|
|||
Чарльз У. ледбитер. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: НОВЫЕ ГЛАВЫ. СОДЕРЖАНИЕ
Чарльз У. ледбитер ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: НОВЫЕ ГЛАВЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНЕТАРНЫЕ ЦЕПИ.. 1 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЛНЫ ЖИЗНИ.. 4 СПОСОБЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ.. 13 ТЕОСОФИЯ И ВЕЛИКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ И ПРАВЕДНИКИ.. 19
Чарльз Уэбстер Ледбитер (1854-1934), талантливый пропагандист теософского учения, в течение 1909 и 1910 гг. прочитал в Адьяре множество неформальных лекций и ответил на сотни вопросов. Всё, что он говорил, стенографировалось, и позднее из этих заметок была составлена книга – «Внутренняя жизнь». Русский перевод, уже давно известный интересующимся теософией, был выполнен с сокращённого американского издания, в который не вошли некоторые разделы второго тома. Сейчас вниманию читателя предлагается перевод четырёх глав из этих разделов.
ПЛАНЕТАРНЫЕ ЦЕПИ
Наша Солнечная система в настоящий момент содержит десять цепей, состоящих из семи глобусов каждая, и они эволюционируют бок о бок, хотя и в различных стадиях. Семь из них представлены на физическом плане одним или несколькими глобусами, но остальные три существуют только на более высоких планах. Количество глобусов на физическом плане, которое имеет цепь в любой момент времени, зависит от стадии её развития. Глобусы каждой цепи дают нам представление о меньшем цикле эволюции, спускающемся в более плотную материю и затем поднимающемся из неё, и в точно такой же манере последовательные воплощения цепи также спускаются в более плотную материю и затем поднимаются из неё. Наша собственная цепь в настоящий момент – на своём самом низком уровне материальности, так что три из её семи планет – на физическом плане, две – на астральном и две – на низшем ментальном[1].
Мы, обычно, используем буквы алфавита для обозначения глобусов по порядку; таким образом, мы должны представить их нынешнее состояние, констатируя, что глобусы A и G находятся на низшем ментальном плане; глобусы B и F – на астральном и глобусы C, D и E – на физическом плане, C и E – меньше, чем D. Можно заметить, что, перемещаясь по цепи, волна жизни неуклонно вовлекается всё больше в материю, спускаясь от A до D, но, поднимаясь вновь, последовательно отбрасывает облачения материи, проходя от D до G.
Таково состояние во время четвёртого и наиболее материального воплощения каждой цепи. Но в третьем и пятом воплощениях у каждой цепи есть свои первая и седьмая планеты на высшем ментальном, свои вторая и шестая – на низшем ментальном, свои третья и пятая – на астральном, и только одна планета, четвёртая, – на физическом плане. Второе и шестое воплощения каждой цепи – на одну стадию выше; их четвёртая планета на астральном плане, в то время как третья и пятая – на низшем ментальном, вторая и шестая – на высшем ментальном, а первая и седьмая – на буддхическом плане. Первое и седьмое воплощения цепи – ещё на одну стадию выше, когда их нижние планеты находятся на низшем ментальном плане, а их первая и седьмая планеты в состоянии, которое мы называем нирваническим.
Нелегко для нас приложить какое-либо понимание к идее планеты на планах столь возвышенных, как нирванический или буддхический, и видимо, с трудом можно обосновать использование этого термина. Всё, что мы подразумеваем, – есть определённое местоположение в пространстве, где эволюция определённых групп монад происходит благодаря силам, которые работают на тех высочайших уровнях.
Каждая из этих семидесяти планет может рассматриваться, как имеющая определённое местоположение в пространстве и как обращающаяся вокруг или, в некотором роде, зависящая от нашего Солнца. Из этих семидесяти планет только двенадцать являются физическими, и даже эти двенадцать еще не все признаны наукой, а две из них были обнаружены только в последнее время.
Существование Вулкана было признано столетие назад некоторыми астрономами, но поскольку он теперь не может быть обнаружен, современные мужи науки считают, что более ранние наблюдения были неправильными. Никакому астроному и не снились две планеты за орбитой Нептуна в то время, когда они впервые были упомянуты в теософических сочинениях, но теперь их существование допускается из-за отклонений, производимых ими в орбитах известных комет.
