Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Курс лекций



МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Курс лекций

 

Автор – кандидат философских наук

Рустем  Ринатович Вахитов (г. Уфа)

 

 

Лекция 1. Философия и ее место в марксистском мировоззрении

 

Цель моего курса лекций – рассказать о философии марксизма. Однако марксизм не исчерпывается философией. Марксизм – это цельное мировоззрение, которое включает в себя и научные теории (например, политэкономическую теорию), и политическую идеологию, и многое другое. Наконец, корень марксистского мировоззрения – экзистенциальная, нравственная позиция протеста против эксплуатации человека человеком, отчуждения человека от своей сущности и продуктов своей деятельности, от других людей. Марксист – это тот, кто, считая современное общество несправедливым и уродливым, стремится изменить его, перестроить так, чтоб человеку в нем жилось лучше. Философия – только часть марксистского мировоззрения, причем, часть не самодостаточная. Марксист может быть философом, но этого для него мало. Как говорил Маркс: «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Мало понимать, как устроен мир и что происходит вокруг, важно уметь использовать это знание в практической деятельности – считают марксисты. Пафос марксизма – в практической деятельности и в реальном, а не только теоретическом гуманизме. Потому марксизм и сохраняет привлекательность до сих пор, даже для тех, кто не во всем с ним согласен.  

Но изменить мир целенаправленно, так, чтоб приблизить воплощение своего идеала, невозможно без философии. В этом состоит важность философии для марксизма и важность философии созданной Марксом и Энгельсом и развиваемой его последователями до сих пор.

Однако прежде чем говорить о философии марксизма, нужно выяснить: что такое философия вообще. Марксизм возник в 19 веке, а философия существует уже две с половиной тысячи лет. Само возникновение марксизма связано с переосмыслением Марксом и Энгельсом одной из вершин европейской философии – величественной системы диалектического идеализма, которую создал немецкий мыслитель Гегель (Маркс начинал свой путь в философии как гегельянец и даже после того как подверг гегельянство критике с позиций материализма продолжал считать Гегеля своим учителем)

Философия – это один из многих возможных способов рассмотрения человеком мира, один из видов мировоззрения. Подобно науке, философия опирается на человеческий разум, а не на веру (как религия) или эстетическое чувство (как искусство). Однако наука изучает феномены, то есть явления, которые даны нам в чувственном опыте, иначе говоря, которые можно ощутить при помощи наших пяти чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) непосредственно, или усилив возможности органов чувств при помощи приборов (микроскопов, телескопов и т.д.). Философия ставит вопросы, которые нельзя разрешить, опираясь на чувственный опыт. Это так называемые «предельные вопросы». Они получили такое имя, потому что касаются предметов наивысшей степени абстракции. Эти вопросы находятся вне компетенции частных наук, изучающих лишь отдельные стороны мира, он касаются мира в целом, бесконечного универсума. В этом смысле предмет философии – вне чувственного опыта, он не доступен нашим чувствам, и значит экспериментальному исследованию. Его можно изучать только при помощи уморительных теоретических методов, о которых мы поговорим позже.

Например, одна из главных проблем философии – это проблема бытия. Бытием в философии называют все существующее, понимая под таковым не механическую сумму чувственно данных предметов, а общее свойство, наличествующее у всего, что можно увидеть, представить и помыслить, и которое связано с тем, что все это существует, пусть хоть как объект мысли. В то же время бытие – это и субстанция, из которой все произошло, но которая нам тоже не дана в чистом виде. Итак, бытие мы не видим, а можем лишь помыслить, хотя вещи, наделенные бытием, мы видим и видим их именно благодаря тому, что они бытийствуют.

Точно также дело обстоит и с другими вопросами философии – проблемой познания, проблемой человека, проблемой истории.

Есть правда, философы, которые сомневаются в широте возможностей человеческого разума, считают, что эти вопросы непознаваемы, и утверждают, что наши познавательные возможности ограничены рамками нашего сознания (кантианцы, неопозитивисты и др.). Но и они рано или поздно приходят к этим вопросам, но в другой их формулировке, потому что ставить такие вопросы – извечное неустранимое стремление человека, связанное с самой его сущностью. 

