Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика 3. Диагностика «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой)



Методика 3. Диагностика «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой)

Диагностическая цель: Исследование индивидуальных особенностей мышления.

Инструкция: «Этот тест предназначен для того, чтобы помочь определить предпочитаемый вами способ мышления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения.

Среди предлагаемых на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации вы получите в том случае, если будете, как можно точнее сообщать об особенностях вашего реального мышления, а не о том, как, по-вашему, следовало бы мыслить. Каждый пункт данного опросника состоит из утверждения, за которым следуют пять его возможных окончаний. Ваша задача — указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к вам. На опроснике в квадратах справа от каждого окончания проставьте номера — 5, 4, 3, 2 или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован только один раз. Каждое из пяти окончаний в группе должно получить номер.

Пример. Когда я читаю книгу по специальности, я обращаю внимание главным образом на:

1) качество изложения, стиль;

2) основные идеи книги;

3) композицию и оформление книги;

4) логику и аргументацию автора;

5) выводы, которые можно сделать из книги.

Если вы уверены, что поняли приведенную инструкцию, продолжайте работать дальше.

Стимульный материал

Текст опросника

А

Когда между людьми имеет, место конфликт на почве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая:

1) устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто;

2) лучше всех выражает затрагиваемые ценности и идеалы;

3) лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт;

4) подходит к ситуации наиболее логично и последовательно;

5) излагает аргументы наиболее кратко и убедительно.

Б

Когда я начинаю работать над проектом в составе группы, самое важное для меня:

1) понять цели и значение этого проекта-

2) раскрыть цели и ценности участников рабочей группы;

3) определить, как мы собираемся разрабатывать данный проект;

4) понять, какую выгоду этот проект может принести для нашей группы;

5) чтобы работа над проектом была организована и сдвинулась с места.

В

Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, когда могу:

1) связывать их с текущими или будущими занятиями;

2) применять их к конкретным ситуациям

3) сосредоточиться на них и тщательно их проанализировать;

4) понять, насколько они сходны с привычными идеями;

5) противопоставить их с другими идеями.

Г

Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или статьях обычно:

1) полезнее текста, если они точны;

2) полезны, если они ясно показывают важные факты;

3) полезны, если они поднимают вопросы по тексту;

4) полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом;

5) не более и не менее полезны, чем другие материалы.

Д

Если бы мне предложили провести какое-то исследование, я, вероятно, начал бы с...

1) попытки определить его место в более широком контексте;

2) определения того, смогу ли я выполнить его в одиночку или мне потребуется помощь;

3) размышлений и предложений о возможных результатах;

4) решения о том, следует ли вообще проводить это исследование;

5) попытки сформулировать проблему как можно полнее и точнее.

Е

Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организаций информацию, касающуюся ее насущных проблем, я предпочел бы:

1) встретиться с ними индивидуально и задать каждому конкретные вопросы;

2) провести общее собрание и попросить их высказать свои мнения;

3) опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы;

4) встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды;

5) попросить членов организации предоставить мне (желательно в письменной форме) нею относящуюся к делу информацию, которой они располагают.

Ж

Вероятно, я буду считать что-то правильным, истинным, если это «что-то»:

1) выстояло против оппозиций, выдержало сопротивление противоположных подходов;

2) согласуется с другими вещами, которым я верю;

3) было подтверждено на практике;

4) поддается логическому и научному доказательству;

5) можно проверить лично на доступных наблюдению фактах.

Когда я на досуге читаю журнальную статью, она будет скорее всего:

1) о том, как кому-то удалось решить личную или социальную проблему;

2) посвящена дискуссионному или социальному вопросу;

3) сообщением о научном или историческом исследовании;

4) об интересном, забавном человеке или событии;

5) точном, без доли вымысла, сообщении о чьем-то интересном жизненном опыте.

И

Когда я читаю отчет о работе, я обращаю внимание на...

1) близость выводов к моему личному опыту;

2) возможность выполнения данных рекомендаций;

3) надежность и обоснованность результатов фактическими данными;

4) понимание автором целей и задач работы;

5) интерпретацию данных.

К

Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать, — это:

1) каков наилучший метод для решения этой задачи;

2) кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена;

3) почему эту задачу стоит решить;

4) какое влияние решение может иметь на другие задачи, которые приходится решать;

5) какова прямая, немедленная выгода от решения данной задачи.

Л

Обычно я узнаю максимум о том, как следует делать что-то новое, благодаря тому что:

1) уясняю для себя, как это связано с чем-то другим, что мне хорошо знакомо;

2) принимаюсь за дело как можно раньше;

3) выслушиваю различные точки зрения по поводу того, как это сделать;

4) есть кто-то, кто показывает мне, как это сделать;

5) тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом.

М

Если бы мне пришлось проходить испытания или сдавать экзамен, я предпочел бы:

1) набор объективных, проблемно-ориентированных вопросов по предмету;

2) дискуссию с теми, кто также проходит испытания;

3) устное изложение и показ того, что я знаю;

4) сообщение в свободной форме о том, как я применил то, чему научился.

5) письменный отчет, охватывающий историю вопроса, теорию и метод.

 

Н

Люди, особые качества которых я уважаю больше всего, — это, вероятно, ...

1) выдающиеся философы и учение;

2) писатели и учителя;

3) лидеры политических и деловых кругов;

4) экономисты и инженеры;

5) фермеры и журналисты.

 

О

Вообще говоря, я нахожу теорию полезной, если она...

1) кажется родственной тем другим теориям и идеям, которые я уже усвоил;

2) объясняет вещи новым для меня образом;

3) способна систематически объяснить множество, связанных ситуаций;

4) служит прояснению моего личного опыта и наблюдений;

5) имеет конкретное практическое приложение.

П

Когда я читаю книгу (статью), выходящую за рамки моей непосредственной деятельности, я делаю это главным образом из-за...

1) заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний;

2) указания со стороны уважаемого мной человека на возможную ее полезность;

3) желания расширить свою общую эрудицию;

4) желания выйти за пределы собственной деятельности для разнообразия;

5) стремления узнать больше об определенном предмете.

Р

Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу, то предпочитаю, чтобы в ней:

1) показывались преимущества для меня, в зависимости от выбираемой точки зрения;

2) излагались все факты в ходе дискуссии;

3) логично и последовательно обрисовывались затрагиваемые спорные вопросы;

4) определялись ценности, которые использует автор;

5) ярко освещались обе стороны спорного вопроса и сущность конфликта.

С

Когда я впервые подхожу к какой-то технической проблеме, я скорее всего буду:

1) пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией;

2) искать пути и способы решить эту проблему;

3) обдумывать альтернативные способы ее решения;

4) искать способы, которыми другие, возможно, уже решили эту проблему;

5) пытаться найти самую лучшую процедуру для ее решения.

Т

Вообще говоря, я более всего склонен к тому, чтобы:

1) находить уже существующие методы, которые работают, и использовать их как можно лучше;

2) ломать голову над тем, как разнородные методы могли бы работать вместе;

3) открывать новые и более совершенные методы;

4) находить способы заставить существующие методы работать лучше и по-новому;

5) разбираться в том, как и почему существующие методы должны работать.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.