Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основы нравственных отношений в семье



 

Тема консультации: «Влияние семейного воспитания на нравственное развитие ребёнка»

Цель консультации:

 Расширение представления и обогащение педагогического умения родителя по вопросам нравственного воспитания дошкольника в семье.

Предварительная работа: беседа с детьми по вопросам: «Без чего нельзя прожить человеку?», «Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?», «Если бы у тебя была волшебная палочка, то чтобы ты сделал?»

 

  План консультации   Ход консультации Регламент (время проведения)
1.Вступительное слово воспитателя: -сообщение темы, -постановка проблемы Сегодня, я хотела бы с вами побеседовать о том, какое влияние на формирование нравственных качеств ребёнка оказывает семья. Ведь воспитывая ребёнка, все члены семьи  надеются вырастить из него достойного человека – способного на добрые дела и на благородные поступки. Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, что такое нравственность? (высказывание родителя) Нравственность – это внутренние духовные и душевные качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и природе. Нравственные чувства не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. 5 мин.
2.Основная часть (информативная часть) Для успешного воспитания важны не только любовь к ребёнку, но и общий микроклимат семьи. Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она – лишь внешнее проявление культуры. Речь идёт о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего её уровень виден на детях.  - Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте? (высказывания родителя) Потому что в этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Он воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.  - Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду?  Приоритет в воспитании ребёнка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребёнка» (закон РФ «Об образовании»). Вы, родители  – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми в обществе. Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладают неуважение, эгоистичность, лень, обман. Семья – основная среда для получения опыта и знаний для ребенка. Детский сад и другие образовательные учреждения призваны лишь корректировать ошибки родителей, допущенные в воспитании детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание ребенка в семье должно реализовываться с максимальным уважением его личностного достоинства и не должно сопровождаться подавлением его инициативы. Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращается к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец». Семья дает ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными. Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Ребёнок может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки прийти на помощь. Или же знать, что лгать стыдно, но продолжать  говорить неправду. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольник наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение. Насильственное вмешательство в нее взрослого лишает малыша и радости от игры, и интереса к ней, гасит его фантазию. Но это не значит, что родители должны полностью устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное участие взрослых в играх младших дошкольников даже необходимо. Так как  в этом случае нужен показ игровых действий, помощь в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками в пока еще примитивных играх: посоветовать поделиться или поменяться игрушками и т. п. Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому. Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих. 15 мин.
3.Интерактивная часть (практическая часть, взаимодействие с родителями) Сейчас, я хочу  предложить вам, обсудить несколько педагогических ситуаций и попытаться  вместе найти выход из них. Ситуация 1.Мама с пятилетней Мариной шли по улице. Вдруг мама оступилась и сильно ушибла ногу. Девочка, не проявив сочувствия, потянула маму через дорогу к ларьку с мороженым. На слова матери «Ты видишь, я не могу идти, мне каждый шаг доставляет боль». Марина ответила: «Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют». Откуда это у девочки? Ведь она окружена лаской и вниманием, да и внутрисемейные отношения, казалось бы, должны для неё явиться примером заботы друг о друге. Всегда внушали ей быть доброй, отзывчивой. (высказывания родителя) Ответ. Нельзя рассчитывать на то, что если ребёнок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать также. Этого мало. Пассивное восприятие примера не может создать у ребёнка стремления к подражанию. Ещё большую ошибку мы допускаем, если ребёнок становиться лишь потребителем заботы, любви и внимания взрослых, если они не требуют от него ответного внимания к себе. Ситуация 2.Пятилетняя Лида принесла со двора несколько веток тополя, чтобы поставить их в вазу и понаблюдать, как из почек появятся листочки. -Мама, посмотри, что я принесла! – торопиться поделиться дочь своей радостью. – И у Нины, и у Лёши тоже есть веточки! Мама:  - «Откуда взяли? Наверное, наломали сами? Как вас только в милицию не забрали»! Радость исчезает с лица девочки, она пытается разуверить маму: - «Нет! Мы не ломали сами. Это дали рабочие, которые подрезали деревья»! Мама: - «Лучше не обманывай, все равно проверю…». Отпуская дочь гулять, мама вновь высказывает подозрение: - «Опять заберёшься с Олей домой вместо того, чтобы побегать на воздухе? Смотри, проверю»! - В чём не права мама? (высказывания родителя) Ответ. От взрослых,  безусловно, требуется контроль  за поступками тех детей, которые склонны к действиям исподтишка. Однако такую проверку нужно делать деликатно: ребёнок не должен ощущать на себе довлеющего контроля. Если он то и дело слышит: «Смотри,  проверю», «Всё равно узнаю» и т. п., то вряд ли можно научить его умению поступать открыто, быть правдивым из внутренних побуждений. Он станет поступать правильно тогда, когда знает, что его проверят. 15 мин.
4.Резюмирование. Определение чётких рекомендаций - Так какими же должны быть нравственные отношения в семье? (высказывания родителя) Прежде всего: - Любовь и взаимное уважение. - Взаимопонимание и взаимовыручка. -Ценность и личная значимость каждого члена семьи. -Участие каждого члена семьи в её жизни – труд, отдых. -Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми. Свою беседу с вами хочу закончить словами педагога - мыслителя Василия Александровича Сухомлинского «Очень важно с малых лет учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости никогда не станет настоящим человеком и гражданином». Я предлагаю вам краткие правила общения в семье, которые станут для вас своеобразной памяткой (Приложение 1) Успехов Вам в семейном воспитании!   5 мин.

 

 

Приложение 1

Основы нравственных отношений в семье

1. Проявите интерес к жизни и проблемам ребёнка, будьте искренним – подражая, он очень скоро вернёт это вам.

2.  Показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребёнком, и он учится лжи и лицемерию.

3. Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.

4.  Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок вырастет и станет отзываться так же о вас.

5. Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребёнка.

 

 

Правила общения в семье

1. Начинать утро с улыбки.

2. Не думать о ребёнке с тревогой.

3. Уметь «читать» ребёнка.

4. Не сравнивать детей друг с другом.

5. Хвалить часто и от души.

6. Отделять поведение ребёнка от его сущности.

7. Испытывать радость от совместной с ребёнком деятельности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.