Итак, философия имеет свою собственную проблематику, отличную от проблематики науки. Поэтому неправы представители популярного на Западе философского направления – позитивизма, которые считают, что философия лишь расчищает дорогу науке, рождая из себя все новые науки (ведь от философии в своей время отделились и физика, и психология, и герменевтика). Как бы далеко не ушла наука, какие бы новые науки ни «вылупились» из философии, все равно философия не исчезнет и другие науки не решат ее проблем.

Конечно, философия обладает большей степенью гипотетичности, чем экспериментальные науки. Если в последних (таких как физика, химия, биология) возможны однозначные ответы (например, на вопрос: чему равно ускорение свободного падения возможен лишь ответ - 9, 8 Н/М2), то в философии зачастую мы имеем дело с разными вариантами ответов, со столкновением мнений, со спорами, которые продолжаются столетиями. Философия в отличии от физики – наука полипарадигмальная, в которой одновременно сосуществуют много теорий, парадигм. Между тем неправильным будет считать философию каким-то более ущербным видом познания, чем наука. В философии представлены не случайные, субъективные мнения, философское знание доказательное, и обоснованное, хотя у философии другие методы доказательств, чем у частных наук. Философское знание отражает объективные законы развития мира, человека, общества, но эти законы не сводятся к законам, которые изучает наука, и непосредственно не выводимы из них.

Философия тесно связана с культурой эпохи, в которой она существует.   Она стремится ответить на вопросы, которые волнуют людей этого времени, задать мировоззренческие ориентиры, связать воедино современные ей научные достижения, эстетические и политические искания, дать цельный взгляд на мир. Философия, как и искусство, подвержена большему влиянию идеологии, чем наука, но тем не менее вся философия не сводится к идеологии, то есть ложному не понимающему себя осознанию мира. Философия в высших своих проявлениях, философская классика, в сущности своей свободна от идеологических искажений и несет в себе момент абсолютной истины. 

Еще в древности наметились два направления в философии – идеализм и материализм, которые еще более четко обозначили свои позиции в Новое время. Разумеется, к ним не сводится все разнообразие философских течений, но различение их важно. Они возникли при разрешении вопроса, который Энгельс назвал «основным вопросом философии».  Суть его такова: что первично – материя или дух? Речь не о хронологическом первенстве, а том, что является более фундаментальным, лежащим в основе всего? Философы, которые считают, что первичен дух называются идеалистами. К великим философам-идеалистам принадлежат Пифагор, Платон, Плотин, Августин Аврелий, Фома Аквинский, Джордж Беркли, Фридрих Шеллинг, Георг-Вильгельм–Фридрих Гегель, Владимир Соловьев. Философы, которые считают, что первична материя, называются материалистами.   Известные в истории материалисты – Демокрит, Эпикур, Бруно, Спиноза, Дидро, Ламетри, конечно Маркс с Энгельсом и философы-марксисты. Отношения между материалистами и идеалистами нельзя трактовать слишком примитивно: дескать, одни абсолютно правы, а другие полностью заблуждаются. Ленин говорил: «Умный идеализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм». Именно в рамках идеализма сформировался диалектический метод, который потом взял на вооружение марксизм.

Рассмотрев философию вообще, обратимся к философии марксизма.

 

Лекция 2. История марксистской философии

 

