Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коммуникативные игры-упражнения



 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

г. Ухты

 

Коммуникативные игры-упражнения

для учащихся 5-6 классов

(из опыта работы учителя русского языка и литературы Гончар Т.А.)

 

2013 г.

Цель использования на уроках русского языка творческих игр-упражнений:

1. развивать речевые способности учащихся,

2.  приучать их к словотворчеству,

3.  удовлетворять творческие требования  детей,

4. реализовывать их возможности,

5. сохранять здоровье учащихся.

Знакомство

Каждый учащийся называет своё имя так, как ему нравится, чтобы его называли.

Учитель. Внимание, дети! Всех вас заколдовала злая волшебница. Но снять «колдовство» можно, если вспомнить имена своих товарищей и назвать их.

Дети по очереди вспоминают, кого как зовут.

v Моё имя

Учащийся по желанию становится в круг и рассказывает историю своего имени:

Что обозначает, в честь кого его так назвали.

 

v Поиск аналога

Учитель называет предмет. Нужно назвать другие предметы, которые похожи по разным признакам.

 

v Скажи по-другому

Учитель говорит фразу. Каждая группа должна передать её содержание другими словами.

 

 

v Путаница

Играет группа детей. Первый называет любое слово, второй повторяет это слово и прибавляет своё так и так далее. Тот, кто ошибётся, выбывает из игры.

 

v Три слова

Работа в группах или парах. Учитель называет любые 3 слова, которые не связаны между собой по содержанию. Нужно составить как можно больше предложений с этими словами.

 

v Опиши (нарисуй) наоборот

Учитель демонстрирует сложный рисунок, дети списывают (сложно рисуют) его, меняя основные предметы, явления, действия, качества на противоположные.

 

v Чего на свете не бывает?

Работа в парах или группах.

Придумать то, чего на свете не бывает, и рассказать об этом всем. Например, о несуществующем животном.

 

v Живой цвет

Учитель показывает одному учащемуся карточку какого-нибудь цвета. Тот с помощью жестов и мимики, позы, звуков изображает этот цвет. Все дети угадывают. Кто догадался первым, становится «живым цветом».

 

v Я начну, а ты продолжи

Игра в парах.

Первый участник начинает предложение, а второй продолжает, потом – наоборот.

 

v Угадай профессию

Нужно отгадать профессию, которую загадал ведущий.Ведущий показывает действия, которые связаны с этой профессией.

 

v Испорченный телефон

Класс делится на две команды и по сигналу передаёт высказывание. Победит команда, которая быстрее и без ошибок передаст сообщение.

 

v Азбука везде

Дети работают в командах. За 2 минуты нужно написать как можно больше названий предметов, которые находятся в классе.

v Логическая цепочка

Первый, кто начинает цепочку, называет слово, второй прибавляет слово и объясняет, как

Оно связано с первым и так далее. Например, вилка-тарелка ( чтобы завтракать) – ваза (тоже сделана из фарфора) – вода (наливает в вазу) – речка ( течёт вода) – лето ( хорошо летом на речке) и так далее.

 

v Точка зрения

Учитель предлагает учащимся попробовать посмотреть на мир глазами кого-нибудь другого. Например:

речка глазами маленькой рыбки;

лес глазами зайчика.

 

v Посмотри в зеркало.

Каждый из учащихся, глядя в зеркало, говорит себе ласковые, приветливые, добрые слова.

 

v Продолжи предложения.

Мне весело, когда…

Я люблю…

Я хочу…

Мне грустно, когда…

Мне стыдно, когда…

Мне интересно, когда…

 

v Мы - фантазеры.

· О чем мечтает сосулька?

· О чем спорят ветер и солнышко?

· Что можно увидеть в луже?

· Ты оказался в стране Лилипутии. Что ты будешь делать?

· Ты встретил иностранца. Пообщайся с ним.

 

v Кому и за что.

Дети передают по очереди игрушку или цветок и говорят, кому и за что дарят ее. Например: « Я хочу передать этот цветок Тане за то, что она первая отгадала загадку на уроке. Я хочу передать этот цветок Коле, потому что он хорошо играет на скрипке».

 

v Домашнее задание.

Эта игра развивает у детей наблюдательность. Все учащиеся дома пишут небольшие сочинения о ком-то из товарищей, а все пытаются угадать, о ком говорится.

 

v Отказ.

