|
|||
Кто за главного?Кто за главного? Что ж, допустим, опыты Либета не противоречат существованию свободы воли. Как в принципе убедиться, что мы поступаем по своей воле? Генрих Мюллер из фильма «Семнадцать мгновений весны» подарил нам крылатую фразу: «Верить в наше время нельзя никому, даже самому себе». Даже когда люди уверены, что принимают решение самостоятельно и свободно, находясь в здравом уме и твердой памяти, это может быть не так. Начиная с 1970-х годов психологи экспериментально изучают так называемый эффект предшествования, или прайминг. Оказывается, нашу реакцию на один стимул можно запрограммировать другим, показанным заранее. Этот прайм-стимул может быть словами, картинками, предметами — главное, чтобы он вызывал определенные ассоциации, эмоции, воспоминания. Тем самым задается контекст, в котором мы оцениваем следующий стимул. В результате наше поведение меняется, а мы даже не подозреваем, что подверглись манипуляции. В одном исследовании студентам хватило небрежного упоминания преподавателем, что они из проблемной группы — принимали наркотики, имели судимость, жили в неблагополучном районе, — чтобы на экзамене они проявили себя хуже студентов из другой такой же группы, которым подобных напоминаний не делали. Другой пример: испытуемые, которым на собеседовании упоминали о старости и усталости, выходили из помещения более медленным шагом, чем те, кто слышал слова о молодости и бодрости. Эксперименты показывают, что прайм-стимулами можно влиять на уровень агрессии, склонность к ошибкам, предпочтения при выборе, и жертва манипуляции это влияние не отслеживает. Именно на прайминге во многом построена брендовая реклама. Когда маркетологи говорят о настроении или энергии торговой марки, это как раз о наборе прайм-стимулов, которые нам внедрили через ее рекламу. Благодаря этому один автомобильный логотип становится для нас символом надежности, другой — экономичности, третий — комфорта. Свобода ли это, если нашим поведением можно бесконтрольно манипулировать? Фото ISTOCKPHOTO
|
|||
|