Мадам Блаватская говорит, что Нептун не принадлежит нашей Солнечной системе, но не может быть никаких сомнений, что он обращается вокруг нашего солнца. Поэтому мадам Блаватская, должно быть, придавала своим словам какой-то оккультный или символический смысл, когда она использовала их[2]. Также с оккультной точки зрения, нептунианская цепь – безусловно, часть нашей системы, будучи одной из десяти цепей, которые составляют её; таким образом, мы не в состоянии в настоящее время придать утверждению мадам Блаватской какой-либо смысл. Это ни в малейшей степени не предполагает, что оно, в самом деле, бессмысленно или неточно.
Мы часто находили, что пассажи в её сочинениях, которые мы в течение длительного времени были вынуждены откладывать, как непонятные и, очевидно, несоответствующие известным фактам, имели, однако, определённое значение и определённый смысл, в котором они были верны, хотя они воспринимались только тогда, когда (постижением более высоких планов) перед нами открывались новые аспекты предмета. Без сомнения, в надлежащее время такое же произойдет с этим загадочным утверждением о Нептуне.
Помимо тех семидесяти планет, о которых мы говорили, имеются другие эволюции, так что используется каждый дюйм пространства. Даже непосредственно в койлоне[3]возможна эволюция, о которой мы ничего не знаем и ничего не можем предположить. Мы знаем пока ещё так немного об этой изумительной системе, к которой мы принадлежим; теософическое учение, которое так изменило наши жизни, приподняло всего лишь крошечный уголок завесы. Всё пространство заполнено жизнью, и есть её более низкие уровни, чем те, что на физическом плане. Иногда случается, что человек вступает в контакт с такой низшей эволюцией, но это всегда нежелательно. Однако было бы большой ошибкой говорить о жителях этого низшего мира, как о плохих. Конечно, эта эволюция приносит нам вред, если мы вовлекаемся в неё, но это только потому, что она не предназначена для нас.
Если брать цепи по порядку, начиная с ближайшей к Солнцу, и затем удаляясь, то из семи, имеющих физические планеты, первой будет цепь Вулкана, только с одной физической планетой, очень маленькой и, должно быть, очень горячей. Цепь Вулкана находится в своём третьем воплощении, но нам дали понять, что его схема эволюции не предназначена для достижения существами, вовлечёнными в неё, столь же высокого уровня, какой будет достигнут, в конечном счёте, обитателями нашей собственной планеты.
Следующая планета – Меркурий, принадлежащая земной цепи.
Венера – единственная физическая планета цепи, частью которой она является. Она находится в седьмом круге её пятого воплощения, и представляет наиболее продвинутый уровень эволюции, пока что достигнутый человечеством в этой солнечной системе. Такое значительное опережение дало возможность предоставлять помощь другим, менее развитым, эволюциям; как мы знаем, к нам прибыли Владыки Пламени, которые дали столь большой стимул для прогресса человечества в середине нашей третьей коренной расы.
Замечательным событием было то, что астрономы сто пятьдесят лет назад зарегистрировали несколько наблюдений за спутником Венеры, тогда как теперь можно определённо сказать, что никакого такого шара не существует. Конечно, проще предположить, что астрономы того времени допустили ошибку. Но это маловероятно, ввиду количества и характера очевидцев, а также их повторных наблюдений. Он наблюдался такими известными астрономами, как Кассини и Шорт, в 1761 году, и не однажды, но много раз, и с использованием различных телескопов. Он наблюдался Шойтеном во время его полного прохождения с Венерой в том же году; он был замечен четыре раза Moнтенем, и снова в 1764 году – Рудкиаром, Хорребоу и Монбароном. По приблизительной оценке у него был диаметр около двух тысяч миль. Конечно, более вероятно, что все эти астрономы были правы в своих наблюдениях, поскольку нам говорят, что в нашем седьмом круге Луна распадётся, и мы останемся без спутника. Может быть, это только из-за того, что Венера находится в своём седьмом круге, однако оно необычно.
