разбивает женщина. Обычно это жена какого-либо высокопоставленного лица, реже – известная артистка, кинозвезда или общественный деятель[1]. Это делает судну своеобразную рекламу, что сегодня немаловажно. Но этот обычай довольно молод, так как еще сравнительно недавно считалось, что присутствие женщины на корабле приносит несчастье. Теперь же, разбивая бутылку шампанского, женщина становится как бы «крестной матерью» корабля, хотя это название не совсем оправдано, ведь корабли не крестят, а освящают. Иногда её даже включают в состав экипажа в качестве Почетного члена, и тогда она приобретает право бесплатного проезда на «своём» судне, если оно, конечно, не военное. Таким образом, древний обычай освящения корабля живет и поныне, правда, в каждой стране этот праздничный обряд происходит по-своему. В феврале 2007г. со стапелей ростокской судоверфи в Германии сошел сухогруз «Яламани», построенный по заказу Индии. Присутствовавший на церемонии индийский священник обратился к богу Ганеше – сыну Шивы, прося его благословить судно. В жертву ему было принесено все, что полагается в таких случаях: красная минеральная краска, яркие цветы, зерна риса. В момент спуска о форштевень судна разбили кокосовый орех (правда, уже заранее надломленный). В Турции принято кропить вновь построенное судно заранее освященной водой. Иранцы используют для этого речную воду либо окропляют спусковые салазки кровью жертвенного ягненка. Арабам для этой же цели служит вода из святого источника в Мекке – святом для каждого мусульманина месте. Для кропления фруктовозов датчане, например, пользуются апельсиновым соком, а для рефрижераторов – кусочками льда. В Японии судно, спускаемое на воду, украшают множеством цветных лент и воздушными шарами, а в разгар церемонии освобождают из неволи голубей и устраивают настоящий дождь из конфет.
2.2. Особенности обряда в России
В Российском императорском флоте при спуске корабля служили торжественный молебен в присутствии высокопоставленных государственных сановников, генералов и адмиралов, а иногда и самого царя либо членов императорской фамилии. Во время молебна судно с поднятыми на нем флагами – императорским штандартом, кормовым Андреевским флагом и гюйсом – священник окроплял святой водой. Под звуки национального гимна «Боже, царя храни» и артиллерийского салюта судно сходило со стапеля в воду. В молитвах к Богу Церковь просит «о еже благословити судно сие ратное небесным своим благословением», и «пристави им ангела блага …, еже сохранити и избавити их от всяких зельных ветров, бурей же и излишних волн и истопления и всяких вражиих наветов и нашествий…». Для освящаемого корабля всегда выбирали небесных покровителей. Обычно это были Иисус Христос, Божья матерь или один из святых. Наиболее почитаем и любим моряками небесный покровитель и защитник всех моряков – святитель Николай Чудотворец (Никола Морской). Одним из многочисленных явленных его чудес считается такой случай: отправляясь в паломничество на Святую Землю (в Иерусалим), святой Николай предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо он видел самого дьявола, вошедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. Также его молитвой был спасен один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть. Неоднократно святитель Николай спасал утопающих в море и погибающие корабли. Недаром его называют «скорый помощник и молитвенник у Вышнего за всех». Ему дана Господом сугубая благодать творить чудеса и быстро отзываться по молитве о помощи, что особенно важно, когда люди погибают в море. В советское время, когда религия была, по сути, под запретом, корабли по православному обычаю не освящали. Но в церемонии спуска корабля на воду возродили традицию разбивания бутылки шампанского о борт.
2.3. Возвращение обряда
В последнее десятилетие ХХ века в России началось возрождение духовной православной жизни, возвращение истинных традиций. Этот процесс продолжается и сегодня: восстанавливаются морские храмы, в дивизионах, на флотах и на больших кораблях стали служить православные священники. Корабли, прежде носившие только бортовой номер, стали получать имена святых русской земли. Одними из первых стали большие десантные корабли Тихоокеанского флота БДК-101, получивший имя «Пересвет», и БДК-104, ныне «Ослябя». Александр Пересвет и Андрей Ослябя – те самые монахи, которых преподобный Сергий Радонежский благословил в войско Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Возрождается и обычай освящать новые корабли по христианской православной традиции. Священник совершает молебен, благословляет капитана, а в его лице весь экипаж, окропляет святой водой все помещения корабля. Одним из первых кораблей Российского Военно-морского флота был освящен 29 февраля 1992 года эскадренный миноносец «Беспокойный», включенный в состав дважды Краснознаменного Балтийского флота, на котором также состоялся первый официальный подъем Андреевского флага, пришедшего на смену советскому Военно-морскому флагу. И сегодня всё чаще в Интернете, с экрана телевизора и со страниц газет можно узнать, что, например «…19 ноября 2010г. большой десантный корабль «Цезарь Куников» Черноморского флота получил новое рождение. Чин освящения совершил помощник командующего Черноморским флотом по работе с верующими военнослужащими протоиерей Александр Бондаренко.»[2] Опрос капитанов разных пассажирских судов в Березниках показал, что освящены по православному обычаю менее десяти кораблей[3], причём сделано это было намного позже рождения корабля. Но иконы Господа и Его святых есть у всех.
2.4. Освящение теплохода «Юнга Камы»
Учебное судно «Детского морского центра» теплоход «Юнга Камы» был построен на Московской судоверфи и там же освящен в августе 1990г. по светской традиции – путем разбивания бутылки шампанского. Пробку от этой бутылки больше двенадцати лет хранил в сейфе в своей каюте первый капитан теплохода Вшивков Александр Владимирович. Через год священником Усольской Спасо-Преображенской церкви отцом Георгием под перезвон церковных колоколов корабль был освящен по православному обычаю[4]. Торжественный обряд (молебен) состоялся недалеко от церкви на месте нынешнего причала у палат Строгановых. Небесным покровителем «Юнги Камы» стал святой Николай Чудотворец, икона которого с того дня и поныне висит в рулевой рубке судна. Правда, первая икона за семнадцать лет выцвела, на ней уже плохо различался образ святителя, и в 2008 году она была заменена на аналогичную.
|
|||
|