|
|||
ИГРА: «УДАРНЫЕ» СЛОВАСтр 1 из 3Следующая ⇒ ИГРА: «УДАРНЫЕ» СЛОВА Наиболее распространенным видом дисграфии у младших школьников является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза (деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза). Развитие языкового анализа и синтеза предполагает постепенный переход от анализа и синтеза крупных языковых единиц к более мелким. Одним из этапов работы является развитие слогового анализа и синтеза. Значимость этой работы обусловлена тем, что именно слог является минимальной произносительной единицей, которая естественно выделяется и осознается говорящим. Примеры детской речи показывают, что дети более свободно делят речь не на отдельные фонемы, а на слоги. Слоговой анализ способствует формированию навыка чтения, помогает более эффективному овладению звуковым анализом слова. В начальной школе с понятием «слог», с делением слова на слоги связано и изучение правила переноса слов. Поскольку нарушениям письма, в свою очередь, сопутствует большое количество орфографических ошибок, связанных с несформированностью у школьников языковых обобщений, неумением использовать правила орфографии, отсутствием орфографической зоркости, то и здесь неоспорима важность работы над слоговым анализом. Упражнения на выделение и определение ударного слога в слове способствуют лучшему усвоению темы, проходящей через весь курс орфографии: правописания безударных гласных в корне слова, в приставке, в суффиксе, в окончании.
При освоении понятия “ударение” в сознании школьников формируется ассоциативная цепочка: ударение – ударный слог – ударный гласный. Степенью сформированности навыка постановки ударения определяется в дальнейшем успех изучения многих грамматических тем (склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов) и целого ряда орфографических правил (правописание не и ни в отрицательных местоимениях, правописание наречий).
Упражнений и игр на развитие слогового анализа в логопедической практике довольно много, предлагаю вариант игры, способствующей решению многих задач речевого развития младших школьников.
Игра может быть использована на логопедических занятиях по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустической, аграмматической дисграфии, на занятиях по профилактике нарушений письменной речи, по коррекции дизорфографии. Предлагаемый материал будет полезен и учителям начальной школы при изучении на уроках русского языка темы «Ударение», при формировании и закреплении навыка написания словарных слов. Родители школьников могут воспользоваться игрой в домашних условиях для закрепления у ребенка навыка деления слов на слоги, написания словарных слов.
|
|||
|