Следующие планеты – наша Земля и Марс, которые вместе с Меркурием являются тремя физическими планетами цепи, находящейся в своём четвёртом воплощении. Наша Земля является планетой D – самой низкой и наиболее материальной из всего ряда, в то время как Марс и Меркурий – наши планеты C и E соответственно. Очень многие из наиболее передовых членов нашего существующего человечества не были на Марсе, когда последняя волна жизни проходила через него, как будет объяснено позднее; но большая часть человеческой расы, конечно, прошла через ряд воплощений на этой планете, и мы оставили после себя много следов нашего пребывания, которыми обильно пользуются нынешние обитатели. Когда наше настоящее пребывание на Земле через какое-то время закончится, мы все перейдём к менее материальной жизни на планете Меркурий, где средний уровень сознания будет более расширенным, чем здесь, так как ординарное человечество будет тогда обладать тем, что теперь называют эфирным зрением. Насколько я знаю, нет никаких оснований для утверждения, сделанного современным автором, что реальные названия Меркурия и Венеры заменены. Действительно, мы столько знаем об этих планетах, что это делает подобную идею невообразимой.
Затем идут астероиды – материал, из которого будет сделан мир когда-нибудь; но мы не останавливаемся на этом сейчас.
У гиганта Солнечной системы, Юпитера, есть собственная цепь. Он находится в ранней стадии эволюции, будучи слишком горячим для жизни на его поверхности в нашем представлении; но его спутники обитаемы. На его поверхности есть моря расплавленных металлов, и подобные условия существуют на всех внешних гигантских планетах. Его плотность примерно равна плотности воды, если вы берёте массу в целом; но то, что мы видим, является в действительности лишь скоплением облаков на тысячи миль в глубину – таким образом, мы приходим к ложной оценке реального размера самой планеты. Схема Юпитера находится в настоящее время во втором круге её третьего воплощения. Нам говорят, что эта схема, в конечном счете, продвинет своё человечество до чрезвычайно высокого уровня.
Затем мы переходим к Сатурну с его удивительной системой колец и спутников. Эта планета – единственная физическая планета его цепи. Она также находится в раннем круге её третьего воплощения, и мы понимаем, что развитие, связанное с ним, медленнее, чем большинство других, но что и оно, в конечном счете, достигнет высочайших уровней.
Относительно схем, к которым принадлежат внешние планеты Уран и Нептун, у нас есть лишь немного информации, хотя мы знаем, что последняя находится в ее четвёртом воплощении, потому что ей принадлежат также две другие физические планеты, орбиты которых лежат за орбитой Нептуна. Условия, существующие на всех этих гигантских внешних представителях Солнечной системы, должно быть, настолько сильно отличаются от условий на небольших внутренних планетах, что это делает фактически невозможным сформировать какую-либо идею о типе жизни их обитателей, даже в будущем, когда эти планеты охладятся.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЛНЫ ЖИЗНИ
Концепция последовательных волн жизни, которые изливаются ЛОГОСОМ, не является очень трудной, но всё же, кажется, бывает, что в уме учащегося в связи с этим возникает некоторое замешательство.
Возможно, это частичное следствие того, что термин "волна жизни" использовался в нашей литературе в трёх различных смыслах. Во-первых, он использовался, чтобы обозначить три великих излияния Божественной Жизни, посредством которых наша Солнечная система появилась и благодаря которым её эволюция продолжается. Во-вторых, это было применено к последовательным импульсам, из которых сформировано второе излияние; и преимущественно в этом смысле я буду теперь использовать этот термин. В-третьих, выражение было принято для обозначения переноса жизни в ходе эволюции с одной планеты нашей цепи на другую.
Волна жизни этого третьего типа нисколько не соответствует волне жизни второго типа, но состоит из семи синхронных частей последней, которые рассматривают, как если бы они составляли отдельный объект. Как мы знаем, у нас в настоящее время в проявлении семь царств – человеческое, животное, растительное, минеральное и три элементальных царства, которые предшествуют минеральному.
Мы должны понять, что все они – манифестации одной и той же жизни – единой жизни ЛОГОСА, проявляемой во втором великом излиянии, которое нисходит из Его второго аспекта после того, как была подготовлена первичная материя для его приёма действием первого излияния, которое нисходит из третьего аспекта[4]. Это второе излияние нисходит в виде серии последовательных волн, следующих одна за другой, как морские волны следуют одна за другой. Каждая из этих волн достигла своей современной стадии, пройдя через все более ранние стадии, и в каждой из них она потратила промежуток времени, соответствующий жизни цепи семи миров, иногда называемый манвантарой.
