Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стр.17 Условия результативности психологического консультирования



 

http://pedlib.ru/Books/2/0206/index.shtml?from_page=72

Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов

. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Что такое психологическое консультирование

Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту

Чем психологическое консультирование отличается от других видов практической психологической помощи человеку

Цели и задачи психологического консультирования

Виды психологического консультирования

Условия результативности психологического консультирования

 

ГЛАВА II ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ И ЕГО РАБОТЕ

Кого можно считать квалифицированным психологом-консультантом. Что для этого необходимо знать и уметь делать

Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту

Специальные требования, предъявляемые к различным видам психологического консультирования

 

ГЛАВА III ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта

С чего начинается, как проводится и на чем основывается подготовка психолога-консультанта

Как повышать профессиональную квалификацию психолога-консультанта

 

ГЛАВА IV ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

Общие вопросы организации работы психологической консультации

Режим работы психологической консультации

Распределение обязанностей между работниками психологической консультации

Организация индивидуальной работы психолога-консультанта

Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами-консультантами

Взаимодействие психолога-консультанта со вспомогательным персоналом консультации

 

ГЛАВА V ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ЕГО ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ

Как подготовиться к психологическому консультированию

Как проводится психологическое консультирование

Основные этапы психологического консультирования

Процедуры психологического консультирования

 

ГЛАВА VI ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Понятие и вводные замечания о технике психологического консультирования

Встреча клиента в психологической консультации

Начало беседы с клиентом

Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди

Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента

Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций

Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации

Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения

 

ГЛАВА VII ТЕСТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Для чего необходимо проводить тестирование во время психологического консультирования

Когда в консультировании рекомендуется применять психологические тесты

Каким требованиям должно отвечать психологическое тестирование! применяемое в психологическом консультировании

 

ГЛАВА VIII ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ КОГНИТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Тесты когнитивных процессов восприятия, внимания, воображения, речи и общих интеллектуальных способностей

Тесты памяти

 

ГЛАВА IX ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО И КОММУНИКАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Тесты коммуникативных способностей

Тесты организаторских способностей

Тесты специальных способностей

Тесты темперамента и характера

Тесты мотивов и потребностей

 

ГЛАВА Х СИТУАЦИИ И ОБЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ СО СПОСОБНОСТЯМИ

Типичные случаи (ситуации) психологического консультирования

Общие рекомендации по коррекции способностей в практике психологического консультирования

Советы по развитию интеллектуальных способностей

Советы по развитию мнемических способностей

Пути решения проблем развития коммуникативных способностей

Улучшение организаторских способностей клиента

Развитие специальных способностей клиента

 

ГЛАВА XI ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ С РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА

Советы по вопросам, связанным с темпераментом

Общие рекомендации по коррекции черт характера

Советы по развитию воли

Рекомендации по совершенствованию деловых черт характера

Советы по развитию коммуникативных черт характера

Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам

 

ГЛАВА XII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОММУНИКАТИВНОМУ И СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Отсутствие интереса к людям

Неумение привлекать к себе внимание, оказывать положительное впечатление на людей

Неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них

Неумение точно воспринимать и оценивать социальные роли людей

 

ГЛАВА XIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни

Неудачи в выборе профессии, условий и места работы

Неудачи в продвижении по службе

Неудачи в поддержании и сохранении своей работоспособности

Неудачи в конкуренции с другими людьми

 

ГЛАВА XIV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения

Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми

Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях

Наличие антипатий в общении клиента с людьми

Неспособность клиента быть самим собой

Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми

Неспособность клиента быть лидером

Неспособность клиента подчиняться другим

Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты

 

ГЛАВА XV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Основные вопросы семейного консультирования

Взаимоотношения с будущим супругом

Взаимоотношения между супругами в сложившейся семье

Взаимоотношения супругов с их родителями

 

ГЛАВА XVI РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками

Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников

Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста

Консультирование родителей юношей и девушек

 

ГЛАВА XVII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С ЛИЧНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ НЕУДАЧАМИ

Неудачи личного характера

Неудачи в развитии потребностей и интересов

Неудачи в изменении эмоций и чувств

Неудачи в коррекции недостатков темперамента и характера

Неудачи в избавлении от комплексов

Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми

 

ГЛАВА XVIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОЧУВСТВИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Психогенные заболевания

Психогенные сердечные заболевания

Психогенные нарушения пищеварения

!!!!! Изменчивость настроения клиента

Депрессивные состояния

Снижение работоспособности

Бессонница

Эмоциональные расстройства (аффекты, стрессы)

 

ГЛАВА XIX ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДЕЛОВОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Руководство личными отношениями людей

Руководство деловыми отношениями людей

Принятие и реализация решений по персональным делам

Принятие и реализация решений по рабочим делам

Неумение обращаться к людям с просьбами и правильно реагировать на просьбы

Неумение убеждать людей

 

ГЛАВА XX ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Что такое результативность психологического консультирования

Как оценивать результаты психологического консультирования

Причины недостаточной результативности психологического консультирования

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

Литература

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

СОВЕТЫ Р. МЕЯ, А. ПИЗА И ДРУГИХ ИЗВЕСТНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ НАЧИНАЮЩИМ ПСИХОЛОГАМ-КОНСУЛЬТАНТАМ

 

Стр. 15

Виды психологического консультирования

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

Прежде всего, выделим так называемое интимно-личностное психологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования – семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий вид консультирования – психолого-педагогическоеконсультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

 

Стр. 16

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

Каждый из перечисленных видов психологического консультирования в чем-то сходен с другими, например в том, что одинаковые по своей психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях. Но вместе с тем в каждом из названных видов психологического консультирования есть свои особенности. Обсудим их.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых от посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента, доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и, как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Семейное консультирование в свою очередь требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно – на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи. Как вполне вероятное можно допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли сможет стать человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить семью, но ему это сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то скорее всего в отрицательном плане. Вместе с тем надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно делать для того, чтобы сохранить семью и наладить внутрисемейные взаимоотношения. Однако из этого правила могут быть, наверное, исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам – и неплохими – становились люди, сами неоднократно потерпевшие неудачи в семейной жизни.


