|
|||
Нет гъиба (сплетни) в отношении приверженца нововведений.Стр 1 из 2Следующая ⇒ ✅ Нет гъиба (сплетни) в отношении приверженца нововведений.
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Хвала Аллаху Господу миров, и мир и благословение его посланнику Мухаммаду, а затем:
Когда в интернете или в реальности начинаешь предостерегать от заблудших мусульман, некоторые мусульмане начинают тебя порицать заявляя, что ты совершаешь гъыбы (сплетничаешь).
Сплетня (гъыба) – это, говорить за спиной мусульманина (в его отсутствии) то, что ему не понравится, даже если это правда.
Например, ты женился, и твоя жена реально плохо готовит, и ты пришел к матери, и она спрашивает: как живете? И ты говоришь да жена плохо готовит, - ты тем самым сделал гъыба! Ты скажешь но я же сказал правду? Да ты сказал правду, однако твоей жене это не понравится, и значит ты совершил гъыба за нее, и тем самым попал в большой грех!
И если жена тебя не простит, то в Судный День ты будешь расплачиваться с ней своими благими делами, а если у тебя их не останется то понесешь за это часть ее грехов. https://vk.com/wall-56025868_794
Привел пример с женой, потому что у многих мусульман часто бывает что то плохое про своих жен говорят, и жены про мужей, и думают это норма, типа это же моя жена, нет то, что она твоя жена не дозволяет тебе сплетничать за ее спиной.
И так мы поняли, что основа в гъыба, это запрет.
Однако шариат Аллаха дозволяет гъыба при определенных обстоятельствах, например Ан-Навави, привел около 6 пунктов, при которых дозволяется гъыба, прочитать это сможете здесь: https://arslanmuslim1.wordpress.com/2020/07/15/хула-гыба-и-сплетни/ https://vk.com/@yazikvredipolza-hula-gyba-i-spletni
Там в «22» пункте смотрите.
Там приведено 6 пунктов дозволяющих гъыба: 1 Жалоба со стороны обиженного и притесненного. 2. Обращение с просьбой о вынесении фатуа. 3. Просьба о помощи с целью устранения порицаемого. 4. Для предостережения мусульман. 5. Когда кто-либо открыто совершает грехи или придерживается нововведений. 6. Если человек известен под каким-нибудь прозвищем или кличкой.
Приведу несколько довод с этой статьи:
✔️ Передают со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что как-то раз один человек попросил у пророка (мир ему и благословение Аллаха) разрешения войти, и он сказал:«Впустите его, но сколь плох он как соплеменник!» аль-Бухари 6054, Муслим 2591.
✏️ Аль-Къуртуби сказал: “В этом хадисе указание на то, что дозволено делать гъиба за человека, который известен своими открытыми грехами, нечестием или призывом к нововведениям”. См. “Фатухль-Бари” 10/452.
✔️ Хадис Фатимы бинт Къайс (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: “В свое время я пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “Ко мне посватались Абуль-Джахм и Му‘ауийя”, — на что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что касается Му‘ауийи, то он — бедняк, у которого нет никакого имущества, что же касается Абуль-Джахма, то он не убирает палку со своего плеча»”.Муслим 1480.
Как мы видим в обоих хадисах, пророк Мухаммад, салля Ллаху алейхи уа саллам, в отсутствие людей, упомянул их недостатки, в первом случае он это сделал чтобы предостеречь от человпка, во втором, сделал так как к нему пришли за советом выбора мужа, и он указал на недостатки тех кандидатов кто сватался к ней.
Кто из вас осмелится сказать, что Посланник Аллаха, салля Ллаху алейхи уа саллам, сплетник!? Или сделал большой грех? Думаю, никто из тех, кто верит в Аллаха не скажет такого! Отсюда мы понимаем, что хоть и сплетня в основе запрещена, но есть ситуации, когда она дозволена и даже обязательна.
Пример ты знаешь, что один из мусульман лжец и мошенник, берет в долг деньги у мусульман и не отдает, и вот к тебе подходит твой брат мусульманин, и спрашивает совет, такой-то просит у меня в долг и упоминает имя того лжеца и мошенника, ты что сделаешь? Ты если искренне относишься к этому брату, скажешь, что он лжец и обманщик берет в долг и не отдает, поэтому не давай ему.
Но тем самым ты сплетничаешь за спиной того мусульманина, но твоя цель предостеречь другого мусульманина от его зла, поэтому тебе не просто разрешено в данном случае сплетничать за него упоминая его недостатки, но на тебе обязанность предупредить мусульман и предостеречь от него, а иначе ты предал их.
Если ты с этим согласен, а ты если имеешь разум должен быть с этим согласен! То смотри эта ситуация касается мирского, а что сказать о религии Аллаха!? Тут тем более нужно предостерегать мусульман от заблуждения заблудших, потому что их вред хуже чем вред мошенников и лжецов, потому что они искажают религию Аллаха и вводят в заблуждение мусульман, поэтому обязанность каждого мусульманина если он знает о заблуждение другого мусульманина и видит как его слушают предостеречь мусульман от него, дабы он не ввел их в заблуждение.
