Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика Загадки.



Методика " Загадки."

Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М.: Новая школа, 1998 г. - с. 38.

Оборудование

Предлагается два варианта:первый (рис. в ПРИЛОЖЕНИИ) с картинками-отгадками (с 5 лет), второй — без картинок (с 6—7 лет).

Цели исследования

Выявление понимания ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и без нее на основе жизненного опыта. Способность к активной поисковой деятельности. Характер эмоциональных реакций. Наличие и стойкость интереса к заданию.

Процедура проведения

Перед ребенком кладут рис. 28 с изображенными отгадками и дают время рассмотреть картинки.

Инструкция: "Сейчас я буду читать загадки, а ты отгадай, о чем (о ком) говорится". Загадки читаются медленно, выразительно и не в порядке расположения картинок-отгадок.

ЗАГАДКИ

На стене висят, Не лает, не кусает,
Тик-так говорят. (ЧАСЫ) А в дом не пускает. (ЗАМОК)

Под соснами, под ёлками, Его бьют, а он не плачет,
Сидит мешок с иголками (ЁЖИК) Только выше, выше скачет. (МЯЧ)

Идет пароход взад и вперёд, В дупле на старом дубе
А за ним такая гладь, Живу в густом лесу,
Ни морщинки не видать (УТЮГ) Хожу в пушистой шубке,
Орешки я грызу (БЕЛКА)

После выполнения первого варианта переходят ко второму. Загадки читаются медленно и выразительно.

НАЙДИ ОТГАДКУ:
Сложишь — клин, а раскроешь — блин (забор, блины, зонт).
Хвост длинный, сама крошка, боится очень кошки (репа, мышь, рыба).
Один говорит, двое глядят, двое слушают (глаза, уши, язык).
Летит орлица по синему небу, крылья раскрыла, солнышко закрыла (птица, самолет, туча).

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к этому заданию. Они самостоятельно находят соответствующую картинку-отгадку. Некоторые заминки бывают в загадке об утюге, что связано с отдаленной схожестью текста загадки и реального объекта (отгадки). У всех детей отмечаются активный поиск отгадки и радость при правильном ответе. Второй вариант может вызвать трудности, но повторное чтение и интонация помогают отгадыванию.

Дети умственно отсталые в 5 лет задание первого варианта не выполняют. Их внимание привлекают картинки, и они называют их, не связывая с прочитанной загадкой. Некоторые дети начинают по ассоциации с изображением на картинке называть (но не рассказывать) что-то из своего прошлого опыта, не связанное с поставленной задачей. Направленная, уточ­няющая помощь не дает положительного результата.

Второй вариант не выполняется детьми 8—9 лет даже при оказании разъясняющей помощи.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию, понимают инструкцию. У некоторых проявляется импульсивность в процессе работы. Они не дослушивают загадку, выхватывают отдельный признак, фиксируют внимание на деталях, что приводит к ошибочным ответам. Поисковая деятельность снижена. Организующая помощь эффективна.

Второй вариант сложен для них. Требуется повторение загадки с наводящими вопросами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.