Стр. 17

Психолого-педагогическое консультирование в свою очередь предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

То же самое, что только что было сказано относительно психолого-педагогического консультирования, касается и делового консультирования. Наиболее успешно им могут заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой они собираются вести психологическое консультирование.

Начало формы

Стр.17 Условия результативности психологического консультирования

Для того чтобы психологическое консультирование было достаточно успешным, т. е. давало максимально возможные положительные результаты, в процессе проведения консультирования необходимо соблюсти ряд условий.

Раскроем суть и поясним эти условия.

Условие 1. Человек, обращающийся за помощью к психологу-консультанту, должен иметь реальную, а не вымышленную проблему психологического характера, а также явно выраженное желание как можно скорее ее решить. Выше мы уже говорили о том, что некоторые люди идут на прием к психологу-консультанту не потому, что у них на самом деле есть сложная проблема, которую они во что бы то ни стало хотят решить, а, например, просто из праздного любопытства или с явным намерением что-то доказать психологу-консультанту, то есть намерением, весьма далеким от желания что-либо изменить в самих себе. Психолог-консультант таким людям вряд напрямую сможет чем-то существенно помочь, за исключением, быть может, снижения их амбиций и самоуверенности.

Если же у человека есть реальная проблема, но он ее не вполне осознает и, как следствие этого, не выражает желания от нее избавиться, то такому человеку психолог-консультант сможет помочь лишь в том случае, если в результате беседы с ним у клиента произойдет осознание собственной проблемы и возникнет желаниекак можно скорее от нее избавиться. Если же клиент достаточно хорошо знает свою проблему, но ничего не хочет менять ни в своей психологии, ни в поведении, то такому человеку вряд ли чем-либо существенно поможет даже достаточно опытный психолог-консультант.


Стр. 18

Условие 2. Консультант-психолог, к которому за практической помощью обратился клиент, должен иметь опыт проведения психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку. В связи с этим психологическое консультирование аналогично в некотором роде врачебной практике. От психолога-консультанта, как и от врача, прежде всего требуется не навредить (!!) клиенту и сделать все от него зависящее, чтобы консультирование прошло успешно.

Условие 3. По количеству затрачиваемого на него времени психологическое консультирование должно быть достаточно длительным для того, чтобы психолог-консультант смог до конца понять и найти оптимальное решение проблемы, волнующей клиента, а также успешно ее решить вместе с самим клиентом. Здесь также имеется в виду время, необходимое для того, чтобы проконтролировать шаги, направленные на решение проблемы, дать оценку получаемых результатов и довести начатое дело до конца, т.е. получить то, что полностью удовлетворило бы как клиента, так и консультанта-психолога.

Иногда клиенту, который, естественно, имеет меньше опыта решения психологических проблем, чем консультант, может показаться, что положительного результата в консультировании нет или получаемый результат совсем не такой, на который рассчитывал клиент. Психолог же со своей стороны может быть убежден, что дело сделано вполне правильно и нужный результат налицо. Тогда перед консультантом-психологом возникает дополнительная задача – доказать клиенту, убедить его в том, что проблема решена вполне удовлетворительно. Иногда, напротив, клиенту кажется, что дело сделано хорошо, хотя сам психолог-консультант полагает, что начатая работа еще не доведена до своего логического завершения. В данном случае психологу-консультанту необходимо не только постараться убедить в этом клиента, но сделать все от него зависящее для того, чтобы проблема клиента была полностью решена. В этом случае прекращать процесс консультирования можно только по взаимной договоренности психолога и клиента. Если же психологическое консультирование практически прерывается до ранее намеченного срока его окончания, т.е. до получения требуемого результата, то психолог-консультант обязан предупредить об этом клиента, а также сообщить ему о возможных последствиях этого решения.


Стр. 19

Условие 4. Клиент должен строго соблюдать полученные от психолога-консультанта рекомендации. В противном случае проблема клиента вряд ли будет решена, и советы консультанта клиенту останутся для последнего лишь благим пожеланием, но не руководством к действию.

Условие 5. Психологическое консультирование должно проводиться в подходящей, благоприятствующей ему обстановке. О том, какой должна быть эта обстановка, специально будет сказано дальше, а сейчас следует заметить, что в большинстве случаев психологическое консультирование должно проводиться в обстановке конфиденциальности, оно должно не разделять, а сближать между собой психолога-консультанта и клиента, снимать напряженность у клиента, позволять ему быть вполне открытым и откровенным в общении с психологом-консультантом.

Упражнения

Если у вас еще нет собственного опыта проведения психологического консультирования, то выполните, пожалуйста, следующие задания:

1. Определите, каким из видов психологического консультирования вам хотелось бы заниматься больше всего. Чем вызвано такое ваше желание?

2. На что в первую очередь необходимо обратить вниманиедля того, чтобы ваше первое психологическое консультирование оказалось достаточно результативным?

Практические задания

Если у вас уже имеется личный опыт проведения психологического консультирования, то выполните, пожалуйста, следующие два задания:

1. Вспомните, с какими проблемами к вам за консультацией обращались клиенты в течение двух последних месяцев.

2. В соответствии с приведенной в данной главе классификацией установите, какими по своим индивидуальным психологическим особенностям чаще всего оказывались те люди, которые обращались к вам за консультацией. Попробуйте объяснить, почему именно эти люди и именно к вам обратились за психологической помощью.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.