Санскритское слово манвантара буквально означает период между двумя Ману, и таким образом, оно может применяться на различных уровнях. Мы видим в «Тайной Доктрине», что у каждой коренной расы есть свой Maну, великий адепт, который берёт на себя ответственность за неё и управляет её формированием и ростом. Но есть также Maну в течение мирового периода, который включает в себя семь коренных рас; и всё же снова есть ещё больший Maну, который управляет продвижением волны жизни (если использовать этот термин в его третьем смысле) через все семь планет цепи; и так как одну полную поездку через все семь глобусов назвали кругом, о Нём говорят, как о Maну круга.
Семь таких кругов составляют один период жизни планетарной цепи – одно воплощение цепи; и в этот огромный период есть Великий, кто председательствует, и к Нему также относится этот титул – Maну. Ещё выше есть Тот, кто осуществляет контроль над семью последовательными цепями, которые могут быть расценены как семь воплощений нашей цепи, составляющих одну полную схему эволюции; но о Нём обычно говорят не как о Maну, но как о ЛОГОСЕ семи цепей, или иногда как о Планетарном ЛОГОСЕ. Таким образом, мы имеем здесь упорядоченную иерархию могущественных адептов, простирающуюся до самого Божества. Очевидно поэтому, термин манвантара может означать различные промежутки времени, соответствуя уровням, на которых он используется; но в нашей теософической литературе он вообще применяется, чтобы указать продолжительность одной цепи – время, которое требуется волне жизни для прохождения семи кругов. Большему периоду семи последовательных воплощений цепи иногда давалось название махаманвантара (что просто означает – большая манвантара).
Следующая таблица[5]может быть полезной для наших учащихся, как обобщение для системы эволюции:
7 рас-ветвей составляют одну подрасу;
7 подрас составляют одну коренную расу;
7 коренных рас составляют один мировой период;
7 мировых периодов составляют один круг;
7 кругов составляют один период цепи;
7 периодов цепи составляют одну планетарную схему;
10 планетарных схем составляют нашу Солнечную систему.
Вряд ли будет практично для нас в настоящее время, пытаться оценить в годах точную продолжительность этих огромных периодов. В экзотерических индусских книгах определенные числа даны, но мадам Блаватская говорит нам, что нельзя полностью доверять им, поскольку вовлечены другие и эзотерические соображения, которые не принимаются авторами во внимание. У нас нет никакой прямой информации относительно этих пунктов, но есть некоторые причины подозревать, что время кругов – непостоянная величина, и что некоторые короче, чем другие. Считается, что предстоящие круги, вероятно, будут не такими продолжительными, как те, через которые мы прошли; но здесь снова у нас нет никакой определённой информации, а все спекуляции кажутся бесполезными.
Во всех этих стадиях всегда в действии семь волн жизни. В каждой из цепей есть человеческое царство, и оно всегда сопровождается его братьями: животным, растительным и минеральным царством. Но каждое из них неуклонно развивается так, чтобы волна жизни, которая одушевляет современный животный мир, достигла в следующей цепи человеческого уровня и предоставила каузальные тела человечеству той цепи. Таким же образом волна жизни, которая одушевляет теперь наше растительное царство, одушевит тогда животный мир, и так далее. Из этого, конечно, следует, что мы были животным царством лунной цепи и растительным царством цепи до нее. Это не совсем точно выражено, потому что мы, как отдельные эго, не существовали тогда; но та волна эссенции, которая в первой цепи одушевляла минеральное царство, во второй цепи – растительное, и в третьей цепи – животное, теперь используется в формировании каузальных тел, которые мы населяем в наши дни.
Каково тогда будущее продвижение этой волны, и как она проявится в следующей цепи? Она не проявится там вообще, поскольку мы должны помнить, что по завершении этой человеческой эволюции перед человеком открываются семь путей дальнейшего развития. Я попытался описать их, в пределах возможного в настоящее время, в заключительной главе «Невидимых помощников».
