Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Планшет лейтенанта



 

 

 

Планшет лейтенанта

/реконструкция событий 4 сентября 1942 года/

 

Остатки сводного отряда после короткого боя на высоте были отброшены в болото. Хотя ещё не было недостатка в патронах и гранатах, но число бойцов уже было явно недостаточным, чтобы противостоять боевым группам егерей, поддерживаемых тяжёлой артиллерией и минометами. Моховой ковер клюквенного болота, куда они отступили, имел и преимущества и недостатки. Преимуществом было то, что среди чахлых сосенок любое движение противника просматривалось за 50-80 метров, не позволяя пехоте атаковать внезапно. Недостаток вытекал из достоинства, ибо для любого наблюдателя группа была, как на ладони.


Пулемётчики установили свои Максимы за выворотнями моховых кочек и приготовились. Их трясло от сырости: день был ясным, но прохладным. Лейтенант Снопков залёг в небольшой лощине между сосновым островком и росчистью. Его слух, обострившийся за последнюю неделю, уловил в общей какофонии битвы, момент, заставивший его похолодеть. Сзади слева слышалась стрекотня немецких автоматов, прерываемая резкими, короткими очередями машиненгеверов и глухими хлопками мин. "Нас окружают, - перебежав под упавшую сосну, сказал политруку Макарову[1], - Что делать будем?"
"Выдвини своих пулемётчиков для прикрытия сзади. Если пойдут - встречай. Разведка то не вернулась…".


Далеко позади, через болото, скользя между редких сосенок, двигался патруль первой роты 49 егерского полка под командованием оберфельдфебеля Баумгартнера[2]. Дивизия начала окружение и уничтожение прорвавшихся русских, но бой в лесисто-болотистой местности после крымских гор был весьма сложным. Танки могли поддерживать пехоту только на магистральных дорогах, а видимость в лесу не превышала 10-20 метров. Поэтому наличие в патруле радиогруппы было жизненно необходимой потребностью. Находясь на связи со штабом, радисты могли запросить артиллерийскую поддержку войскам, постоянно натыкавшимся на узлы сопротивления. Без этого бои с хорошо замаскированным и окопавшимся противником приводили к тяжёлым потерям.


С другой стороны болота двигались части 5-й егерской, замыкая кольцо окружения. Именно их и увидел лейтенант. Махнув рукой в их сторону, он отдал короткий приказ - дружно ударили пулеметы. Зеленые фигурки упали на мох, спасаясь от огня и группа пошла на прорыв направо, где было ещё тихо, казалось ещё немного и они проскочит смыкающиеся клещи окружения...


Оберфельдфебель заметил группу русских справа от патруля, залегшего неподалеку от болотной высоты, отбитой у русских день назад. Радист уже вызывал огонь батарей поддержки в этот квадрат.
Лейтенант Снопков услышал нарастающий вой, переходящий в шипение. "Крупнокалиберные, черт", -подумал он и отдал приказ бежать на север, выходя из зоны огня. Успев пробежать всего 20 метров, услышал падающий на него звук и ощутил страшный удар сжатого воздуха, швырнувший его в болото... Он ещё успел увидеть озаренные белым светом сосны и провалился в небытие, и уже не видел как один за другим гибнут под непрерывным огнем тяжёлых орудий его однополчане, не видел, как завалился в мох Макаров, сраженный веером осколков, как вспухло болото шаром черного огня, разорвав и разбросав пулемётчиков... Группа гибла безответно, так и не сумев дотянуться до невидимого врага...
Среди развороченного мха дымились, остывая, огромные воронки. Вокруг лежали трупы, по двое, по трое, изломанные и исковерканные взрывами, безголовые, с оторванными руками и ногами… Стонали раненые, сначала громко, потом теряя сознание и забываясь. На болото, наконец, опустилась тишина, в тумане горькой толовой гари...


Они пришли на следующий день, обходя поле недавнего боя. Восковые фигуры русских лежали среди воронок и вывернутых пней, поверх расщепленных сосен. Баумгартнер, перешагивая через поваленный ствол, увидел своего ровесника, лежавшего навзничь рядом с воронкой. Автомат, выпавший из рук, валялся рядом, а глаза ещё целились в небо... Поискав у убитого документы и выбросив в мох патроны и гранаты из карманов, он наткнулся на планшет, съехавший набок. Увидев там письма, он отодвинул его и тут наткнулся на чёрную капсулу. Он уже знал, что это такое, как и то, что разведотдел дивизии собирает данные по этим запискам, заменяющим русским смертные жетоны. Положив бакелитовый медальон в сухарную сумку, Баумгартнер услышал возглас слева: "Мы нашли комиссара, герр оберфельдфебель"! Он вздохнул и пошел на зов.


Спустя 70 с лишним лет я восстановил картину этого боя по крупицам, которые были почти неосязаемы. Кратеры воронок затянулись и стали почти не видны, по их краям буйно росла клюква, которую я так любил собирать осенью. Но однажды я решил проверить, почему этот клочок болота нашпигован смертельным металлом.
Болото почти сожрало останки воинов за прошедшее время, оставив им только шинельное сукно и кожу амуниции. Но бумаги в планшете сохранились именно из-за влажной среды, дав шанс узнать имя того, кто 78 лет лежал под моховым ковром. Разгребая руками болотный ковер, под которым лежал лейтенант, я вспомнил строки из "Речей Сигрдривы": «Мертвецов хорони, в волнах утонувших, от болезни умерших и павших в бою. Омой ему лицо, причеши ему волосы, в гроб положи, спокойного сна пожелай умершему». Валькирия была права. Теперь его имя известно не только ей.

 

 

А. Иванчик

Поисковый отряд «Стерх»

Санкт-Петербург, 5 февраля 2021 года

 


[1] Младший политрук Н.Ф. Макаров был найден автором очерка неподалеку в 2018 году.

[2] Немецкие фамилии могут не соответствовать описываемым событиям этого дня.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.