Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИГРЫ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ



ИГРЫ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ


В играх детей третьего года жизни уже проявляются те черты, которые получают развитие впоследствии: подражание взрослым, создание игровых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающим. На третьем году начинает развиваться воображение, в игре появляется роль, а к концу третьего года - несложный сюжет. В этот период происходит переход к настоящей дошкольной игре.
Ребенок третьего года жизни способен ставить в игре посильную цель, прилагать усилия к ее достижению, находить способы выполнения задуманного. Следовательно, в этом возрасте развиваются мышление и воображение.
В связи с этим встает вопрос о руководстве играми. Воспитатель влияет на игру старших дошкольников, воздействуя на их воображение, эмоции. Возможен ли такой же путь по отношению к детям третьего года жизни или им нужен только пример для подражания?
Дети этого возраста начинают отражать в игре свои впечатления и переживания. Задача воспитателя — содействовать тому, чтобы они подражали хорошему примеру, чтобы у них складывались правильные представления, формировались положительные качества.
Очень важно с самого начала развивать у детей активность и самостоятельность в игре, не ограничивать ее повторением действий взрослого, а сочетать подражание с творческой выдумкой. Поэтому в руководстве играми малышей возможны те же приемы, что в более старшем возрасте (3—4 года): создание интереса к явлениям окружающей жизни (быт детского сада и семьи, праздники, труд взрослых), напоминание, помощь в организации игр и т. д. Однако, игры маленьких детей возникают в основном под влиянием зрительных образов: ребенку требуется пример для подражания. Действия, которым надо обучить малыша, воспитатель может проделать с куклами и другими игрушками, причем ненавязчиво, не принуждая незамедлительно поступать так же, а лишь влияя на воображение и чувства ребенка. Игрушки можно использовать и для наглядного напоминания: маленькая елочка вызовет желание повторить новогодний праздник, игрушечное пианино — устроить музыкальное занятие.
Практика показала, что не только трехлетние, но и двухлетние дети находят разнообразное применение игрушке-материалу, особенно важной для развития фантазии, изобретательности (лоскуты материи, дощечки, картонные коробки). Малыши быстро осваивают этот материал: лоскуты превращаются в одеяло или косынку, коробки — в кровать или кастрюлю. Необходимость подобного материала диктуется и тем, что в этом возрасте дети, как уже говорилось, сами заменяют в игре один предмет другим. Для маленького ребенка особенно важно доброжелательное отношение к его игре взрослых, их помощь, участие, руководство. Воспитатель должен уделять внимание каждому ребенку, следить за тем, чтобы он нашел себе любимую игрушку, чтобы ему было радостно и весело.
Девочка катает куклу в коляске, нарочно ее выбрасывает, весело смеется: «Упала, ушиблась»; снова ее катает и опять выбрасывает. Педагог берет куклу в руки, внимательно осматривает, «жалеет»: «У нее заболела ножка, давай ее посадим так, чтобы она не падала». Сама бережно возит куклу, затем передает коляску девочке, которая продолжает играть, подражая действиям взрослого.
На развитие самостоятельной игровой деятельности, творческого воображения большое влияние оказывают игры-инсценировки (например, на мотив известных сказок и стихов С. Маршака, К. Чуковского), дидактические и подвижные игры («Поезд», «Автомобили», «Прятки игрушек» и др.). Чтобы повысить интерес малышей к этим играм, можно сделать ведущим знакомую им куклу, которую они любят и встречают с радостью. Наблюдения показали, что в дальнейшем дети не разыгрывают полностью эти инсценировки, но отдельные эпизоды иногда включают в повседневные игры.
Например, инсценировка стихотворения С. Маршака «Перчатки» нашла отражение в обычной игре с куклами. Когда дочки хорошо себя вели, мама кормила их пирогами, приговаривая, что они вкусные, сладкие; когда дочки шалили, мама грозила им пальцем: «Не дам пирога».
Дидактическая игра «Оденем куклу» способствовала появлению ряда игр в «детский сад»: малыши не только одевали и раздевали кукол, но и укладывали их спать, кормили, пели, плясали с ними. После дидактической игры «Прятки игрушек» дети много и охотно занимались с игрушечными зверюшками, причем игры были разного содержания: малыши водили гулять собачек, кормили их, ухаживали за ними и т. д. Все это дает право утверждать, что дети третьего года жизни начинают объединять в игре различные впечатления, сочетают подражание с выдумкой.
Каково же основное содержание игр? Изображение домашнего труда (дети кормят кукол, одевают их, укладывают спать, готовят им обед);
лечение кукол и игрушечных зверей (малыши смазывают их воображаемой мазью, выслушивают, дают лекарство, кормят);
поездки на транспорте (дети составляют стульчики, берут в руки обручи, бруски — управляют машиной. Одна и та же постройка бывает поездом, автомобилем и т. п.);
катание в тележке и машине кукол, мишек и других игрушек;
изображение музыкального занятия (дети играют на «пианино», поют, пляшут с куклами);
изображение животных (малыши бегают, лают, как собачки, прыгают, как зайчики);
воспроизведение инсценировок (отрывочное) (доктор Айболит лечит зверей, куклы поют и читают стихи для мишки и собачки; сами дети выступают — поют и пляшут);
игры со строительным материалом (дети строят домик, горку, забор, мебель. В постройках действуют куклы, игрушечные звери);
игры с песком (малыши формуют куличики, зарывают в песок игрушки, откапывают их).
