Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Образ врача в глазах пациента»



 

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов

медицинский университет»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом ФПК и ПК

Зав. кафедрой общественного здоровья и

здравоохранения с курсом ФПК и ПК –

доктор мед. наук, профессор В.С. Глушанко

Преподаватель – Ковалевская Т.Н.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по дисциплине «Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении»

на тему:

«Образ врача в глазах пациента»

Исполнитель:

 студент 32 группы 1 курса

лечебного факультета

Жилич Андрей Викторович

Витебск, 2020

Содержание

1. Актуальность и цель учебно-исследовательской работы

2. Основная часть

3. Результаты исследовательского опроса

4. Вывод

5. Литература

Тема образа врача в глазах пациента сразу же привлекла моё внимание в качестве учебно-исследовательской работы, т.к. эта тема, на мой взгляд, является самой актуальной из всех предложенных. Ну, например, каждый человек, собравшись пойти на приём, не важно к какому по специальности, врачу-специалисту обдумывает, как пройдет их беседа, будет ли врач заинтересован в беседе с ним, выслушает ли он его полностью, как он или она выглядит, некоторые готовят ответы на популярные вопросы и т.д. Также образ врача - это, наверное, одна из самых популярных тем для разговора с знакомыми и близкими в разных возрастах, особенно в пожилом, т.к. количество необходимых посещений к врачу постепенно в разы возрастает.

Целью данной работы является представить разные мнения о реальном и наилучшем образе врача в глазах пациента и проведение соцопроса на тему «Лучшие и худшие качества врача». [1]


 

Идеальных врачей, конечно же, не существует, как не существует в мире ничего идеального, но во многих научных исследованиях часто используются идеальные модели. Попытаемся и мы представить себе идеального врача. Зачем нам это нужно? Прежде всего — раз уж мы исследуем врачей, — чтобы иметь некую меру, позволяющую определить, насколько реальный врач «не дотягивает» до идеального, если он все же хороший, или насколько он плох, если варвар.

Говоря о качествах идеального врача, я подробно остановлюсь на том, каким образом пациент может выявить наличие или отсутствие соответствующих качеств у врача реального, т. к. далеко не всегда и не все они «лежат на поверхности».

Начнем с возраста — характеристики, на мой взгляд, немаловажной. Оптимальный возраст врача тесно увязан с его профессиональным стажем и, соответственно, с опытом. Опыт врача приходит с сединой, а седина к больному приходит с врачами.

По данным проведенных в США исследований, в медицинской науке знания устаревают каждые 2–3 года на 20–30 %. Я очень склонен доверять этим данным, т. к. в своей практике неоднократно сталкивался с врачами, которые не знали о некоторых открытиях в медицине, имевших непосредственное отношение к их специализации, но сведения о которых я смог почерпнуть из научно-популярных статей в периодической печати.

Напичканы новыми знаниями выпускники вузов, но они не имеют еще практического опыта. Для «вхождения» в профессию — включая интернатуру — врачу необходимо не менее пяти лет. Таким образом, оптимальный по возрасту врач — имеющий стаж 5–10 лет. Он еще не забыл то, чему его учили в университете, его знания еще не очень устарели, он уже имеет некоторый опыт. Врачи должны заниматься самообразованием сами, а к занятиям по повышению квалификации относятся не все серьезно. Учитывая, что из вузов врачи выпускаются, в основном, в возрасте 23–26 лет, получаем оптимальный возраст 32 года.

Но здесь необходима поправка на специализацию — в работе хирургов и стоматологов навыки имеют перед свежестью знаний, несомненно, превалирующее значение, т. к. эти врачи лечат больных, буквально, своими руками.

Не случайно многие выдающиеся хирурги достигали вершин мастерства в возрасте более почтенном. Поэтому я считаю, что для этих врачей оптимальным является возраст лет на 10–15 старше, т. е. 42–47 лет. Видимо, закономерно то, что знаменитый К. Бернард сделал первую в истории пересадку сердца в возрасте 46 лет. Определить с достаточной точностью возраст человека, для читателей, я уверен, не представляет трудности. Поэтому не будем на этом останавливаться.

Теперь, что касается пола… Основываясь на своей практике, я не могу здесь отдать кому-либо предпочтение. Как у врачей мужчин, так и у врачей женщин есть свои преимущества и недостатки, обусловленные известными психологическими и физиологическими особенностями полов.

Еще сравнительно недавно, в XIX веке, в медицине было засилье врачей мужчин. Женщинам, как правило, отводилась роль медсестер и санитарок. XX век стал здесь переломным, как мы знаем, для многих профессий, в том числе и врача, И слава Богу! Женщины привносят в медицину, может быть, то, чего ей больше всего сегодня не хватает — душевность и сострадание к больному.