Марксистская философия не возникла на пустом месте. Своеобразным базисом для нее стали диалектический идеализм Георга-Вильгельма-Фридриха Гегеля и антропологический материализм Людвига Фейербаха. Карл Маркс и Фридрих Энгельс подвергли критике учения Гегеля и Фейербаха, но отдельные идеи этих мыслителей легли в основу философии марксизма, конечно, будучи творчески переосмысленными Марксом и Энгельсом. Так, от Гегеля основоположники марксизма взяли диалектический метод, а также видение истории как единого процесса, имеющего внутренние рациональные закономерности и реализующего от эпохи к эпохе все большее освобождение человека, а от Фейербаха – материалистический и атеистический взгляд на мир, критику религии и учение об отчуждении человека от самого себя и других людей. В целом марксистскую философию можно считать наследницей немецкой классической философии, но, так сказать перенесенной «с небес на землю» и трактующей не проблемы духа и мышления, а проблемы культуры, экономики, политики. Свобода человека здесь трактуется как прежде всего свобода политико-экономическая. В марксизме философия поставлена на службу делу освобождения человека от того самоотчуждения, которому он подвержен в капиталистическом рыночном обществе.   

Марксистская философия рождается в 1844-48 гг. в ранних работах Маркса и Энгельса (причем, Маркс внес в нее решающий вклад). Большинство этих работ не были опубликованы при жизни авторов и стали известны лишь в 20-30-х гг. 20 века, но именно они определили общие черты не только философского, но и политэкономического и политологического учения марксизма. Речь о таких работах как «Критика философии права Гегеля. Введение» (К. Маркс), «Экономико-философские рукописи 1844 года» (К. Маркс), «Тезисы о Фейербахе» (К. Маркс), «Нищета философии» (К. Маркс, Ф. Энгельс), «Немецкая идеология» (К. Маркс, Ф. Энгельс).

В них был сформулирован материалистический подход к истории, который стал главной новацией Марса и Энгельса, то есть мысль о том, что движущей силой истории является материальное производство, общественное бытие, формы которого определяют и формы духовной (идеология) и политической (государство) жизни. В более поздних работах («Манифест коммунистической партии» (К. Маркс, Ф. Энгельс), «Формы, предшествовавшие капиталистическому производству» (К. Маркс), «Капитал» (К. Маркс), «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.» (К. Маркс), «Критика Готской программы» (К. Маркс)) были сформулированы учения о классах, классовой борьбе, общественно-экономических формациях, социальной революции, диктатуре пролетариата и коммунизме. Маркс и Энгельс рисовали ход человечества от первобытной формации к капитализму, предсказывали, что внутренние противоречия капитализма, обострение борьбы между буржуа и пролетариями приведут краху капитализма, и пролетариат, путем революции установив, диктатуру пролетариата, подавит сопротивление эксплуататоров и установит бесклассовое общество – коммунизм. 

Следует заметить, что Марксом и Энгельсом не было создано завершенное, целостное, догматическое учение об истории. В их учении об истории было много пробелов и нерешенных вопросов, которые потом породили множество дискуссий среди марксистов. Пример – проблема азиатской формации (азиатского способа производства), которая упоминается у Маркса, но подробно не характеризуется. Отсюда непонятно: была ли эта формация переходной между первобытной и рабовладельческой, или она существовала на Востоке вплоть до 19 века, параллельно историческому развитию Запада. Понятно, что во втором случае мы имеем совсем другое, цивилизационное, поливариантное понимание истории. Кроме того, Маркс и Энгельс вовсе не воспринимали свое учение как абсолютную истину, которая создана на все времена. Они считали, что любое философское и научное учение должно развиваться и изменяться по мере того, как открываются все новые факты, поэтому и нет смысла создавать детальную систему, главное – задать основные положения и метод.

Как видим, сначала возникла марксистская историософия и лишь позднее марксистская философия природы, теоретическая философия (онтология и гносеология) и история философии. Ее основы были заложены в поздних трудах Ф. Энгельса («Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии»). Философия природы марксизма представляла собой результат применения диалектического метода к философии материализма, возникшей во Франции в эпоху Просвещения. Провозглашалось, что основа природы – материя, которая обладает творческой энергией и развиваясь порождает все многообразие мира и разумное существо – человека. Огромное влияние на марксистскую философию природы оказало учение Бенедикта Спинозы (достаточно сказать, что марксистское определение свободы: «свобода есть осознанная необходимость» принадлежит Спинозе).

