|
|||
Методика Почта (авторы Антони Е. и Бине Е., модифицированная)Методика "Почта" (авторы Антони Е. и Бине Е., модифицированная)
Цель: направлена на выявление уверенности - неуверенности родительской любви. (немного изменив инструкцию, можно также посмотреть особенности взаимоотношений ребенка с коллективом сверстников, со значимыми людьми. Также возможно использование в качестве игры в песочнице).
Проводится в форме игры. Можно использовать со старшего дошкольного возраста. Ход игры: ребенку предлагается роль почтальона, разносящего письма адресатам - членам своей семьи. Диагностическая задача состоит в том, что ребенок должен выразить своё эмоционально-оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение дошкольником такой задачи не требует от него ни умственного напряжения, ни обязательного участия речи, так как он получает готовое содержание посланий. Игра проводится индивидуально. Взрослый сообщает ребенку: "Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в "Почту". Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что делает? Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма". Почтальон должен вручить письма адресатам. При этом перед мальчиками ставится игрушка - машина, груженная почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: "Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме, папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, папу, бабушку и других членов твоей семьи". В качестве фигурок можно использовать картинки. Я использовала фигурки из коллекции миниатюр для песочницы (маленькие игрушки). Отобранные фигурки остаются на столе в поле зрения ребенка, у каждой - свой "почтовый ящик". "В нашей игре пожелал еще участвовать Незнакомец, - сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигурку Незнакомца. - В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких". Чтобы предупредить механическое раскладывание писем "по очереди" в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения "адреса" (короткой фразы на конверте): "Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай кому в ящик положить следующее письмо". Чтобы у ребенка не возникало сомнений, что чужие письма читать нельзя, взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, которая ребенку будет прочитана, своеобразным "адресом". Располагается такая фраза-адрес на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным. Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании её ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тестовой ситуации, требующих эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.
В методике используется 20 писем, из них 10 - с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи; другие 10 писем содержат сообщения об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений).
Обработка данных: учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительной и отрицательной направленностью. Особое значение придается письмам следующего содержания: "Этого человека я люблю", "Этого человека я не люблю", "Этот человек меня любит", "Этот человек не любит меня", так как письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщения с положительной эмоциональной окраской ("Этот человек меня любит", "Этого человека я люблю"), а также другие письма положительной направленности, типа: "Этот человек самый добрый, хороший", "...веселый", ".....часто со мной играет" и т.п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку. Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: "Этого человека я люблю", "Этот человек меня любит", "Этот человек самый добрый", - такой факт говорит об эмоционально невыраженном отношении к данному лицу (индифферентное). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие бедность контактов с этим адресатом, типа: "К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью"; "Этот человек никогда не играет со мной" и др. О негативном отношении маленького человека ко взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним, естественно, будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: "Этого человека я не люблю", "Этот человек не любит меня", "Этот человек часто наказывает меня и ругает" и т.д. Адресованность одному и тому же лицу писем, как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи. Кто-то из детей может адресовать послания "....я люблю", "....меня любит" эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.
Источник: Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста, СПб.: Речь, 2005 год.
Приложение к методике «Почта»
|
|||
|