А если ты видишь, как мусульмане слушают заблудшего мусульманина, и ты мог их предостеречь, но промолчал то ты предал их. И возможно в Судный День они скажут Аллаху: «о Аллах ты такого наделил знаниями, и возможностью изъясняться, и он видел, как мы слушали заблудших, и не предостерег нас от них, и мы заблудились по этой причине!»
Может мусульманин в Судный День такое говорить! Да еще как может, ведь ты предал его, не предостерег его, оставил его без помощи и поддержки.
Это равносильно ты идешь по берегу озера, и видишь мусульманин тонет, и ты умеешь плавать и знаешь что можешь поплыть и спасти его, но ты прошел мимо и он утонул, так вот и в дунья по шариату Аллаха, и в ахира ты будешь отвечать за то, что этот мусульманину утонул!
Казалось бы, почему я буду отвечать он сам полез в озеро кто его просил сам тонуть начал, я не виноват в этом? Нет виноват, ибо ты видел, как он тонет, мог помочь, но не помог, тем самым ты способствовал его смерти.
Вот так же когда ты видишь мусульман которые слушают заблудших, они тоже утопающие, они тонут в заблуждении, ибо слушают заблудшего, и если ты способен предостеречь их и имеешь возможность, но прошел мимо не предупредив их, то ты так же ответственен в их заблуждении, ты молчаливый соучастник.
Отсюда мы предельно понимает что опровержение заблудших, предостережение от них не то что не относится к запретной гъыба, нет наоборот это относится как минимум к благим делам и джихаду на пути Аллаха, а для того кто способен предостеречь имеет знания и способность, и нет препятствия для этого, то он вообще обязан (ваджиб) на нем предостеречь, и если не сделает то сам впадает в грех.
📜 - После этого вступления, хочу привести слова ученых как древних, так и современных о том, о чем я говорил:
✏️ Сказал имам аль-Джирджани: “Они (Ахлю Сунна), отдаляются от нововведений, грехов, высокомерия, предательства... Не причиняют вред, не делают гъибу, кроме как в отношении того, кто выявил нововведение и призывает к нему. Так как разговор о таком человеке у них не считается нововведением…” См. Иътикад аиммати ль-хадис 79. ______________________
✏️ Сказал имам Абу Заманин (умер в 399 году по хиджре): “Ахлю Сунна не перестают порицать людей заблудших страстей, запрещают сидеть с ними, предостерегают от их фитны, сообщают об их положении, не считают это гибой в отношении них, или оскорблением…” См. Усулю с - Сунна 293 ______________________
✏️ Сказал имам Харб Ибн Исмаиль аль-Кирмани: "Я слышал, как Ахмад Ибн Ханбаль сказал: "Если человек является приверженцем нововведений, выявляющим свое нововведение, или открыто совершающим порочные деяния, то за него нет гъиба"
И я спросил Исхака за гъиба за приверженцев нововведений, и он сказал: "У них нет запретности" Источник: "Масаиль Харб аль Кирмани", 2/881 ______________________
✏️ Ибрахим ан-Наха`и говорил: «Нет гъиба в отношении приверженца нововведений». См. Аль-Лалакаи 1\140. ______________________
✏️ Имам Ас-Сабуни говорил: «Поистине, не обольщаются мои братья, да хранит их Аллах, многочисленностью приверженцев нововведений, так как это является из признаков приближении Часа. Избранный Посланник (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) говорил: «Поистине, из признаков Судного Часа и его приближения — уменьшение знаний и распространение невежества». Знание — это Сунна, а невежество — это нововведение». См. «'Акидуту ас-Саляф» стр.316. ______________________
✏️ Имам аль-Багъауи сказал: «Сообщил Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) о разделении этой общины и проявлении в них страстей и новшеств. И передал (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), что спасутся те, кто последовал его Сунне и Сунне его сподвижников (да будет доволен ими Аллах).
Поэтому если мусульманин увидит какого-нибудь мужчину, который перенял что-то из страстей и новшеств, или же пренебрегает Сунной, следует покинуть его, отказаться от него и оставить его живым и мертвым. Не приветствовать его, если встретит, и не отвечать на его салям, если он поприветствует первым, пока он не оставит свое новшество и не вернется к истине.
Что касается запрета покидать брата мусульманина больше трех дней, то это касается в того случая, когда происходит между ними упущение в отношении братских и дружеских прав, без того, чтобы это касалось религии. А что касается приверженцев страстей и нововведений, то их покидают постоянно, пока они не принесут покаяние Аллаху» См. «Шарх Сунан» лиль Багъауи 1\224.
