Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скопин Е. Л., Кривошеина Н. В. Памятники архитектуры Кировской области. Выпуск четвертый. – Киров, 2010. – С. 266-268.



Скопин Е. Л., Кривошеина Н. В. Памятники архитектуры Кировской области. Выпуск четвертый. – Киров, 2010. – С. 266-268.

Раздел «Дополнение». Подосиновский район. Доцент кафедры «Технология художественной обработки материалов» ВятГУ,

доктор искусствоведения, член Международной ассоциации искусствоведов и критиков Н. В. Кривошеина.

д. Новая Яхреньга, 1870-е гг. Ровдинского с/п.

Церковь Николая Чудотворца, 1875-1879 гг.

«Продолжение. Начало в публикациях за 15 января и 10 февраля 2021 года».

 

Навершием иконостаса служила скульптурная композиция, включавшая большое распятие с предстоящими. В группу, вероятно, входила также резная скульптура Бога-Саваофа и ангелов, находящихся в настоящее время в местном краеведческом музее. Деревянная объемная скульптура украшена росписью по левкасу с применением позолоты. По устным свидетельствам, в окнах храма ранее были витражные заполнения. Объединение настенной живописи, иконостаса, скульптуры, цвета и света вполне соответствует идее всеобъемлющего понимания интерьера в стиле модерн.

Алтарная часть храма почти полностью сохранила живописное убранство. Росписью украшены простенки между окнами и конха. В первом простенке – «Получение от Бога дара книжного разумения», образцом для которого послужила картина М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Во втором и в третьем простенках – «Евхаристия», в четвертом – ростовое изображение св. Николая Чудотворца. Свободное пространство между клеймами заполнено растительным орнаментом. В большом круглом клейме на своде помещен сюжет «Сошествие Святого Духа на апостолов». В алтарной арке написаны святые: ростовое изображение святителей Ермогена, Патриарха Московскаго и Иоасафа, епископа Белгородского. Далее, в медальонах поясные изображения святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Питирима Тамбовского. Центральный сюжет – «Моление о чаше» – выполнен с картины одноименного названия немецкого художника Г. Гофмана. Пространство между клеймами занимает растительный орнамент, включающий изображение остроконечного креста.

Побеленные поверхности стен и сводов «теплого храма» частично сохранили живописные включения. На южной стене над центральным окном в круглой лепной раме находятся два поясных, плохо сохранившихся, изображения святых. В правом простенке помещено клеймо с изображением Серафима Саровского. В южной арке – имитация ленты с трилистниковым крестом на голубом фоне. В притворе над арками восточной стены сохранились изображения: над южной аркой в полукруглом клейме – поколенное изображение св. пророка Илии, над центральной – шестикрылого серафима, выполненного в стилистике модерна, над северной – поколенное изображение св. преп. Сергия Радонежского.

Живописное убранство выполнено, предположительно, в начале XX века. При отсутствии документальных источников, ключом к установлению даты создания росписей может, в какой-то мере послужить изображение в алтарной части храма свят. Иоасафа. Канонизация святителя Иоасафа, епископа Белгородского, состоялась в сентябре 1911 г., что дает  возможность предположить время создания существующего декоративного убранства храма свят. Николая Чудотворца достаточно «поздним» временем – не ранее 1911 г.

Источники:

История церквей // Знамя. – Подосиновец. – 1992. – 10 июня (№ 69). – С. 3; Материалы экспедиции ВятГУ, ФАМ, ТХОМ, 26. 06. 2008.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.