Не буду повторять здесь, что я написал тогда, но могу добавить к этому фрагмент информации, которую я узнал после того. Один из тех путей, который мы должны были тогда оставить пробелом, приводит к тому, что мы назвали "назначением в штаб". Каждый генерал имеет кроме профессиональных офицеров, которые занимают различные командные должности под ним, специальную группу офицеров, формирующих его штаб, чьей обязанностью должно быть персональное присутствие у него, чтобы быть готовым в любой момент сделать что-нибудь, чего он может потребовать, или заполнить любую вакансию, которая может появиться. Солнечный Логос также имеет Свой штаб – некоторое количество адептов, которые не обслуживают никакую определённую цепь, однако же, всегда готовы быть посланными для помощи любому, кому эта помощь потребуется. Присоединиться к этому отряду – одна из семи возможностей, которые открываются перед теми, кто "достиг дальнего берега".
Когда настанет время для нашей цепи распасться и передать жизнь отсюда в пятую цепь, мы уже будем идти к сверхчеловеческой стадии, по тому или иному из семи путей. Следовательно, человечество, которое начнётся в виде примитивных людей в пятой цепи, не будет нами вообще, но будет волной, следующей за нами – той, что одушевляет наше существующее животное царство.
Таким же образом наша растительная монада эволюционирует на стадию выше, и одушевит животное царство той новой цепи; в то время как волна жизни, которая теперь оживляет минеральное царство, к тому времени повысится до уровня растительного царства. Таким образом, мы видим, что из семи волн жизни, которые мы теперь знаем, шесть будут присутствовать в пятой цепи, но каждая поднимется на одну стадию в своём развитии.
Наша существующая волна человеческой жизни, получившая цель – погружение в материю, прошла этот ряд цепей в целом, хотя некоторые из тех, кто был их участником, могут всё ещё сохранять добровольную связь с ними с целью помощи их эволюции. Но если каждая из наших волн переместилась на стадию, как восполнится место самой последней? Должны ли мы предполагать, что первое элементальное царство больше не будет представлено в новой цепи? Ни в коем случае, поскольку мы находим, что новая волна жизни от ЛОГОСА следует за другими, и таким образом, этот новый приток дополняет до семи.
Точно такой же процесс имел место в каждой цепи по очереди. В каждой из них одна волна жизни достигала своей цели, пройдя через семь этапов к некоторой вполне высокой форме проявления; и каждая из тех, что позади неё, продвигалась на одну стадию, и место самой последней в каждом случае, заполнялось новым притоком жизни от ЛОГОСА.
Каждая из этих волн вступает в каждый период цепи на самом низком уровне царства, которое она одушевляет, и выходит из этого царства в его самой высокой точке. Новый приток жизни от ЛОГОСА входит в первое элементальное царство в каждой цепи, и есть семь таких притоков в нашей схеме, так, чтобы у нас было в целом тринадцать последовательных волн жизни в работе этой схемы из семи цепей, хотя никогда более семи из них не находится в действии одновременно. Все неизменно перемещаются вперёд, но всегда сохраняют одинаковую дистанцию между собой, и мы можем взять любую волну в любой точке её продвижения и проследовать по ней назад или вперёд, как мы пожелаем.
Возьмите, например, седьмую из этих волн. Она вступила в первое воплощение цепи как первое элементальное царство; во второй цепи она достигла уровня второго элементального царства, и в лунной цепи она одушевляла третье. В нашей существующей цепи она оживляет наше минеральное царство, в то время как в пятой и шестой цепях она одушевит соответственно растительное и животное царства. В седьмой цепи она достигнет человеческого уровня, и тогда покинет эти семь этапов, как сделали другие человечества. Мы тогда имеем перед собой полную историю этой волны жизни со времени, когда она вошла в проявление в первом элементальном царстве, до момента, пока она опять не достигнет божественного уровня в конце её назначенного развития.