После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса марксистская философия получает развитие и в странах Запада и в России, где после победы большевиков в 1917 году она стала официальной господствующей философией. Причем, для западного марксизма (Бернштейн, Каутский, Грамши, Адроно, Хоркхаймер, Маркузе, Фромм, Альтюссер) характерен больший интерес к учению о человеке и обществе и пренебрежение философией природы и теоретической философией. Кроме того на Западе мыслители, именовавшие себя марксистами, тяготели к синтезу марксизма и других течений западной философии (психоанализа, экзистенциализма, структурализма) и к пересмотру некоторых положений Маркса и Энгельса. Среди российских марксистов (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.М. Деборин, В. Тугаринов, Б.М. Кедров, Э.В. Ильенков, М.А. Лифщиц) напротив наблюдалось большее тяготение к онтологизму[1] (что Вл. Эрн вообще считал характерной чертой русской мысли) и стремление разработать до конца положения самого Маркса и Энгельса, не отступая от их духа. Оба пути имели свои достоинства и недостатки. Западный марксизм породил множество оригинальных и плодотворных концепций. При этом, однако, была разрушена целостность марксистского мировоззрения, а вскоре вообще исчезла граница между марксизмом и иными течениями философской мысли. В итоге к концу 20 века история философии марксизма на Западе закончилась. В рамках российского марксизма была создана завершенная целостная систематическая философия (философия марксизма-ленинизма, разделявшаяся на диалектический и исторический материализм). Особый интерес представляют разработанные в ее русле учения - об империализме (В.И. Ленин), о диалектической логике (Ильенков), о идеальном (Ильенков, Лифщиц), о материи и бытии (Тугаринов). Однако в российском и советском марксизме присутствовала и тенденция к догматизму, самозамкнутости, которая привела к тому что советские марксисты не только не сумели предсказать и объяснить кризис советской цивилизации («перестройка»), но и не нашли внятные ответы на вызовы и современной им западной философии, и западного капитализма.

История марксизма не завершена. В постсоветский период в России растет интерес к марксизму. Философы-марксисты осмысляют пройденный Россией путь, ведут теоретические дискуссии, развивают идеи советской философии стремясь избавиться от догматических напластований.

 

 

Лекция 3. Диалектика как главный метод марксистской философии

 

Диалектика – основной метод марксистской философии. Вследствие этого марксистская философия иногда так и именуется – диалектический материализм. Имеется в виду, что в основе марксистской философии лежит материалистическое понимание мира, согласно которому материальный мир не создан неким внешним духовным началом, а является причиной самого себя, а метод этой философии – диалектика. Этим марксистский материализм отличается от материализма метафизического или вульгарного, механистического (свойственного например, для французских мыслителей 18 века или современных стихийных естественнонаучных материалистов из среды ученых-естественников), который, признавая природу единственным абсолютным бытием, отрицает наличие в ней диалектических противоположностей, развитие ее через эти противоположности и уверен, что для познания ее достаточно одной лишь формальной логики.      

Диалектика – это не просто один из методов философии, но и особый высший тип мышления. Мы уже говорили, что философия в отличие от таких частных наук как физика или химия – наука теоретическая, не имеющая экспериментального уровня. Главное орудие познания философа -   мышление. Однако еще в древности было обнаружено два типа мышления, которые в немецкой классической философии получили название рассудочного (логика) и разумного (диалектика).

Законы рассудочного мышления интуитивно были ясны еще первым греческим философам и ученым (скажем, из них исходили уже первые древнегреческие геометры при доказательстве теорем), но систематически они были выражены Аристотелем в 4 веке до н.э. Аристотель сформулировал три закона логики или рассудочного мышления: закон тождества, закон противоречия и закон отрицания третьего. Еще один четвертый закон логики – закон достаточно основания был открыт и сформулирован в 17 веке немецким философом и ученым Готфридом Лейбницем.

