|
|||
Любите живопись, поэты!Любите живопись, поэты!
Дорогие друзья! Сегодня мы возобновляем наши творческие встречи из цикла: «Любите живопись, поэты!». Я надеюсь, что сегодняшней встречей мы не ограничимся. Такие вечера проводили поэты нашего города, когда руководителем «Свитка» был Владимир Николаевич Сосина – они начинались отрывком из стихотворения Николая Заболоцкого: Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.
Сегодня мы пришли в гости к Валерию Михайловичу Яжук и его дочери Марии, в замечательную галерею АртБаzа познакомиться с творчеством Станислава Гончарова. Эта частная галерея – феноменальное явление в культурной жизни нашего города. В Сергиевом Посаде существует много выставочных площадок, есть Дом художника, в котором проходят персональные выставки членов Сергиево-Посадского отделения СХ России. Но если бы не АртБаzа – мы, скорее всего, никогда не увидели бы вот эти картины талантливого художника, которые восстановил не менее талантливый человек – художник, педагог, литератор и реставратор – Артём Киракосов. Ему удалось спасти и восстановить много «практически погибших, знаковых, ключевых, лучших, любимых и важных, по мнению семьи художника, работ».
Гончаров всегда – нежд’Анный, неож’Иданный. «Неожид’Анный,»… Так и назвали выставку. Здесь представлены неизвестные работы художника – мы переносимся в атмосферу 60-х годов прошлого века – виден молодой, свежий взгляд на современную ему жизнь.
Всем нам повезло – сегодня Артём Киракосов вместе с нами, и мы, здесь и сейчас, сможем задать ему любые вопросы. Он – замечательный рассказчик с мощной энергетикой и потрясающим чувством юмора. А я сегодня буду бессовестно его цитировать.
Артём Киракосов говорит, что Станислав Кириллович – человек поистине одержимый страстью! А ещё он говорит:
– реставрировать его… практически невозможно. Мне досталась самая катастрофа из его наследия.
– он на себя никогда не похож, всегда шероховато нов и аномален, но как бы в ногу со всем тем, что попало в круг его зрения…
– он работал всем, что имел под рукой, слагая небывальщину своего мира. – Неповторимый дух новаторства мастера, уроженца мятежного и непокорённого никем и доныне Донбасса вдохновлял и меня, на некий порыв /прорыв/ и подвИг /сдвИг/.
Все мы – люди с богатым жизненным опытом, за исключением Марии Яжук, и являемся современниками Станислава Кирилловича. Мы – обычные люди, рождённые в Советском Союзе – жили спокойной размеренной жизнью, ценили стабильность и душевное спокойствие.
Каждый из нас окончил ВУЗ или техникум – получил распределение – включился в производственную рутину – получил жильё – потом место в детский садик для ребёнка – потом в пионерлагерь – потом прибавку к жалованью рублей 10 – 20. Главное – НЕ ВЫСОВЫВАТЬСЯ!
И мы порой даже не замечали, что рядом с нами живут такие талантливые творческие личности, как Станислав Гончаров – творец и созидатель. Он был философом, живописцем, графиком, скульптором, лириком, драматургом…
Станислав Кириллович ГОНЧАРОВ («ГОНЧАРИК» как звали его друзья), родился в 1940 году в Коммунарске – ныне Алчевск. В 1964 году окончил художественное училище им. Грекова в Ростове на Дону. Начало творческой работы – с 1962 года. Ощущая свою совершенно незаурядную одарённость, С. Гончаров искал точки опоры, соприкасающиеся с тем бесспорным, что наработано культурой.
Он дружил со своим однофамильцем, известным книжным графиком Андреем Дмитриевичем Гончаровым, у них завязалась переписка в 1966 – 1969 годах. Андрей Гончаров приветствовал и напутствовал своего однофамильца – молодого живописца, в большой талант которого он твёрдо верил, – причём с удивительной деликатностью, и в то же время – с честной, требовательной прямотой.