У нас нет перед собой в нашей схеме более полной эволюции, чем эта, для любой другой волны. Если, например, мы проследим назад свою собственную волну жизни, то мы найдём, что она одушевляла животное царство в лунной цепи, растительное царство во второй цепи и минеральное царство в первой цепи. Где тогда она прошла эволюцию трёх элементальных царств? Поскольку она должна была, очевидно, продвинуться через те стадии, прежде чем проявиться как минерал. Она прошла через них в какой-то предыдущей схеме цепей – мы не знаем, где или когда. Очевидно, единственным полностью новым импульсом в первой цепи нашей схемы была седьмая волна жизни, а все другие, которые являются частью той первой цепи, уже прошли некоторую часть их эволюции в предшествующих схемах миров. Её человечество должно было, очевидно, пройти через шесть предшествующих стадий в этом неизвестном прошлом, и оно прибыло сюда только для того, чтобы приобрести последний штрих к его образованию, которое подготовило бы его, чтобы выйти на семь путей, которые откроются перед ним.
Но наши волны жизни простираются вперёд, в будущее так же, как и назад, в прошлое. Восьмая волна, например, которая вошла впервые во вторую цепь как новый импульс Божественной Жизни, не имеет времени в нашей схеме эволюции для достижения человеческого уровня. В нашей существующей цепи она одушевляет третье элементальное царство, причиняя нам большие неприятности в форме элементалов желания. В седьмой цепи эта волна одушевит животное царство, и поэтому достигнет человечества в первой цепи какой-то неизвестной схемы глобусов, скрытой в настоящее время во мраке будущего.
Естественно, остающиеся волны от девятой до тринадцатой, также незакончены, так что из всех волн, которые используют нашу схему в качестве театра их эволюции, только одна имеет время закончить все свои стадии – факт, который, если мы сможем понять всё, что он за собой влечёт, даёт нам очень внушительный пример необъятности средств природы, представление о неограниченных вечностях, через которые её раскрытие действует с такой великолепной точностью, никогда не ускоряясь и никогда не останавливаясь.
Теперь, когда мы имеем ясность в наших умах об устойчивом продвижении этих волн жизни, мы должны немедленно продолжить изменение нашей концепции введением в неё другого важного фактора. В каждом случае переноса из одного царства в другое всегда есть определённая часть волн жизни, которая не достигает успеха, и поэтому оставляется позади. Возможно, мы поймем это легче, если подумаем о будущем нашего собственного человечества.
Мы знаем, что целью, стоящей перед нами, является достижение того уровня инициирования, которое назвали адептством – положения асекха, "того, кому больше нечему учиться" – в нашей планетарной цепи. Но мы также знаем, что всё человечество не преуспеет в движении к этой высокой цели, но лишь определённая часть его. Нам говорят, что в середине следующего круга произойдёт разделение между теми душами, которые будут достаточно сильны, чтобы перейти к более высоким стадиям эволюции, и теми, кто не достигнет этого.
Это разделение послужило прототипом многих легенд о "страшном суде", который будет решать будущую судьбу душ в течение этого эона. Больное воображение средневекового монаха, всегда ища возможности ввести в гротескной манере преувеличенные ужасы в свой символ веры, чтобы посильнее напугать невежественное крестьянство и этим добиться более обильных пожертвований для поддержки церкви-матери, исказило в "вечное проклятие" совершенно простую идею эонической приостановки.
Те, кто останутся позади в том периоде, иногда описываются как "неудачи пятого круга", хотя, возможно, даже это – слишком резкий термин. Конечно, среди них будут те, кто большим усердием, возможно, добился бы того, чтобы пройти вперёд, и о них справедливо говорят, как о неудачах; но большинство будет оставлено позади просто потому, что они слишком молоды, чтобы продвигаться, и таким образом, недостаточно готовы для более трудной работы.
В этом случае объяснение может быть дано весьма просто. Низшие классы монад только начали постепенный переход из животного царства в человеческое во время более ранней половины существующего периода нашей цепи. Некоторые из них, следовательно, всё ещё на ранней стадии человеческой эволюции и поэтому, вряд ли осилят задачи, которые появятся перед ними. Нам дали понять, что даже для самого примитивного дикаря возможно достижение перед серединой пятого круга уровня, необходимого для дальнейшей эволюции, но чтобы сделать это, он должен быть всегда готовым использовать в своих интересах любую возможность, как только она предоставляется ему, и количество тех, кто сделает это, будет бесконечно малым. Вычислено, что пропорция тех, кто будет подготовлен к продолжению, составит приблизительно три пятых от общего числа населения Земли (подразумевается не просто физическое население, но общее количество эго, составляющее человеческую волну жизни, эволюционирующую в этой цепи), в то время как две пятых населения останутся позади.