    Закон тождества гласит: в процессе рассуждения любая законченная мысль (понятие, суждение) должна употребляться в одном и том же смысле. Символически он записывается так: А есть А.  Например, «Я изучаю историю России. История – очень интересный предмет». Нарушения этого закона приводит к логическим ошибкам, скажем: «я изучаю историю России и вчера со мной случилась такая история». Намеренное нарушение закона тождества с целью запутать собеседника – знаменитый софизм «Рогатый»: «то, что ты не потерял, ты имеешь, ты не терял рога, следовательно, у тебя есть рога». Легко заметить, что вначале выражение «не потерял» относится к вещам, которые у нас есть и мы их не теряли, а затем – к вещам, которых у нас никогда не было и поэтому мы их не теряли.  

    Закон противоречия гласит: два несовместимые друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере одно из них необходимо ложно. Его запись: а не есть не-а. Например, стена не может быть одновременно белой и черной. Верно либо первое, либо второе. Пример нарушения  закона противоречия: христианство возникло в 1 век до н.э. (противоречие здесь неявное, чтоб его обнаружить, нужно вспомнить, что нашей эрой называют христианскую эру).

Закон противоречия должен быть дополнен законом исключения третьего.

    Закон исключения третьего гласит: два противоречащих суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными или ложными, одно истинно, другое – ложно, а третьего не дано. Его запись: или а или не-а. Пример: либо Сократ – грек, либо Сократ – не грек, одновременно греком и не греком он быть не может, это – третье, которое нужно исключить.

Закон достаточного основания гласит: всякая мысль может быть признана истинной только тогда, когда она достаточно обоснована, то есть с необходимостью вытекает из другой мысли, истинность которой уже доказана или из фактов. Записывается он так: А есть потому что есть Б. Пример: Утверждение: железо проводит электричество должно быть доказано либо при помощи эксперимента, теоретически (из того факта, что железо – металл, а металлы проводят электричество, следует, что железо проводит электричество). Пример нарушения этого закона: «обвиняемый признался в совершении преступления, следовательно он его совершил» (оно из другого не следует, он мог себя оговорить). Исключение составляют аксиомы наук, они по определению недоказуемы.

Мышление, соответствующее законам логики, считается правильным или логичным. Научное исследование невозможно без следования законам логики. Рассуждение ученого должно отвечать требованиям однозначности, непротиворечивости и обоснованности. Можно сказать, что рассудочное мышление – характерная черта научного познания (этим оно отличается, например, от обыденного познания или от художественного мышления[2]).

Однако оно имеет и свои границы. Когда мы имеем дело с простыми статичными идеальными моделями реальности (как, например, в эвклидовой геометрии), логика вполне действительна. Но когда мы обращаемся к более сложным понятиям, отражающим многообразие реальности и ее развитие, то логика встает в тупик перед неразрешимыми ее силами противоречиями. Это обнаружил еще древнегреческий философ Зенон Элейский, который в своих апориях (логических парадоксах) о движении показал, что нельзя помыслить понятие движения, не впадая в логическое противоречие. Так, стрела, выпущенная из лука, с точки зрения логики двигаться не может: каждое мгновение она занимает в пространстве место, равное своим размерам; в этом месте она неподвижна, потому что в нем ей негде двигаться, таким образом, она неподвижна в каждое мгновение. То есть стрела и движется (потому что как-то она оказывается в разных местах пространства) и не движется.

Немецкий философ Иммануил Кант также обнаружил 4 фундаментальных вопроса философии, которые неразрешимы силами логического рассудочного мышления. Это вопросы о том конечен мир в пространстве и во времени или бесконечен, делима ли материя до бесконечности или неделима, свободна ли человеческая воля или подчинена природным законам и есть ли конечная причина всего существующего или ее нет. Кант назвал их антиномиями, потому что с одинаковым успехом без нарушения законов логики можно доказать и то, и другое, ему противоположное. Именно поэтому Кант заключил, что перед нами - предел познавательных возможностей человека и что именно поэтому философия в ее классическом виде, то есть как наука о предельных сущностях, метафизика, невозможна и удел философии – изучение человеческого сознания.