______________________
✒️ Шейх Абдуль`Азиз Ар-Роджихи сказал:
БисмиЛляхи Ар-Рахмаани Ар-Рахиим АльхамдулиЛляхи роббиль `алямин ва саляту ва саламу `аля набиййна Мухаммад, и его роду и его сподвижникам, а затем:
Это сорок первая глава книги: "Усулю ас-Сунна", которая касается запрета общения с людьми страстей. И подразумеваются под людьми страстей - люди нововведений. Говорится о них: «Приверженцы страстей», поскольку они действуют, опираясь на свои страсти и воззрения, и поэтому противоречат шариастким текстам. И поэтому они были названы «Людьми страстей», в отличии от ахли-Сунна уаль Джамаа, которые зовутся людьми Сунны, людьми Сунны и джамаата.
Что же касается людей новшеств, приверженцев своих страстей, то они следуют своим страстям. Сказал Аллах: «А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха?» (аль-Касас, 50). «Сказал Мухаммад…», то есть автор книги, да смилуется над ним Аллах, Мухаммад ибн Аби Заманин.
Сказал он: «И не переставали ахлю-Сунна порочить людей заблуждения страстей, и запрещать общаться с ними, и предостерегали отих фитны, и разъясняли их положение - и не считали это ни гъыбой, ни злословием о них».
То есть ахли-Сунна уаль Джамаа не переставали порочить приверженцев новшеств, и предостерегали от их новшеств, и порицали их нововведения, и запрещали людям общаться с ними, чтобы бидаатчики не повредили людям, и не отклонили их от их религии.
И ахлю-Сунна предостерегали людей от их фитны, и разъяснили их положение, и разъясняли, что их качества и характер противоречат Шариату. И при этом они не считали это гъыба, даже если это было в отсутствии приверженцев нововведений, и не считали это злословием о них.
Почему? Потому что в этом польза, которая заключается в предостережении от их нововведений. И не имеет знания, мертвые они или живые.
Слово Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не ругайте мертвых, истинно, они ушли к тому, что совершали» - исключаются отсюда приверженцы нововведений, поскольку если мертвый будет приверженцем нововведений, то людей предостерегают от его новшества, даже если это и будет порочением этого нововведенца. Так как в этом польза для живых.
Однако, если мертвый не являлся нововведенцем, то нельзя ругать мертвых, по причине слов Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам: «Не ругайте мертвых, истинно, они ушли к тому, что совершили».
Но если же он был нововведенцем, то предостерегают людей от его нововведения, и это не является гъыбой за нововведенца, однако это-наставление, все равно, является он мертвым, или живым.
И не прекращали ахли-Сунна предостерегать от новшеств нововведенцев в своих книгах. И примером этого служить слово имама Аль-Барбахари, да смилуется над ним Аллаха, в своей книге по акыде: «Остерегайся смотреть в науку каляма, и общаться с приверженцами каляма, следуй за асарами (преданиями от салафов) и людьми асара, у них же спрашивай, с ними общайся, от них же бери знания!». Затем он сказал: «И остерегайся общаться с теми, кто призывает к тоске и любви…» -то есть, с суфистами. «…И с теми, кто уединяется с женщинами, и призывает к мазхабу суфистов, ведь истинно, все эти люди на заблуждении!».
И назвал Ибн Батта в книге «Аль-Ибана аль-Кубра» главу: «Раздел о предостережении от дружбы с людьми, которые заражают сердца, и портят Иман».
Поэтому ахлю-Сунна не переставали предостерегать от бидаатчиком, и общения с ними, и от требования знаний от них, и от того чтобы прислушиваться к ним, и от следования за их джаназа, и от посещения их больных. И это потому, что нововведенцы заражают сердца, и потому, что друг, с которым общаешься, влияет на друга. И правдивый друг влияет на того, с кем он дружит, и плохой друг влияет на того, с кем дружит.
Как сказал Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, в достоверном хадисе: «Пример праведного друга и плохого, подобен продавцу парфюмерии и раздувающему кузнечный мех. Что касается продавца парфюмерии, то либо он сделает тебе подарок, либо купишь у него что-нибудь, либо ощутишь исходящий от него аромат…».
То есть ты получишь пользу от продавца парфюмерий в любом случае. Также праведный друг либо побудит тебя к добру, либо предостережет тебя от зла. Затем сказал Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам: «Что же касается раздувающего мех, то либо он прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние».
То есть ты получишь вред от него в любом случае. И так же и плохой друг, либо оттолкнет тебя от добра, либо побудит тебя к злу, и ты получишь вред в любом случае. Да.
Источник: https://youtu.be/AaL9DUp0YWs
_______________________
❓ Вопрос: “Если человек известен своим плохим поведением и открыто совершает большие грехи, подобно употреблению алкоголя и другим грехам, и мы советуем другим дистанцироваться от него и не иметь с ним отношений – дозволено ли это?”
➖➖➖➖➖➖➖
|
|||
|