|
|||
Методика Загадки.Методика " Загадки." Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М.: Новая школа, 1998 г. - с. 38. Оборудование Предлагается два варианта:первый (рис. в ПРИЛОЖЕНИИ) с картинками-отгадками (с 5 лет), второй — без картинок (с 6—7 лет). Цели исследования Выявление понимания ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и без нее на основе жизненного опыта. Способность к активной поисковой деятельности. Характер эмоциональных реакций. Наличие и стойкость интереса к заданию. Процедура проведения Перед ребенком кладут рис. 28 с изображенными отгадками и дают время рассмотреть картинки. Инструкция: "Сейчас я буду читать загадки, а ты отгадай, о чем (о ком) говорится". Загадки читаются медленно, выразительно и не в порядке расположения картинок-отгадок. ЗАГАДКИ На стене висят, Не лает, не кусает, Под соснами, под ёлками, Его бьют, а он не плачет, Идет пароход взад и вперёд, В дупле на старом дубе После выполнения первого варианта переходят ко второму. Загадки читаются медленно и выразительно. НАЙДИ ОТГАДКУ: Анализ результатов Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к этому заданию. Они самостоятельно находят соответствующую картинку-отгадку. Некоторые заминки бывают в загадке об утюге, что связано с отдаленной схожестью текста загадки и реального объекта (отгадки). У всех детей отмечаются активный поиск отгадки и радость при правильном ответе. Второй вариант может вызвать трудности, но повторное чтение и интонация помогают отгадыванию. Дети умственно отсталые в 5 лет задание первого варианта не выполняют. Их внимание привлекают картинки, и они называют их, не связывая с прочитанной загадкой. Некоторые дети начинают по ассоциации с изображением на картинке называть (но не рассказывать) что-то из своего прошлого опыта, не связанное с поставленной задачей. Направленная, уточняющая помощь не дает положительного результата. Второй вариант не выполняется детьми 8—9 лет даже при оказании разъясняющей помощи. Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию, понимают инструкцию. У некоторых проявляется импульсивность в процессе работы. Они не дослушивают загадку, выхватывают отдельный признак, фиксируют внимание на деталях, что приводит к ошибочным ответам. Поисковая деятельность снижена. Организующая помощь эффективна. Второй вариант сложен для них. Требуется повторение загадки с наводящими вопросами. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
|
|||
|