Однако другой представитель немецкой классической философии Георг–Вильгельм-Фридрих Гегель не согласился в этом с Кантом. Из того факта, что наш рассудок не может познать движение или бесконечность или свободу еще не следует, что они вообще непознаваемы для нашего ума (кроме того, Гегель вообще заявлял, что таких антиномий – бесконечное количество). Ведь кроме рассудочного уровня мышления, подчиняющегося законам логики, есть еще другой, высший его уровень – разумный. Разумное мышление есть диалектическое мышление (правда, Гегель диалектикой называл лишь отрицательно-разумное мышление, и присовокуплял к нему еще положительно-разумное мышление или, как он его именовал, спекулятивное, но теперь всякое разумное мышление называют диалектическим). Диалектика по Гегелю исходит из того, что  каждое понятие (тезис) уже содержит в себе свою противоположность  (антитезис) и именно борьба между этими противоположностями является причиной развития, в котором противоположности снимаются в синтезе.  Так, движение уже содержит в себе свою противоположность – покой, потому что двигаясь, как правильно отметил Зенон, тело должно каждый момент где-то находиться, а находиться, значит покоиться. Движение без покоя невозможно (также как невозможны конечное без бесконечного, свобода без необходимости), иначе говоря, чистое движение не существует без своей противоположности – чистого покоя, а вместе они составляют то, что мы, собственно, и называем эмпирическим движением и что русский философ Алексей Федорович Лосев предлагал называть «подвижным покоем», поскольку это не что иное как синтез движения и покоя.

Гегель создал величественную систему диалектики, но это была диалектика мышления или диалектика понятий. Гегель считал, что диалектика материалистическая невозможна, потому что развивается через противоречия только мысль. Бытие по Гегелю и есть мышление и никакого другого бытия не имеется, материя – всего лишь другая форма существования идеи («инобытие идеи»).

Маркс и Энгельс перенесли диалектику на материалистическую почву и применили ее к материальной природе и обществу.

Энгельс при этом обобщил диалектику Гегеля в так называемых трех законах диалектики. Это - закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей. Все в мире полно противоположностей и эти противоположности между собой борются, например, жизнь и смерть. Но в то же время, эти противоположности являются лишь разными сторонами одного общего целого, друг без друга не существуют, ведь очевидно, что мир един. Возьмем пример с жизнью и смертью – без смерти клеток организма человека нет развития и жизни этого организма, без смерти отдельных людей не может быть развития рода человеческого и т.д. Получается, смерть как бы включена в существование и человеческого организма и всего человечества, она есть необходимое условие жизни, равно как и наоборот.   

Как видим, борьба внутренних, диалектических противоположностей является источником всякого процесса развития. Это одно из важнейших следствий из 1 закона диалектики.

Закон перехода количества в качество. Количественными называют исчислимые, подающиеся измерению свойства предметов (масса, скорость, объем). Качественными – свойства, определяющие саму сущность предметов, делающие их самими собой. Связь между количественной и качественной стороной вещи вытекает уже из 1 закона диалектики, но вот специфику этой связи трактует 2 закон. Он гласит: при определенном изменении количества происходит изменение качества. Например, при нагревание воды до 99 градусов Цельсия изменяется лишь ее количественные параметры воды – объем, температура, но вода остается водой, жидкостью, а при 100 градусах – происходит переход в другое агрегатное состояние или семечко, брошенное в землю, питается водами и минералами, а потом вдруг дает росток. Важно отметить, что единство количества и качества отражается в категории мера, при переходе меры имеет место диалектический скачок – резкое изменение качества (вода ведь не медленно разжижается, а сразу при 100 градусах становится паром, и семечко не сразу прорастает). Это важный аспект любого процесса развития. Ничто в нашей жизни не происходит без диалектических скачков или революций, в определенный момент подросток становится юношей, один политический строй сменяется другим, наука обогащается новой теорией, опровергающей прежнюю.

