|
|||
Консультация для помощников воспитателейКонсультация для помощников воспитателей ФГОС ДО: понятие, назначение, требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Цель: повышение психолого-педагогической компетентности помощников воспитателей с целью создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности воспитанников. Задачи: познакомить помощников воспитателей с понятием ФГОС ДО, его целями; рассмотреть некоторые психолого-педагогические условия, выделенные в ФГОС ДО; показать необходимость их обеспечения со стороны всех взрослых, окружающих ребёнка.
ФГОС ДО - что это такое? Англ. standart – норма, образец. Стандарт – это комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану. Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, прав любого человека на качественное образование. ФГОС – система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
ФГОС ДО – для чего? Цель введения ФГО ДО: - повышение социального статуса дошкольного образования; - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; - обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения; - сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
ФГОС ДО включает в себя требования: - к структуре ООП ДО, - к условиям реализации ООП ДО, - к результатам освоения ООП ДО.
Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы (эти условия выделены впервые по отношению к дошкольному образованию!), а также требования к развивающей предметно-развивающей среде. Кто же должен обеспечить соблюдение вышеперечисленных условий? Если кадровые, материально-технические и финансовые условия создаёт в основном руководитель ДОО, предметно-развивающую среду – педагоги ДОО, то психолого-педагогические условия создают все взрослые, которые окружают ребёнка – в первую очередь это родители, воспитатели, специалисты, администрация ДОО, помощники воспитателя. Для успешной реализации Программы в ДОО должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия. (В ФГОС ДО перечислены все психолого-педагогические условия, которые должны быть созданы в ДОО. Мы остановимся на тех, которые непосредственно относятся к должности «помощник воспитателя».)
1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.) Организация ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Методы работы взрослых по отношению к детям должны соответствовать уважению человеческого достоинства ребёнка. Взрослые, работающие с детьми в ДОО, должны соблюдать педагогическую этику. Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения, обеспечивающая нравственный характер деятельности и взаимоотношений. Если говорим о педагогической этике, то не забываем о таких качествах как справедливость, доброта, человечность, понимание, принятие, уважение, требовательность к себе, сдержанность и пр. Взрослые в детском саду (особенно те, кто постоянно находится рядом с детьми) должны олицетворять собой образец высоконравственной личности. 2. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. Здесь необходимо помнить о том, что важнейшим условием воспитания у детей положительных взаимоотношений является отношение взрослых к малышам. Если взрослый постоянно разговаривает с ребёнком на повышенных тонах, грубо одёргивает, даёт обидные прозвища и т.д., такой стиль поведения будет невольно перениматься ребёнком по отношению к сверстникам. Поэтому, прежде всего, взрослые собственным примером демонстрируют образцы доброжелательных взаимоотношений с детьми. Необходимым условием пробуждения и поддержания между детьми добрых отношений является привлечение их внимания к эмоциональным состояниям друг друга. Взрослый побуждает детей к сорадованию сверстнику, проявлению сочувствия, жалости. Любой детский коллектив (особенно в детском саду) не обходится без конфликтов. При разрешении детских конфликтов взрослый должен придерживаться следующих правил: - не унижать ребёнка (злюка, жадина и пр.), - избегать директивных высказываний, требующих от ребёнка действий по прямому указанию («отдай», «не обижай», «играйте вместе» и т.д.), помочь детям лучше понять состояния друг друга и договориться (например, «Вы оба хотите играть одной игрушкой. Как же нам быть?»), - использовать запрет лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта, при этом запрет должен быть сформулирован так, чтобы дать детям возможность договориться самим (например, «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).
3. Защита детей от всех форм физического и психического насилия. Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребёнку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей или других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится: - открытое неприятие и постоянная критика ребёнка, - оскорбление или унижение его человеческого достоинства, - угрозы в адрес ребёнка, - предъявление к ребёнку требований, не соответствующих возрасту или возможностям, - ложь и невыполнение взрослым обещаний, - однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму (появление страха, нарушение речи – например, заикание и пр.).
|
|||
|