Среди хирургов по-прежнему преобладают мужчины, и это, конечно, закономерно. Хирургия требует от врача большой физической и психологической выносливости. Поэтому при выборе хирурга больной, несомненно, должен отдавать предпочтение мужчине.

Какими личными качествами должен обладать идеальный врач? Я повторюсь, что главное качество — порядочность. А теперь вспомните: «Всех излечит-исцелит добрый доктор Айболит…». Когда К. Чуковский писал для детей эти строки, он, конечно же, интуитивно выделил здесь две главные черты идеального доктора, каковым хочет представить маленькому читателю Айболита. Первая: он лечит один — всех, то есть все болезни. А значит, имеет широчайшие познания. Вторая же черта — доброта.

Доброта, по-моему, должна проявляться не в сюсюканьи и потакании всем прихотям больного, а в вежливости, чуткости, сострадании, отзывчивости, умении внимательно выслушать и ответить на вопросы. Личные качества врача вы можете оценить, главным образом, в ходе вашего с ним общения. Здесь совершенно не подойдет характеристика, данная вашему врачу его коллегой — действует известный вам деонтологический принцип. Но любой информации чураться не следует.

Иногда и в характеристике, данной другим врачом, могут проскользнуть зерна правды. В чем-то может помочь информация, полученная от других пациентов, уже имевших опыт лечения у вашего врача. Но и ей не следует слишком доверять, поскольку пациенты часто не замечают у врача черт, присущих варвару, и запросто могут (в чем я сам убедился) принять, к примеру, «потакающего» варвара за душевного врача. Косвенными указаниями на личные качества врача могут отчасти служить «популярность» среди больных и то, как врач контактирует с другими врачами и медсестрами, его расспросы о вашем здоровье.

Что же касается деловых качеств — знаний и умений, то в идеале врач, на мой взгляд, должен знать все, чему его учили и все то новое, что касается его специализации и известно на текущий день. Иначе говоря, он должен учиться постоянно. Уметь же он должен правильно применять свои знания на практике.

Говоря о специализации, я исхожу из существующего положения вещей, а действительно идеальный доктор, я уверен, должен быть специалистом широкого профиля, — эдаким Айболитом, если хотите. Такое вполне возможно. Например, академик А. Шалимов прекрасно освоил и делал практически все полостные операции, работал он и как терапевт широкого профиля. В нашей стране мы все ближе и ближе к полному переходу от категории врач-терапевт к врач общей практики, который одновременно может проводить осмотр по нескольким специальностям, таким как терапевт, невролог, оториноларинголог, офтальмолог, хирург, дерматолог. Планируется, что в 2022 году Беларусь полностью перейдет к такому формату.

По-моему, врач не обязательно должен знать, к примеру, тонкости химических процессов в организме при употреблении тех или иных лекарств или при взаимодействии компонентов иммунитета с возбудителями болезней, но должен знать все, что касается практики применения лекарств и реакции тех же компонентов иммунитета на различные воздействия. В своей области он должен знать симптомы болезней и все современные методики лечения.

Как врач должен строить лечебный процесс? Методика лечения имеет много общего для разных врачебных профилей, достаточно хорошо разработана и описана. Я читал о ней в нескольких медицинских учебниках и, признаюсь, был несколько удивлен. Нет, к самой методике у меня претензий нет — она приемлема. А удивлен я был тем, как часто расходится у врачей теория с практикой. Рассмотрим в качестве примера порядок работы идеального терапевта.

— Здравствуйте

— Здравствуйте…

— Что болит?

— Почки…

— Когда заболело?

— Два дня назад…

— Что пили?

 — Анальгин, Парацетамол

— До свидания.

Итак, врач при первом вашем визите выясняет историю заболевания (собирает анамнез). Анамнез включает: жалобы, перенесенные заболевания, привычки (курение, употребление алкоголя и т. п.), наследственность. Врач получает эти сведения путем личных расспросов и из амбулаторной карточки (истории болезни, если вы на стационарном лечении).

Кроме того, врач узнает дополнительную информацию: какие лекарства вы принимаете постоянно или принимали в недавнем прошлом; есть ли у вас аллергия на что-либо, в том числе на лекарства; менялся ли недавно привычный уклад жизни или привычки (уход на пенсию, новая работа, командировка, вступление в брак, развод и др.); ваше питание и диета; сведения о вакцинациях на протяжении жизни; сведения о перенесенных операциях, госпитализациях и амбулаторном лечении; сведения о заболеваниях членов семьи; сведения о прошлых и текущей беременностях и кормлении ребенка грудью; причины смерти ближайших родственников. Врач спрашивает о происшедших изменениях при каждом новом к нему обращении.

