Языковое средство
| Определение приёма
| Пример
|
| Фонетические
|
|
Аллитерация
| Повторение в тексте согласных звуков
| Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал. (А. Пушкин)
|
Ассонанс
| Повторение в тексте ударных гласных звуков
| Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм… (А.Пушкин)
|
| Лексические (тропы)
|
|
Аллегория
| Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ
| Басни
|
Гипербола
| Художественное преувеличение
| Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна
|
Литота
| Художественное преуменьшение
| У него нелёгкая судьба.
|
Ирония
| Употребление слова в смысле, противоположном прямому, насмешка.
| В грамматике он силён. (Правдин о Митрофанушке)
|
Сарказм
| Высшая степень проявления иронии, едкая, язвительная насмешка.
| «Благодарность» Лермонтова
|
Лексический повтор
| Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания.
| Слово всегда было путеводной звездой человечества. В слове сокрыта та самая великая энергия, известная на земле, - энергия человеческого духа. Словом создавалась культура, словом ковалась вера, ковались идеалы. (Ф. Абрамов)
|
Метафора
| Скрытое сравнение
| Ну ты и трещотка!
|
Метонимия
| Перенос значения на основе смежности явлений
| Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там… (Н. Гоголь)
|
Окказионализмы
| Индивидуальные авторские словообразования
| … В нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г. Смирнов)
|
Олицетворение
| Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы
| Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин)
|
Перифраз(а)
| Замена слова и словосочетания описательным оборотом
| Унылая пора! Очей очарованье! (А.Пушкин)
|
Синекдоха
| Обозначение целого через его часть
| … И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
|
Сравнение
| Образное выражение, в котором один предмет (явление, признак...) сопоставляется с другим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере.
| Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор. ( Н. Некрасов )
|
Эпитет
| Образное определение
| Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
(М. Лермонтов)
|
| Синтаксические
|
|
Анафора
| Повторение слов, словосочетаний в начале предложений
| Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья…
(М. Лермонтов)
|
Эпифора
| Повторения слов, словосочетаний в конце предложений.
| Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь)
|
Антитеза
| Контраст, противопоставление явлений, понятий.
| Я царь – я раб, я червь – я Бог!
(Г. Державин)
|
Градация
| Расположение слов, выражений по возрастающей или убывающей значимости
| При одном предположении случая вы должны были испустить ручьи… что я говорю! Реки, озера, океаны слёз!.. ( Достоевский )
|
Именительный темы
| Использование именительного падежа, определяющего тему в начале текста
| Пушкин… Это светлое имя сопровождает нас всю жизнь.
|
Инверсия
| Нарушение прямого порядка слов
| По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит… (А. Пушкин)
|
Композиционный стык
| Повторение в начале нового предложения слов, заключающих предыдущее.
| На заре зарянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты… (Н. Сладков)
|
Многосоюзие
| Намеренное использование повторяющихся союзов
| Там есть и уголь, и уран, и нефть, и виноград. (В. Инбер)
|
Оксюморон
| Сочетание противоположных по значению слов
| Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг. ( М.Лермонтов)
|
Парцелляция
| Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки
| Сердце сжимается от радости. Непонятной. Необъяснимой. И прекрасной.
|
Риторический вопрос, восклицание, обращение
| Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия
| Какие радости в чужбине?
Они в родных краях… (К. Батюшков)
Мечты, мечты! Где ваша сладость!
(А. Пушкин)
|
Синтаксический параллелизм
| Сходное, параллельное построение фраз, строк
| Привяжите руку к туловищу – она отсохнет. Лишите человека возможности или необходимости верить – высохнет его душа. (С. Соловейчик)
|
Умолчание
| Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять
| Что со мною?
Отец… Мазепа… (А. П.)
|
Эллипсис
| Пропуск во фразе какого-нибудь слова, легко подразумеваемого и восстанавливаемого по смыслу.
| Пороша. Мы встаём и тотчас на коня.
И рысью по полю при первом свете дня.
|