Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Консультация для помощников воспитателей



Консультация для помощников воспитателей

ФГОС ДО: понятие, назначение, требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности помощников воспитателей с целью создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности воспитанников.

Задачи: познакомить помощников воспитателей с понятием ФГОС ДО, его целями; рассмотреть некоторые психолого-педагогические условия, выделенные в ФГОС ДО; показать необходимость их обеспечения со стороны всех взрослых, окружающих ребёнка.

 

    ФГОС ДО - что это такое?

    Англ. standart – норма, образец.

    Стандарт – это комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану.

    Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, прав любого человека на качественное образование.

    ФГОС – система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

    ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

 

    ФГОС ДО – для чего?

    Цель введения ФГО ДО:

- повышение социального статуса дошкольного образования;

-  обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

 

    ФГОС ДО включает в себя требования:

- к структуре ООП ДО,

- к условиям реализации ООП ДО,

- к результатам освоения ООП ДО.

 

    Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы (эти условия выделены впервые по отношению к дошкольному образованию!), а также требования к развивающей предметно-развивающей среде.

    Кто же должен обеспечить соблюдение вышеперечисленных условий? Если кадровые, материально-технические и финансовые условия создаёт в основном руководитель ДОО, предметно-развивающую среду – педагоги ДОО, то психолого-педагогические условия создают все взрослые, которые окружают ребёнка – в первую очередь это родители, воспитатели, специалисты, администрация ДОО, помощники воспитателя.

    Для успешной реализации Программы в ДОО должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия. (В ФГОС ДО перечислены все психолого-педагогические условия, которые должны быть созданы в ДОО. Мы остановимся на тех, которые непосредственно относятся к должности «помощник воспитателя».)

 

1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

    Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)

    Организация ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Методы работы взрослых по отношению к детям должны соответствовать уважению человеческого достоинства ребёнка. Взрослые, работающие с детьми в ДОО, должны соблюдать педагогическую этику. Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения, обеспечивающая нравственный характер деятельности и взаимоотношений. Если говорим о педагогической этике, то не забываем о таких качествах как справедливость, доброта, человечность, понимание, принятие, уважение, требовательность к себе, сдержанность и пр. Взрослые в детском саду (особенно те, кто постоянно находится рядом с детьми) должны олицетворять собой образец высоконравственной личности.

2. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

    Здесь необходимо помнить о том, что важнейшим условием воспитания у детей положительных взаимоотношений является отношение взрослых к малышам. Если взрослый постоянно разговаривает с ребёнком на повышенных тонах, грубо одёргивает, даёт обидные прозвища и т.д., такой стиль поведения

будет невольно перениматься ребёнком по отношению к сверстникам. Поэтому, прежде всего, взрослые собственным примером демонстрируют образцы доброжелательных взаимоотношений с детьми.

Необходимым условием пробуждения и поддержания между детьми добрых отношений является привлечение их внимания к эмоциональным состояниям друг друга. Взрослый побуждает детей к сорадованию сверстнику, проявлению сочувствия, жалости.

Любой детский коллектив (особенно в детском саду) не обходится без конфликтов. При разрешении детских конфликтов взрослый должен придерживаться следующих правил:

- не унижать ребёнка (злюка, жадина и пр.),

- избегать директивных высказываний, требующих от ребёнка действий по прямому указанию («отдай», «не обижай», «играйте вместе» и т.д.), помочь детям лучше понять состояния друг друга и договориться (например, «Вы оба хотите играть одной игрушкой. Как же нам быть?»),

- использовать запрет лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта, при этом запрет должен быть сформулирован так, чтобы дать детям возможность договориться самим (например, «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).

 

3. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

    Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребёнку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом.

    Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей или других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

    К этой форме насилия относится:

- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка,

- оскорбление или унижение его человеческого достоинства,

- угрозы в адрес ребёнка,

- предъявление к ребёнку требований, не соответствующих возрасту или возможностям,

- ложь и невыполнение взрослым обещаний,

- однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму (появление страха, нарушение речи – например, заикание и пр.).

        

        

 

 

        



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.