После сбора анамнеза, врач собирает первичные объективные данные путем осмотра кожных покровов, глаз, ротовой полости, прощупывания (пальпации) живота и лимфоузлов, простукивания туловища больного, измерения артериального давления и температуры, прослушивания дыхания и сердцебиения, измерения и оценки пульса и т. д. На основании собранных сведений он ставит предварительный диагноз.

Вынося такой диагноз, врач учитывает, что различные заболевания могут иметь одинаковые или близкие симптомы, и должен предполагать у больного, в первую очередь, наиболее опасные для его здоровья и жизни (а возможно и для здоровья окружающих) заболевания. Т. е. объективные исследования должны быть направлены, прежде всего, на исключение таких заболеваний.

На основании предварительного диагноза, врач, в случаях не терпящих отлагательства, назначает лечение. Но вне зависимости от того назначено оно или нет, врач уточняет диагноз путем объективных исследований. После уточнения диагноза он назначает соответствующее лечение. При существующей практике, правда, этого почти никогда не происходит.

Обычно терапевт, в зависимости оттого, что он диагностировал у больного, направляет его к какому-нибудь узкому специалисту. Фактически, терапевт работает в качестве диспетчера.

Если врач не может сам разобраться в вашей болезни, он обращается за помощью к более опытному коллеге или просит своего непосредственного начальника собрать консилиум. В этом случае врач в дальнейшем руководствуется решением консилиума.

Врач подробно и четко записывает в историю болезни дату, ваши жалобы и полученные в ходе исследований объективные данные, поставленный диагноз и назначенное лечение. Под этой записью он расписывается и четко пишет свою фамилию.

При назначении лечения врач подробно рассказывает вам о вашем заболевании и о выбранной стратегии лечения. С целью подбора оптимальных лекарств он, при необходимости, узнает о ваших финансовых возможностях и рекомендует наиболее вам подходящую аптеку. Врач объясняет действие назначенных лекарств и процедур, порядок их приема, предупреждает вас о возможных побочных эффектах, вызываемых лекарствами или процедурами, и рассказывает, что вы должны делать в этом случае. Он обязан подробно отвечать на возникшие у больного вопросы. В ходе лечения врач периодически контролирует ваше состояние и, в зависимости от него, может вносить в лечение коррективы.

Если врач лечит ребенка, престарелого человека или больного, который по своему состоянию не может сам усвоить или выполнять рекомендации, он обращается к их ближайшим родственникам.

И, наконец, каким должен быть идеальный доктор: платным или бесплатным? Конечно же, «эталонный» врач — это бессребреник-идеалист, приходящий на помощь больному из чисто гуманистических принципов. Такие врачи, возможно, были в истории, но больному не следует тратить время на их поиски. Если они еще и существуют, то сегодня это исчезающий тип — можно искать всю жизнь и не найти. Выбор нами такого идеала отнюдь не означает, что реального врача нужно выбирать исключительно среди представителей бесплатной медицины. [2]

Для проведения соцопроса на тему «Лучшие и худшие качества врача» было привлечено 30 человек-студентов УО «ВГМУ», проживающих в общежитии №3. Итак, в качестве лучших качеств врача мной были выбраны следующие: терпение, профессионализм, внешний вид, пунктуальность, лидерские качества. В качестве худших – бестактность, неаккуратность, непрофессионализм, невнимательность, корыстность. [3]

Итоги выглядят следующим образом:

 

 


 

Таким образом, по окончанию учебно-исследовательской работы мной были представлены мнения о реальном и наилучшем образе врача в глазах пациента, а также проведен соцопрос на тему «Лучшие и худшие качества врача» в котором были задействовано 30 студентов медиков УО «ВГМУ», проживающих в общежитии №3 и были получены следующие данные: «Лучшие качества» - терпение (15%), профессионализм (36), внешний вид (14%), пунктуальность (15%), лидерские качества (20%); «Худшие качества» - бестактность (16%), неаккуратность (24%), непрофессионализм (30%), невнимательность (17%), корыстность (13%). И так, можно с уверенностью сказать, что студенты, еще не став специалистами видят врача как, в первую очередь, профессионала своей работы, достойного и терпеливого, лидера; и не приемлемым для них является образ непрофессионала своей работы, неаккуратного, бестактного и ищущий во всем какую-то личную выгоду.

Я в свою очередь в большей степени согласен с результатами опроса и поддерживаю такую точку зрения. Врачу необходимо поддерживать высокий уровень личностных качеств, но в первую очередь быть лучшим в своем деле. [4]


 

Литература

1.Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении. Коммуникации в здравоохранении. Часть 2 / Глушанко В. С., Герберг А.А. – Витебск: ВГМУ, 2017. [5]

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.