В конце 60-х Станислав Кириллович жил и преподавал в Ставрополе, а потом в Минске. Он был человек неординарный. Символизм его работ понимали и принимали далеко не все. Гончаров за свою жизнь 17 раз куда-то поступал. 3 раза он поступал в художественное училище, только на третий раз его приняли, потому что он всегда выступал со своими особенностями, которые не нравились экзаменационной комиссии. 11 раз он поступал в Высшее учебное заведение, ещё будучи студентом училища, и опять-таки выходили какие-то конфликты с членами экзаменационной комиссии, и его так и не приняли. Его вообще постоянно критиковали. Понимал ли он, насколько талантлив? Да, несомненно! Он стремился стать членом СХ в Союз Художников, а он очень этого хотел, потому что это – признание профессионализма, его долго не принимали. И с 4 попытки его приняли в СХ. Его бы не приняли, но у него были рекомендации от Жилинского, от Гурия Захарова, от Андрея Гончарова, и от Ивана Сандырева. Один из оппонентов так и сказал: «Мне не нравятся картины Станислава Гончарова. Я не понимаю. Но я буду голосовать «За», потому что я не могу голосовать против Жилинского и Андрея Дмитриевича Гончарова»
Именно Иван Тарасович Сандырев «перетянул» Станислава Гончарова в наш город – они познакомились 1974 году на даче общего друга. Загорск Гончарову понравился – здесь различным направлениям в искусстве относились положительно. Станислав Кириллович познакомился также с другими художниками с искусствоведом Владимиром Десятниковым, и сказал жене Татьяне Петровне: «Раз в Загорске живут такие художники – туда можно ехать жить.
Здесь он нашёл единомышленников. Мы знаем, что Сандырев окончил в 1951 году художественно-ремесленное училище. Я думаю, что он познакомил Станислава Гончарова со своим другом, с которым вместе учились – нашим поэтом, Анатолием Филипповичем Чиковым.
Его самая позитивная, на мой взгляд, работа – «ПИСЬМО ВАН ГОГУ» написана в то время – картина наполнена светом, радостью и ощущением полёта. Мне эта картина напоминает по настроению удивительные картины Марка Шагала!
1975 год – Станислава Кирилловича приняли в СХ России.
1976 год – персональная выставка Станислава Гончарова, после которой он подарил Сергиево-Посадскому музею 55 работ со словами: «Этот мой дар музею – это мой путь в вечность».
Ирина Жданова, искусствовед, зав. отделом изобразительного искусства Сергиево-Посадского музея:
– Это один из самых любимых в музее художников. Нестареющий классик, истинный художник во всём.
Следует отметить, что жена Станислава Кирилловича Татьяна Петровна Гончарова и дочь Оксана преподнесли Луганскому художественному музею одну из ранних, значимых работ Гончарова 1963 года, «Улица Коммунарска». Работа прошла реставрацию, и зажила новой жизнью на родине художника! Мы знаем, какая тяжёлая ситуация сейчас на Донбассе вообще и в Луганской Народной Республике в частности. Артём Киракосов написал на эту тему статью: «Искусство против смерти!». А мне хочется сейчас прочитать отрывок из стихотворения Тютчева «Два единства»
«Единство, — возвестил оракул наших дней, — Быть может спаяно железом лишь и кровью…» Но мы попробуем спаять его любовью — А там увидим, что прочней…
Написано в 1870 году, а как будто в наши дни. И ещё один отрывок:
Чему бы жизнь нас ни учила А сердце верит в чудеса: Есть нескудеющая сила, Есть и нетленная краса…
Станислав Кириллович, из тех, кто:
… умел, любя, страдать. Чужие врачевать недуги Своим страданием умел, Кто душу положил за други И до конца всё претерпел. (Ф.И.Тютчев)
Говорят, что совсем не важно, сколько лет прожил человек – важно, сколько жизни было в этих годах. Станислав Гончаров умер в Сергиевом Посаде в 2003 году. Он прожил короткую, но яркую, насыщенную жизнь, и мог бы вслед за Владимиром Высоцким сказать:
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть чем оправдаться перед Ним.
Станислав Кириллович постоянно экспериментировал не только с художественным материалом, но и с художественным словом.
Недавно на родине Станислава Гончарова в литературно-художественном Альманахе «Крылья» Союза Писателей Луганской Народной Республики, вышла подборка его стихотворений, графики и статьи о нём!
А я хочу добавить, что в очередном выпуске журнала «СЕРГИЕВ» будет опубликована подборка стихов Станислава Гончарова – человека, «с которого необходимо брать пример, заражаясь магической энергией творчества».
Надеюсь, что наши уважаемые литераторы напишут свои литературоведческие статьи о поэзии Станислава Кирилловича. А пока мы просто почитаем стихотворения Станислава, вглядываясь в эксперименты, вдохновлённые словотворчеством его любимого Велимира Хлебникова!
|
|||
|