Для этого возраста также характерны игры, возникающие по ассоциации: дети разговаривают по телефону, катаются на коньках (двигают кирпичики, которые изображают коньки), слушают, как тикают часы (подносят к уху колечко, говорят «тик-так»).
Практика подтверждает, что игры детей 2—4 лет в основном неустойчивы. Это проявляется в частой смене игрушек, а следовательно, и игровых образов, которые могут возникать в силу подражания.
Ребенок возит в тележке мишку и вдруг видит у другого малыша утку: «Отдай, моя». Затем выбрасывает из тележки мишку и сажает в нее утку.
Несколько малышей начинают строить поезд из стульчиков. Ребенок оставляет в покое тележку, берет стульчик, приставляет его к поезду и едет вместе со всеми.
Более устойчивы и целенаправлены в этом возрасте игры с песком (формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться), игры со строительным материалом. Для обучения детей конструированию можно использовать простейшие постройки, предназначенные для младшей группы. Занятие целесообразно начинать с показа интересной сценки.
Например, в гости к детям пришел Андрюша (кукла) и познакомил их с маленьким игрушечным цыпленком, который гулял, клевал зернышки, а затем убежал. Андрюша поймал цыпленка и сказал: "Чтобы он не убегал, надо построить для него заборчик". Малыши смотрят, как делает Андрюша, и тоже строят из четырех кирпичиков одного цвета заборчики. Затем дети играют с цыплятами: выводят их гулять, поят водой, кормят воображаемым зерном. Некоторые дети не только подражают действиям ведущего, но и вносят в игру элемент творчества: ставят кирпичики не вертикально, а горизонтально, строят не забор, а домик, куда помещают цыпленка. В последующие дни малыши строят по своей инициативе заборчики не только для цыплят, но и для кукол.
После того как дети приобретут элементарные строительные навыки, можно провести коллективную игру — постройку скамеек для сада.
Малыши сидят за одним длинным столом, покрытым зеленой бумагой На столе стоят деревья. «Это сад,— говорит воспитатель.— Сюда пришел гулять мальчик». Появляется маленькая кукла, которая бегает, прыгает, играет. «Мальчик устал и хочет отдохнуть, а сесть ему негде,— продолжает педагог.— Построим для него скамейку». Дети наблюдают, как воспитатель из четырех кирпичиков делает скамейку. «Сел мальчик, отдохнул и зовет своих товарищей» (появляется много маленьких фигурок из пластмассы). Каждый ребенок строит скамейку из четырех кирпичиков. Дальше игра продолжается по желанию детей. Одни сохраняют постройки, усаживают на скамейки кукол и разговаривают с ними; другие разбирают постройки и делают более сложные: выкладывают рельсы, по которым ходит игрушечный поезд, строят дом, где будут жить куклы.
Главная цель таких игр — заинтересовать детей строительным материалом, направить их активность на созидательную деятельность. В дальнейшем появляются игры со строительным материалом, в которых дети ставят перед собой определенную цель и стремятся к ее достижению.
Малыши строят поезд, который состоит из нескольких вагонов (кубиков). На головной вагон они ставят цилиндр — это труба. Двигая поезд, подражают гудку паровоза: «У-у-у». Задний вагон то отцепляют, то снова присоединяют. «Этот вагон идет в ремонт».
Иногда игра возникает без видимой цели, но постепенно захватывает внимание малышей и становится целенаправленной. Ребенок, наложив на кубик трехгранную призму, находит в постройке сходство с домиком. Другой малыш проделывает то же самое, и они вместе продолжают строить домики.
Таким образом, строительные игры способствуют формированию самостоятельности, активности детей. Кроме того, они развивают воображение, что проявляется в создании конструкции (еще весьма примитивной), в изменении постройки, предложенной воспитателем, в действиях с различными игрушками.
Как уже говорилось, дети рано начинают заменять в игре один предмет другим. Однако до двух лет действия ребенка еще нельзя считать полностью сознательными, так как он только подражает взрослым. На третьем году малыш уже ищет сходство между предметом-заместителем и изображаемым предметом и обычно его называет.
Сережа (2 года 6 месяцев) складывает несколько кирпичей из крупного строительного материала, разводит руками, как бы растягивает кирпичи, они падают. Складывает их, садится на пол, снова разводит руками (в каждой по два кирпича), напевает. «Что ты делаешь?» — «Играю на гармошке».
Вова (2 года 1 месяц) играет с палочкой. Отводит ее в сторону, смотрит, склонив голову, и медленно водит вокруг себя. «Р-р-р». — «Что это у тебя?»— «Самолет. (Начинает кружиться.) Летит».
