|
|||||||||||||||||||||
Антоний Сурожский. Из книги «О встрече»Стр 1 из 3Следующая ⇒
«Их воскресила любовь…»
( Работаем, как обычно: в тетрадь записываем эпиграфы, важные цитаты, фиксируем интересные мысли. К концу урока готовимся сделать выводы из того, о чем мы с вами сегодня говорили и для работы над какими темами сочинений по роману мы используем этот материал )
В эпилоге мы читаем: «Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные весенние дни(…) Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку (… )Вдруг подле него очутилась Соня. (…) Они были одни, их никто не видел.(…) Как это случилось. Он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватила его и как бы бросило к ее ногам. (…)…в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла и для нее уже не было сомнения. Что он любит, что он бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…(…) Они оба были бледны и худы; но в этих худых и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
(Мы все по-разному можем относиться к понятию веры, религии, но мы сегодня на уроке говорим о Достоевском, самом ярком выразителе христианства в литературе, о глубоко верующем человеке. Мы знаем, насколько сложна была жизнь писателя, и от всех отчаянных поступков его спасала религия. Единственная книга, которую было разрешено читать на каторге, - это Евангелие. Христианство оставило глубокий след в русской культуре, литературе. С этим бессмысленно спорить. Оно дало не только письменность, но и словесность. Первые книги – псалтыри. По ним учились не только читать, они прививали нравственные ценности. Через всю русскую литературу осью проходит христианская тема. ) Итак, вернемся к роману. - Почему Федор Михайлович определяет именно такие временнее рамки для эпилога романа?
«Библейская энциклопедия» (554 – 555 с.). - От какого же греха избавляется Родион Раскольников? - Что же сделал с собою Раскольников, совершив этот грех? (« Что вы это над собой сделали?» - Соня Мармеладова)
Расколоть – 2. Расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-нибудь среду. (Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова) Колоть – 1. Касаться чем-нибудь острым, причиняя боль. 2) Ранить или убивать чем-нибудь острым. (Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова) Дьявол – гр. «раздвоение»; Грех – гр. «повреждение души». - Из того, о чем мы уже говорили на уроке, и, опираясь на толкование этих слов, какой вывод можно сделать?
Эпиграф: Путь к свету лежит через тьму. Величие Достоевского было в том, что он показал, как во тьме возгорается свет. Н.А.Бердяев - Подчеркните ключевые слова, объясните свой выбор. Как они связаны с темой нашего урока? - Какой свет возгорается в этом произведении? (Божий) Об этом и пойдет речь сегодня на нашем уроке. - В каких эпизодах романа появляется свет? Процитируйте.
- С каким образом романа связано это появление света? - Где же чудо, которое может спасти Раскольникова? - Найдите описание Сонечки (с.111, 2-7; 3-4; ) - Какие эпитеты использует автор для создания образа Сонечки? Выпишите на доску. (скромная, глаза ясные, голубые, девочка,ребенок, худенькая, маленькая, прозрачная, кроткие голубые глаза, «юродивая»,болезненная, вечная). Кроткий – незлобивый, незлобный, безгневный, ангелоподобный, покорный, всепрощающий, безобидный.
Юродивый – 1. Чудаковатый. Помешанный (разг.) 2. Безумец обладающий даром прорицания. (Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова) «.. приниженное существо до того уж принижено». «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» «Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!..» - Как же такой слабый человек может спасти другого? - Где мы видим Сонечку сильной? (Чтение про воскрешение Лазаря) с. 199 (4-4) Зачитайте. - В чем же ее сила? - Почему Раскольников идет к Сонечке (он еще не понимает, в чем ее сила), ведь она, по его теории, «тварь дрожащая»? Найдите доказательства своего ответа в тексте. (1) она «тоже переступила» (а Свидригайлов?); - Значит, они одинаковые? 2) чтобы сохранить свое нравственное начало) - Докажите примерами из текста.(4-4.5-4)
«Это человек-то вошь!» «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!» «Убивать? Убивать-то право имеете?»
«Страдание принять и искупить себя им». «А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?»
- Итак, человека спасает человек. А когда один человек становится спасением для другого?
Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать. А значит, полюбить. Любить – значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования. Любить – значит увидеть другого человека и сказать: «Для меня он драгоценнее меня самого… К тому и должны вести все наши встречи…». Антоний Сурожский. Из книги «О встрече» - Раскольников нашел, к кому можно пойти, кто его встретит, увидит, услышит, полюбит. ( Многие герои произносили слова: «…когда пойти некуда») - Какую вечную книгу, какой эпизод из нее читают герои? Почему воскресение Лазаря? (надежда на чудо собственного нравственного спасения) (4-4) Эпиграфы:
Обрести Христа – значит обрести собственную душу. Ф.М.Достоевский - Подчеркните ключевые слова. - Как вы понимаете эти эпиграфы? Свяжите их с произведением. - Обращаясь к Евангелию, Раскольников пытается избавиться от «ужаса», он уже заблудился, но пока не до «самого безнравственного». Вспомните Свидригайлова. В нем не было Бога, да и совести. Что-то, похожее на совесть, стало пробиваться в нем в конце жизни, но было уже поздно. Он заблудился до «самого безнравственного». У Раскольникова еще есть шанс. Почему мы считаем, что Раскольников может спастись? - Что же привело Раскольникова к греху? (Поставил себя над людьми, попытался отнести себя к «избранным»). Он понимает, что это великий грех? Раскольников считает, что его идея верна. И история это подтверждает. Мучается же он от того, что «не вынес своего шага», и поэтому «Я не имел права разрешить себе этот шаг».
«Его же самого не любили и избегали все», «Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь!», - А как они относятся к Соне?
- Как вы понимаете слово «болезная»? (Взявшая чужую боль на себя). В отличие от Раскольникова, который употребляет в основном одно местоимение Я, т.к. видит в себе центр и цель существования, Соня – они, она, ты …. ( «А с ними-то что будет…»,) - О какой же любви идет речь в романе? Какая это любовь? Это та любовь, о которой сказано в Библии, в Новом завете:
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…
|
|||||||||||||||||||||
|