ИЗУЧЕНИЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА с помощью проективной методики НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА
ИЗУЧЕНИЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА с помощью проективной методики "НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА"
Эта методика используется для выявления отклонений в умственном развитии ребенка.
ИНСТРУКЦИЯ:
Нарисуй, пожалуйста, человека так, как ты умеешь.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
За каждую из основных деталей ставят по 2 балла. К основным деталям относятся: голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги; парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна. 1 балл ставится за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев добавляют еще 1 балл. За пластический способ изображения - 8 дополнительных баллов; За промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) - 4 балла; Если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, добавляется 2 балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.
Таблица отображения результатов обследования.
№
| Фамилия, Имя
| Критерии
| Основные детали
| Второстепенные детали
| Дополнительные баллы
| Общее кол-во баллов
| Уровень
| г о л о в а
| т у л о в и щ е
| г л а з а
| р о т
| н о с
| р у к и
| н о г и
| у ш и
| в о л о с ы (ш а п к а)
| б р о в и
| р е с н и ц ы
| ш е я
| п а л ь ц ы (5 п. + 1 б)
| о д е ж д а
| с т у п н и, о б у в ь
| П р о п о р ц и и
| П л а с т и к а 8 б.
| П р о м е ж. 4 б.
| С х е м а 2 б.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПО МЕТОДИКЕ
ВОЗРАСТ
| БАЛЛЫ
| 5,1-6,0
| 14-22
| 6,1-7,0
| 18-25
| 7,1-8,0
| 20-26
| 8,1-9,0
| 22-27
| 9,1-10,0
| 23-28
| 10,1-11,0
| 24-30
|
Анализ
Если рисунок ребенка соответствует норме, то никаких дополнительных баллов к общему баллу не добавляется. Если в рисунке ребенка обнаруживается отставание от возрастной нормы, то от общего балла в целом по исследованию отнимается еще 5 баллов. Для детей, отстающих в интеллектуальном развитии нормативы устанавливаются в соответствии с набранными баллами. Из общего количества обследуемых детей выбираются те, у кого баллы имеют высокий результат, средний результат, низкий результат. Качественный анализ проводится в описательной форме: сколько процентов детей справились с заданием максимально, средне, кто не справился; у скольких процентов детей в рисунках отсутствуют детали.
Методика "Рисунок человека" широко используется при подготовке детей к школе. Этот тест хорошо выявляет олигофрению.
Материал для проведения методики:лист бумаги (А4), карандаш или ручка. Основные стадии развития рисунка человека:
1.Предметный рисунок-ребенок рисует определенный предмет. 2.Стадия головонога (до 4-х лет). Количество черточек (руки/ноги) не ограниченно-это норма.
3.После 4-х лет в рисунке появляется туловище. В это время рисунок "падающий".
4.5 лет-вертикальный рисунок. Руки и ноги рисуются двойными линиями. Рентгеновские изображения-это норма. В 5 лет начинают появляться детали (волосы, одежда и т.д.)-это хороший признак развития ребенка.
Основные детали рисунка в 5 лет:
-Голова -Туловище -Руки -Ноги -Глаза -Нос -Рот 5.6 лет-ребенок рисует схему человека, т.е. ребенок "собирает" фигуру человека. Все основные части тела обозначены с деталями: брови, ресницы, волосы или шапка ,пальцы, ступни, одежда.
6.7 лет-младший школьный возраст. Пластичное изображение тела-части тела плавно перетекают друг из друга. Чем больше пластичность тела, тем больше развит ребенок.
После 12 лет можно говорить, соответствует ли ребенок психо-сексуальному развитию. C 13-14 летв рисунке отчетливо проявляются различия между мужчиной и женщиной. Если в 18 лет человек рисует преувеличенные половые признаки, то это может говорить о психо-сексуальных проблемах.
Оценка изображений:
1.Основная деталь (голова, туловище, ноги, руки, рот, нос, глаза)-2 балла. 2.Второстепенная деталь (уши, волосы или шапка, брови, шея, пальцы, одежда, ступни или обувь)-1 балл. 3.Манера изображения: -если схема (руки/ноги-палочки)-0 баллов. -если руки/ноги-двойные линии-2 балла -если промежуточное изображение (схема и пластичность)-4 балла. -если пластичное изображение-8 баллов.
Нормы:
Возраст
| Баллы
| 3,6-4
| 4-13
| 4,1-5
| 8-18
| 5,1-6
| 14-22
| 6,1-7
| 18-25
| 7,1-8
| 20-26
| 8,1-9
| 22-27
| 9,1-10
| 23-28
| 10-11
| 24-30
| 11-13
| 25-30
| 13,1 >
| 26-30
|
***
Органическое поражение головного мозга-качественно рисунок не страдает, но в рисунке появляются необычные детали-грубая ассиметрия рисунка: сильное смещение рисунка от центра листа, неудачное расположение рисунка-рисунок вылезает за край. Искажение формы и пропорций тела. Промахи-ребенок не может попасть в нужную точку:
Распад целостного образа:
|