Внешние условия мира того времени будут специально приспособлены к быстрому прогрессированию передовых эго и поэтому будут совершенно неподходящими для существ, намного более низкой стадии эволюции, которым для развития необходимы низкие вибрации сильной страсти и грубых чувств, уже не доступные тогда для инертного и полусформированного астрального тела дикаря. Мы можем легко вообразить множество путей, по которым эта непригодность показала бы себя. В мире высокого интеллектуального и духовного развития, где война и истребление животных уже будут в прошлом, существование рас дикарей, исполненных недисциплинированных страстей и желания поконфликтовать, очевидно, дало бы много серьёзных трудностей и осложнений, хотя это, без сомнения, означает, что можно было бы разработать для них репрессии, которые изолировали бы их от действий, необходимых для их ранней стадии эволюции. Поэтому очевидно, самой доброй и лучшей вещью, которую можно сделать с теми, кто является, таким образом, отставшими, будет просто удалить их из этой эволюции, и позволить им готовиться к размещению в новом учебном классе – в следующей планетарной цепи. Такие существа в любом случае не будут страдать; у них просто будет очень длительный период отдыха в небесной жизни, а поскольку они могут быть способными к пониманию и притом, что их сознание во время этого периода, вероятно, будет частично пробуждено, будет иметь место определённый внутренний прогресс.
Из того состояния они спустятся в более ранние стадии эволюции следующей цепи и будут там, среди лидеров примитивного человечества. В любом случае, мы не должны думать о них, как о задержанных, но просто, как о назначенных на позицию, к которой они, действительно, принадлежат, и где их прогресс будет наиболее лёгким и бесспорным.
Именно этот класс имела в виду мадам Блаватская, когда она говорила о большом количестве "потерянных душ"; хотя термин "потерянные души", когда используется в этой связи, иногда вводит в заблуждение учащихся, которые ещё не уяснили вполне красоту и определённость эволюционной схемы.
Мы можем думать тогда о каждой волне жизни, проходящей через цепь, как о разделяющейся на небольшие волны. Посмотрите, что будет успехом для нашей собственной волны жизни. Вообще говоря, он представлен животным царством Луны, хотя неудачи лунного человечества, естественно, присоединились к нему, и, как можно ожидать, будут среди его лидеров.
Вся волна, которая одушевляла то лунное животное царство, должна была теоретически войти в человечество в момент начала этой цепи, если к концу седьмого круга достигала цели, назначенной для этого.
Мы, нынешние люди этой цепи, должны все достигнуть адептства и выйти из этой схемы эволюции в целом одним из семи путей, которые открываются перед адептом, в то время как то, что является теперь нашим животным царством, должно к концу этой цепи достигнуть индивидуализации и быть готовым представлять человечество следующей цепи, пятой из схемы.
Мы знаем, однако, что две пятых нашего человечества выпадут в середине пятого круга, потому что они, очевидно, очень отстали от других, так что, даже прибегая к самым большим усилиям, не достигнут цели в период этой цепи. Эти две пятых войдут в следующую цепь наряду с членами нашего существующего животного царства, и поэтому составят часть того, будущего человечества.