Закон отрицания отрицания. Итак, любое развитие происходит в силу внутренней борьбы диалектических противоположностей. На определенном этапе развития происходит диалектический скачок – «отрицание» прежнего состояния (например, пар «отрицает воду», росток «отрицает» семена, из которых он вырос). Однако это отрицание не является абсолютным, ведь старое связано с новым, выросло из него, представляет собой развитие его внутренних противоречий. Поэтому старое и новое рано или поздно примиряются в синтезе, противоречия между ними «снимаются». Это и есть «отрицание отрицания» - пар конденсируется и снова становится водой, росток дает собственные зерна и т.д.

Кратко эти законы развития могут быть описаны при помощи формулы «диалектическая триада»:

 

Тезис – антитезис – синтез.

Смысл ее прост: любой предмет или явление, развиваясь, превращается в свою противоположность, но затем противоречие между ними снимается в синтезе. Таким образом 1 закон относится к первому члену триады (тезис скрыто содержит в себе антитезис и между ними идет борьба), 2 закон – ко второму члену триады (возникновение антитезиса как раз и связано с диалектическим скачком, с переходом к новому качеству, с революционным разрешением борьбы внутренних противоположностей), 3 закон – к третьему члену триады (в синтезе происходит возвращение к прежнему состоянию на новом уровне развития, отрицание отрицания).

Согласно марксистской диалектике, эта формула отображает любое развитие – и развитие духа, мышления, и развития природы и общества. Однако нельзя подходить к ней абстрактно. Философ-марксист Эвальд Васильевич Ильенков высмеивал тех начетчиков от философии, которые подгоняют природные и общественные процессы под диалектическую триаду и три закона диалектики. Он говорил: конечно, и кипение воды в чайнике и Французская революция 1789 года могут служить иллюстрациями закона перехода количество в качество, но ограничиться таким заявлением – значит отказаться от познания, дело ведь в том, как конкретно преломляется и функционирует этот закон в каждом отдельном случае.

Использование диалектического метода позволяет марксистской философии решить вопрос, который является центральным для философии любой эпохи и особенно для современности. В наши дни широко распространена точа зрения философского скептицизма, согласно которой никакой единой общей для всех истины не существует, сколько людей, столько и истин. Поэтому отдать предпочтение какой-либо одной философской концепции нельзя, каждая из них по-своему истинна. Это тупиковая для философии позиция, так как в этом случае мы не сможем отличить научное утверждение от бреда сумасшедшего. Философия тут теряет свою цель, превращается в бесплодное перебирание разных мнений. Но другая крайность не меньше отпугивает и также являет собой тупик мысли. Речь о наивном догматизме, согласно которому истина уже есть, она изложена в одной из философских концепций, все остальные концепции ложны и остается лишь изобличать их ложность. К сожалениию, именно такой догматизм стал преобладать в поздней советской мыли, превращая живую философскую мысль в псевдорелигиозную примитивную схему.

Диалектика здесь занимает «золотую середину»: с одной стороны она признает наличие абсолютной истины и ее определенную доступность для человеческого разума, с другой стороны признает, что ни один из нас в отдельности и ни одна отдельная философская концепция не владеют этой абсолютной истиной полностью и всецело (хотя это и не значит, что они владеют ею в равной мере). И люди по отдельности и философские системы находятся в истории и ограничены условиями своей эпохи и общества, в котором они живут. Но они обладают относительной истиной, развивая которую можно найти рациональное зерно, момент истины абсолютной. Другого пути к абсолютной истине и нет: только через относительные истины и осознание их относительности. 

 

Лекция 4. Марксистское учение о бытии

Проблема бытия – одна из главных проблем философии, которой занимается философская наука онтология. Как уже говорилось, под бытием в философии понимается не просто все существующее, а общее свойство, начало, объединяющее все вещи универсума. В философии идеализма бытие понимается как духовное идеальное начало. Объективный идеализм помещает это духовное бытие вне природы, субъективный идеализм отождествляет его с человеческим сознанием.

Марксизм исходит из того, что ничего вне материальной природы не существует. Природа никем не создана, она является причиной самой себя, она развивается в силу присущей ей творческой силы и по своим внутренним рациональным законам. В связи с этим проблема бытия приобретает в марксистской философии, как и в любой версии материализма, вид проблемы материи.