Несколько позже выделения воображаемых предметов в игре появляются роли. В некоторых случаях дети сначала распределяют роли среди игрушек, а уже потом наделяют ролью себя. Иногда ребенок, подражая взрослому, фактически разыгрывает роль, но не осознает себя действующим лицом, а другие дети эту роль понимают и называют.
Марина на плите варит обед для кукол. «Ты что делаешь?» — спрашивает воспитатель. «Обед варю». — «А кто ты?» — Молчит. Рядом стоящий мальчик говорит: «Она повар».
Ребенок не всегда может определись свою роль, но вопрос педагога заставляет его задуматься и понять, кого он изображает.
Дети играют в «поезд». Воспитатель спрашивает ребенка: «Ты кто?» Он смотрит с удивлением и отвечает: «Я Андрюша». — «А на паровозе ты кто?» Мальчик задумывается и говорит: «Шофер».
Очень часто роль детей связана с действиями, которые они в данный момент производят; такую роль они могут назвать. Ребенок построил из стульев машину, сел, крутит руль: «Я шофер». У детей этого возраста много совместных игр, которые существенно отличаются от коллективных игр старших дошкольников. Малыши еще не умеют согласовывать свои действия, замыслы, да в этом и нет необходимости — содержание игр слишком просто, однообразно. Детей объединяет общая цель (поездка на машине, лечение кукол), интерес к одной и той же игрушке, стремление к подражанию. Распределение ролей в совместных играх происходит без предварительного сговора по ходу игры. Например, ребенок начинает кого-нибудь лечить, к нему идут другие больные. В результате роли сами собой разделятся. В таких играх дети чувствуют зависимость друг от друга, у них повышается интерес к действиям товарища.
Практика показывает, что воспитатель может помочь при разделении ролей вопросами, а иногда и личным участием в игре.
Две девочки сидят у постели больной куклы. «Кто доктор?» — спрашивает воспитатель. «Я».— «А ты кто?» — обращается педагог к другому ребенку. «Я мама».
Даже такое элементарное разделение ролей способствует развитию содержания игры, появлению несложного сюжета. Дети начинают изображать связанные между собой действия, правда еще неполно, непоследовательно.
Малыши покормили кукол, уложили их спать, опять покормили, снова уложили. Поехали на дачу, погуляли там, опять поехали на дачу.
Участие в игре взрослого помогает детям лучше понять друг друга. Шоферу, который построил машину, воспитатель советует отвезти друзей домой, девочке, которая варит обед,— пригласить в гости подруг.
Можно ли игры детей назвать творческими? Разумеется, такой фантазии, изобретательности, как это наблюдается в старшем дошкольном возрасте, здесь еще нет. Но начатки творческой игры, несомненно, прослеживаются: делаются первые попытки объединения в игре разных впечатлений, передачи своего отношения к изображаемому.
Игры детей четвертого года жизни получают значительное развитие. Расширяется их тематика (появляются игры в «магазин», «больницу», «театр» и т.д.), четче становится игровой замысел, развивается устойчивость в его выполнении. Роли часто распределяются до начала игры, но детям еще трудно договориться самостоятельно, поэтому особое значение приобретают руководство и помощь взрослых.
Повышается активность, восприимчивость детей: новая игрушка, зрительный образ быстрее и легче вызывают у них игровые ассоциации. На формирование игры большое влияние оказывает художественное слово. Например, игра в «сказку» возникает не только в результате инсценировки, но и после рассказывания сказки.
Содержание некоторых игр естественно связано с хозяйственным трудом (мытье резиновых и целлулоидных игрушек, стирка кукольного белья, уборка кукольного уголка, приготовление угощения для кукол (из глины) и т. д.), с конструированием (коллективная постройка домов для матрешек, широкой улицы для машины и т. п.).
Все виды работы вызывают живой интерес у детей. Работа становится составной частью игры, обогащает ее содержание.
Чтобы сделать игру более интересной и увлекательной, воспитатель использует различные методические приемы. Например, приготовление угощения для кукол начинается с маленькой инсценировки. К ребятам приходит кукла Таня и приглашает всех к себе на день рождения. Когда кукла уходит, воспитатель обращается к детям: «Что вы подарите Тане?» Ребята решили слепить из глины угощение (яблоки, колбасу, печенье, конфеты) и разложить его в вазы и тарелки, тоже сделанные из глины.
Малыши работали с большим увлечением, проявляли много выдумки. Игровая цель сделала лепку особенно увлекательной. День рождения прошел весело, дети вместе с куклами пели, плясали.
Постройка улицы может также начинаться с инсценировки. К детям пришли матрешки и попросили сделать для них дом. По образцу, показанному воспитателем, каждый ребенок построил двухэтажный дом. Получилась длинная улица, на которой были посажены деревья.
Детей радовали результаты своей работы: «Какая у нас красивая улица!» Каждый поселил свою матрешку в дом, а затем состоялся общий, коллективный праздник.
Таким образом, объединение детей этого возраста в игре получает новое качество. Они начинают понимать, что всем вместе можно сделать игру веселой и интересной.


Д.В.Менджерицкая, "Воспитателю о детской игре", М., 1982 г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.