Одной из главных причин, почему разделение между более передовыми и менее передовыми должно быть сделано в середине пятого круга, является то, что более поздние расы будут находиться в намного более близкой связи с адептами и великими дэвами, чем мы теперь. Поэтому для них будет необходимо всегда находиться в состоянии способности к впечатлению, в готовности получить излияние эманаций и ответить на них. Это в свою очередь требует, чтобы они жили мирной и созерцательной жизнью, из чего вытекает необходимость удаления людей примитивных рас, чтобы у них не было возможности нападения и убийства человека, пребывающего в состоянии созерцательности. Более эффективные вибрации того времени не пробудили бы высокий характер у дикарей, но только бы стимулировали и усиливали их низменные страсти, таким образом, они ничего не получили бы, находясь на Земле в тот период, в то время как они сделали бы невозможным прогресс более развитых людей. Но другие три пятых нашего существующего человечества, достигшие успеха, поскольку они не выбывают после "судного дня" в пятом круге, всё же не все преуспеют в смысле достижения уровня асекха. Считается, что приблизительно одна пятая целого числа (то есть, одна треть из тех, кто не выбыл) полностью достигнет; но это означает, что две трети успешных будут в конце нашей цепи миров всё ещё иметь дальнейшую работу, прежде чем они достигнут уровня, предназначенного для них. Они также должны будут войти в следующую цепь, хотя и не будут нуждаться в более ранних стадиях её развития: таким образом, они, вероятно, появятся примерно в её средней точке так же, как более высокие классы монад, прибывших с Луны, вошли в нашу существующую эволюцию в её средней точке. Вопрос, однако, усложнится для них тем фактом, что так же, как в этой цепи поставленная перед нами цель по её уровню выше, чем аналогичная цель в лунной цепи, так же уровень успеха, ожидаемого в пятой цепи, будет выше, чем в нашей. В связи с этим, однако, у нас в настоящий момент нет никакого беспокойства.
Фактическое распределение в конце нашей планетарной цепи, вероятно, будет чётко представлено в виде нескольких классов следующим образом; хотя, очевидно, каждый из них мог бы далее также быть подразделён:
1. Те, которые, разумно изучив эволюцию и выбрав более короткий и более крутой Путь к цели, уже достигли адептства в предыдущих кругах.
2. Те, кто достигнут уровня асекха в седьмом круге. Они – самый высокий класс людей, которые двигались вместе с обычным потоком эволюции – авангард тех, кто следовал обычным путём. Они могут быть соотнесены с теми, кто перешёл в нашу цепь из первого класса лунных людей.
3. Те, кто упустят это прекрасное достижение, но преуспеют в том, чтобы достигнуть уровня архата в седьмом круге. Они соответствуют в нашей цепи второму классу лунных людей, и будут нуждаться в очень немногих рождениях в следующем воплощении цепи, прежде чем также получить уровень освобождения.
4. Те, кто, хотя и пройдут испытание в середине пятого круга, всё же не преуспеют в том, чтобы подняться выше трёх самых низких уровней Пути. Они, возможно, соотносятся в нашей цепи с лунным животным человеком, который только что сумел отделиться от животного царства, и, следовательно, прошёл большую подготовку, чтобы должным образом войти в новую цепь.
5. Те, кто, преуспев в достижении уровня человека в нашей земной цепи, всё же окажутся неспособными достаточно продвинуться, чтобы оправдать своё пребывание в этой цепи после середины пятого круга. Без сомнения, среди них будет несколько подразделений или классов.
6. Те, кто окажется не в состоянии получить уровень человека. Это монады самого низкого уровня, только что достигшие животного царства на Луне, и столь медленно продвигавшиеся в земной цепи, что не успеют индивидуализироваться.
Эти неудачи в достижении предназначенного уровня мы находим не только для человека. Та же самая вещь, видимо, случается на всём протяжении эволюции в каждом царстве. В то время как большинство каждой волны монад выполняет своё предназначение, в каждой есть меньшинство запаздывающих и гораздо меньшее меньшинство тех, кто намного всех опережает. Например, так же, как несколько человек могут намного опередить своих товарищей и достигнуть адептства, таким же образом несколько животных могут оторваться от своих групповых душ и стать индивидуализированными, хотя основная часть жизненной волны животных достигнет индивидуализации только к концу седьмого круга, чтобы сформировать человечество пятой цепи. Люди, которые приближаются к адептству, всегда находятся в тесном контакте с настоящими адептами как Их ученики; животные, которые приближаются к уровню человека, обычно находятся в тесном контакте с существующим человечеством как домашние животные, специально развитые в привязанности и интеллекте.
В более ранние дни теософического обучения мы предполагали, что если даже животное с особенно быстрым развитием сможет индивидуализироваться здесь и сейчас, оно должно было бы всё же ждать следующей цепи, прежде чем смогло бы получить человеческое тело. Более поздние исследования, однако, показали нам, что исключения из этого правила на данном этапе всё ещё возможны, и животные, которым достаточно повезло в достижении индивид
|
|||
|