Понятие материи фигурирует еще в произведениях Фридриха Энгельса. Основоположник марксизма пишет, что нас окружает мир материальных вещей, находящихся в пространстве и во времени и данных нам в чувственном опыте, а материя как таковая – это абстракция, существование которой возможно, так как все эти вещи обладают общим свойством – воздействовать на наши органы чувств. Неотъемлемым свойством материи, выражающим его сущность, Энгельс признает движение. Материи без движения не существует, как не существует движения без материи. Движение по Энгельсу – это не просто пространственно-временное перемещение, это - развитие. Энгельс выделяет несколько уровней материи, для каждого из которого характерен свой вид движения материи и каждый из которых изучается отдельной наукой:

1) Механический

2) физический

3) Химический

4) Биологический

5) Социальный

От этой трактовки материи отталкивается и В.И. Ленин, который в свое книге «Материализм и эмпириокритицизм» дает следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Выступая против махистов Ленин особо подчеркивал объективность материальной реальности. Также Ленин говорил о неисчерпаемости материи вглубь, при ее делении и верно предсказал делимость электрона.

Легко заметить, что и у Энгельса, и у Ленина материя тождественна окружающей нас природе. Так оно и есть, если мы подходим к материи с точки зрения ее взаимоотношения с нами, людьми, обладающими органами чувств, при помощи которых мы можем изучать эту природу. Иначе говоря, энгельсовское и ленинское определение материи отражает гносеологический подход к материи. Однако, развивая учение классиков, советские философы Ленинградской школы (В. Тугаринов, Кармин и др.) пришли к выводу, что кроме гносеологического возможен и нужен онтологический подход, в свете которого материя предстает как первосущность и первопричина чувственно данной природы, то есть как субстанция, из которой состоят все природные вещи (собственно, о необходимости видеть в природе не только явление, но и суть писал еще сам Ленин). Слово «субстанция» и означает «то, что находится под», то есть субстрат, из которого возникли вещи (как все хлебобулочные вещи возникают из теста). Однако в чистом виде эта материя-субстанция нам не дана, все что мы имеем в нашем опыте, это вещи, в которых субстанция уже каким-либо образом оформлена. Поэтому изучение материи-субстанции и является прерогативой философии, ведь философия и есть наука, которая исследует объекты вне чувственного научного опыта.

Советские марксисты ленинградской, онтологической школы, и прежде всего ее основатель Василий Петрович Тугаринов, развивая материалистическое учение о бытии, поставили также проблемы вещи и ее свойств. Материя-субстанция обладает таким фундаментальным свойством как движение, или способность к саморазвитию. Развиваясь, она порождает такую форму своего существования как вещество (наряду с другой формой, открытой физикой лишь в 19 веке - полем). Из вещества состоят вещи. Однако вещь является носительницей свойств (протяженность, масса, цвет и др.), которые с одной стороны делают возможным взаимоотношения между вещами и структуру бытия, а с другой стороны делают материю обнаружимой для человека. При этом возник вопрос: являются ли совокупности свойств самой материей или материальной вещью, или материя лишь обладает свойствами, то есть они нацеплены на нее как игрушки на новогоднюю елку. Первую точку зрения назвали атрибутивным пониманием материи вторую – субстратным. Критикуя их как два разных односторонних подхода марксистский философ Акулов отстаивал компромиссную  позицию, согласно которой материя–субстанция выражает себя в атрибутах, но к этим атрибутам не сводится.

Диалектика утверждает, что если объективно существует материальное бытие, то должно объективно существовать и бытие идеальное, чувственно необнаружимое, доступное только разуму. Действительно, отрицать существование идеального может только метафизический вульгарный материализм (как материализм просветителей 18 века, которые считали, что мышление – это вполне материальная жидкость вроде желчи, которая выделяется мозгом, но пока еще не зафиксирована наукой). Материализм диалектический не настолько наивен, чтоб путать физико-химические процессы в мозге с процессом мышления (это все равно что путать лопат



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.