Каждый воспитанный человек должен уметь и в тактичной форме отказывать, но не обижая того, кто обратился с предложением или просьбой. Но делать это нужно настолько убедительно, чтобы другой человек понял вашу ситуацию. Разыгрываются сценки, в которых учащийся обращается с просьбой и приглашением, а партнер должен ему отказать, не обижаясь.

 

v Рисую музыку словами

Прослушав музыкальный отрывок, учащиеся описывают мелодию с помощью словесных способов. (3-5 предложений).

 

v Я вижу слова

Учитель читает текст (можно стихотворный), учащиеся закрывают глаза, слушают, а потом описывают (устно или письменно) зрительные картины, которые появились в их воображении.

 

v Я - фотограф

Учащиеся должны описать сами себя или кого-то из присутствующих, нарисовать портрет словами, то есть «сфотографировать» определённого человека.

 

v Собиратели сокровищ

Дети составляют словарик (антонимов, синонимов, слов определённых тематических, лексико-грамматических групп).

 

v Мыслитель

Задание: составить НЕЗНАЮ к определённому понятию. Потом обмениваются творческими работами в парах или группах с дальнейшим их анализом и оцениванием.

 

v Поиграем в слова

Работа в парах. Один ученик имеет имя существительное, другой подбирает к нему имя прилагательное. Можно расширить количество участников группы, что даёт возможность больше подобрать прилагательных или слов других частей речи.

 

v Единое начало

Работа в малых группах. Учащиеся составляю тексты, в которых все слова начинаются с одной и той же буквы.

 

v Вопрос - подарок.

Учащиеся формулируют вопросы по теме урока, потом обмениваются вопросами и готовят на них ответы.

v Речевой этикет

Работа в группах. Задание: в коротких диалогах передать приветствие с друзьями, прощание с родителями, приглашение на день рождения.

v Разрисую слово

Обучающиеся должны подобрать эпитеты к данным словам: язык, речь, слово, песня. Россия – мечта, мысль, вера, правде, добро, радость, счастье, любовь, надежда.

v Урок человечности

Корректно обучающийся должен указать на недостатки, неправильное поведение вымышленному собеседнику.

 

v Мы – поэты

Даны рифмы. Учащиеся сочиняют четверостишие с этими рифмами. Например: ……………………….лето

  ……………………….школьный

  ……………………….приветы

  ……………………….довольный

(Можно выполнять в парах).

 

v Ювелиры

Задание: написать сочинения – миниатюры или составить предложения, состоящие из:

1. только из глаголов

2. имен существительных

3. только из грамматических основ.

4.

v Кто больше

Задание: составить с данными словами побольше самостоятельных предложений (за определенное время). Например: земля, дорога, мама, солнце, небо, красота, душа, сердце.

 

v Соедини

Учащимся нужно построить мини-текст (3-5 предложений) , который нужно ввести определенные слова, а во время проверки выполнения задания «занять» у соседа по парте самое интересное предложение и ввести его в свой текст.

 

v Искатели приключений

Учащиеся придумывают и описывают приключения, которые предшествовали бы данному окончанию текста. Работу выполняют в малых группах.

…И вот наконец, берег. Все, кто был в лодке, взглядами и словами поддерживали друг друга. Казалось, всё закончилось.

 

v Рассказ - цепочка.

В группах один учащийся составляет предложения, а каждый последующий прибавляет своё, чтобы вместе получился короткий содержательный рассказ.

 

v Конструктор.

Задание: из букв предложенного учителем или одноклассником слова, создать как можно больше новых слов. Начальное слово должно состоять из большого количества букв, например: библиотека, гидроэлектростанция.

 

v «Теплое» слово.

Среди записанных на доске слов учащиеся должны назвать «теплые» то есть те, которые вызывают положительные ассоциации.

Улыбка, солнышко, цветок, хитрость, гордость, ромашка, доброта,

помощь, любовь, ненависть, предательство, мелодия.

 

v Мастера слова.

Задание: написать сочинение – миниатюру на определенную тему, которое состояло бы только из слов определенной части речи, например, глаголов. Учащиеся по своему усмотрению выбирают жанр сочинения, работают в парах.

v Письмо по кругу.

Учащиеся делятся на группы от 3 до 8 человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Учитель предлагает записать на листке одно – три предложения по определенной теме. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем учитель предоставляет слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.