Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дополнительная информация для подростков



 

Чтобы иметь возможность чувствовать себя спокойным и благополучным, не испытывая ощущений опасности извне, ребенка важно обучить пониманию того, что он сам может устанавливать эти границы, исходя из собственных ощущений комфорта/дискомфорта. В зарубежных школах в рамках специализированных предметов ребенку дается так называемая концепция кругов близости. Это же поможет ребенку быть способным в меру своих возможностей обеспечить себе безопасность и снизить вероятность возникновения ситуаций сексуального использования.

Суть концепции довольно проста: существуют круги, в пределах которых мы можем поместить тех или иных людей, начиная с наших самых близких и заканчивая малознакомыми, в круги, отражающие иерархию или степень допустимой близости их персон для ребенка. Эти круги и понимания помогают детям ориентироваться в сложных ситуациях неоднозначного характера, о которых у них мало информации и которые, в лучшем случае будут вызывать неприятные воспоминания у ребенка, в худшем - могут послужить началом более трагичных событий (особенно часто это, к сожалению, касается детей и подростков с ОВЗ).

Для работы в этой методике с детьми и подростками с ОВЗ стоит заранее подготовиться: изготовить готовые круги различного цвета (как на рисунке ниже), набор фотографий близких людей, друзей, знакомых и т.д., картинки и фотографии незнакомых людей (можно взять находящиеся в свободном доступе в интернете).

Если вы вместе с ребенком будете сами рисовать круги на ватмане или листе А4 или А3 (если ребенку эти операции доступны), это еще больше поможет ребенку понять смысл происходящего и лучше усвоить поступающую информацию, переработать ее.

В центральный круг поместите фотографию ребенка. Далее пронумеруйте остальные круги как на рисунке.

Далее вы начинаете разговор с ребенком. «Давай поговорим о кругах. Начнем с первого - «Я». Это круг, в котором находишься ты. Потому что ты самый важный человек во всех этих кругах. Круги вокруг первого круга - это для других людей, которые есть и будут в твоей жизни. Когда мы будем о них говорить, мы поразмышляем над следующими вопросами:

- кто именно является частью круга;

- какие чувства ты испытываешь, глядя на каждый круг и думаю о каждом типе отношений;

- как вести себя с людьми в каждом круге».

Итак, первый круг. Для семьи и самых близких людей. «Кто входит в твою семьи и кто твои самые близкие друзья?». Далее отвечаете на выше означенные вопросы. При описании чувств и видов поведения важно быть максимально конкретными: например, испытываем доверие, тепло; способы поведения: делимся своими переживаниями, разговариваем, когда расстроены, как можно прикасаться - пожать руку, обнять, поцеловать (например, в лоб или щеку), держаться за руки. Важно помнить, что все это должно происходить по ОБОЮДНОМУ согласию. И Если в свою очередь ребенок не готов прямо сейчас с вами контактировать - не стоит настаивать. Кроме того, это значит, что оба человека не возражают и оба хотят прикосновения – оба говорят «ДА».

В конце работы с первым кругом - «давай посмотрим на фотографии. Кто принадлежит к первому кругу? Давай поместим их туда».

Далее работа с кругами идет по тому же алгоритму.

Второй круг - предназначен для приятелей, знакомых и групп, частью которых мы являемся (одноклассники, товарищи по команде). Кто твои приятели и знакомые? Кто твои одноклассники? Кто твои товарищи по команде?

Третий круг - это специалисты, осуществляющие помощь (врачи, учителя, социальные работники, полицейские, продавцы магазинов, где мы регулярно совершаем покупки). Кто твой доктор? Кто твой учитель?

Четвертый круг - люди, с которыми мы не знакомы – те, с кем нас не познакомил кто-либо, кого мы знаем и кому доверяем. Куда бы мы ни пошли, мы встречаем людей, которых не знаем. Как мы называем тех, кого не знаем?

Для детей с высокой потребностью в поддержке

Для некоторых детей может потребоваться разбить эти шаги на гораздо более мелкие. Каждый мелкий шаг нужно повторять до тех пор, пока информация не будет усвоена. Например, вам, возможно, придётся потратить больше времени на идентификацию людей из каждого круга, прежде чем вы сможете поговорить о различных видах прикосновения. Вы также можете пропустить вопрос «Как нам себя вести?»

Вот один из способов раздробить шаги:

Примечание. При подготовке вам потребуется сделать несколько дополнительных снимков. Сфотографируйте членов первого круга вашего ребёнка, пожимающих руки, обнимающих, целующих в щёку, держащихся за руки и кладущих руку на плечо. Сфотографируйте членов второго круга, пожимающих руки, «дающих пять» и стукающихся кулаками. Сфотографируйте членов третьего круга ребёнка, пожимающих руки и машущих. Не используйте эти изображения до шагов 3 и 4 (см. ниже).

1. Используя исходный набор фотографий семьи, помогите ребёнку идентифицировать членов семьи. Поместите фотографии членов семьи в первый круг. Не нужно как-либо называть этот круг.

2. Разложите фотографии членов семьи среди остальных фотографий, чтобы посмотреть, сможет ли ваш ребёнок выбрать членов семьи. Поместите фотографии членов семьи в первый круг.

3. Используя новый набор фотографий семьи, помогите ребёнку идентифицировать членов семьи, пожимающих руки, обнимающихся, целующих в щёку, держащихся за руки и кладущих руку на плечо. Обязательно поговорите обо всех этих моделях поведения. Поместите данные фотографии в первый круг.

4. Разместите фотографии членов семьи (как старые, так и новые) среди всех остальных фотографий. Посмотрите, сможет ли ваш ребёнок выбрать все фотографии членов семьи. Поместите эти фотографии в первый круг.

5. После того как ваш ребёнок сумеет идентифицировать все фотографии членов семьи, повторите шаги 1–4 с фотографиями близких друзей. Затем повторите шаги 1–4 для членов остальных кругов (по одному кругу за один проход). Обязательно кладите фотографии в нужные круги. Когда вы будете обсуждать четвёртый круг (незнакомцы), убедитесь, что ваш ребёнок понимает: трогать незнакомцев не следует вовсе.

Дополнительная информация для подростков

«Порой люди интересуются, в каком круге находится их девушка или парень. Они принадлежат кругу «Я». Это потому, что ты можешь захотеть прикасаться к девушке или парню так, как не прикасаешься к людям из других кругов».

«Какие чувства мы можем испытывать к своему парню или своей девушке?»
Интерес, любовь, доверие, наслаждение обществом друг друга, физическое влечение, сексуальное желание, «бабочки в животе».

«Как можно вести себя с парнем или девушкой?»

Мы делимся с ними своими мыслями.

Мы делимся с ними своими чувствами.

Мы им доверяем.

Мы хотим быть вместе с ними.

Мы общаемся с ними, когда расстроены.

Мы хотим прикасаться к ним так, как не стали бы прикасаться к людям из других кругов.

«Как можно прикасаться к парню или девушке?»

Сидеть близко друг к другу, держаться за руки, целовать, обнимать; также возможны сексуальные прикосновения различных видов.

«Но помни: все прикосновения должны быть по обоюдному согласию. Это означает, что оба человека не возражают и оба хотят прикосновения – оба говорят ДА».

Если у вас есть фотография девушки или парня вашего ребёнка, поместите её в круг «Я».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.