Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Переключение внимания



5. Переключение внимания

 

è Представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую.

è Характеристикой переключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому.

 

Методика: Сложение чисел с переключением.
Цель: выявление и оценка переключения внимания старшеклассников.
Материал: бумага, ручка, секундомер.

Инструкция испытуемым: «В тренировочном задании по сигналу экспериментатора испытуемые должны с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных друг под другом двумя чередующимися способами. Работая по первому способу, Вы должны, сложив два числа, написанных друг под другом, единицы суммы писать рядом с верхним числом, а верхнее из двух предыдущих слагаемых снести вниз. Например:

3     8
5     3 и так далее. Работа в течение 2 минут. По второму способу сумму сложенных чисел записывают рядом с нижним числом, а нижнее из предыдущих слагаемых переносят вверх. Например: 3 5 5 8 и так далее. Работа вторым способом – 2 минуты.
В зачетной серии (10 минут) способы работы меняются через каждую минуту. Вы должны запомнить правила работы по каждому из способов и не допускать путаницы при их применении. Кроме того, Вы должны запомнить и применять правила, касающиеся как первого, так и второго способа работы: 1) если сумма двух слагаемых больше 10, то цифра, обозначающая десятки отбрасывается, а записываются только единицы полученного числа; 2) при переходе на новую строчку переписывать последнюю пару слагаемых нельзя, нужно писать следующую, новую пару слагаемых; 3) при переходе на новый способ работы также нельзя переписывать последнюю пару слагаемых, записывать числа нужно по правилам данного способа работы. При переходе от одного способа сложения к другому дается команда «Черта! Второй способ!» Вы должны поставить в строчке вертикальную черту и продолжить работу по второму способу. Аналогично, по команде «Черта! Первый способ!» Вы ставите вертикальную черту и переходите к первому способу. Так будет продолжаться несколько раз. Работать нужно как можно быстрее, без ошибок. Если возникает затруднение, постарайтесь проверить себя, найти ошибку и продолжать работу. Напишите вверху 7, а внизу 8. Первый способ! Начали работу! Экспериментатор включает секундомер и в конце первой минуты говорит: «Черта! Второй способ!». Важно при этом не перепутать команды. Поэтому удобно на листе бумаги написать 1-2-1-2 и т. д. и в начале каждой минуты зачеркивать одну из цифр, соответствующую способу выполнения. В конце десятой минуты дается последняя команда: «Черта, работа окончена». Во время работы необходимо следить за испытуемыми, если у кого-то из них появится ряд типа:
5 0  5
0 5  0 надо немедленно дать ему два любых однозначных числа, одно из которых нечетное. В качестве исходных пар чисел для выполнения основного задания рекомендуют 8 и 7; 9 и 2; 3 и 2; 9 и 5; 5 и 3; 5 и 8; 9 и 9; 6 и 9; 9 и 4, которые при отсутствии ошибок дают повторение ряда через 60 сложений. Для облегчения обработки целесообразнее всегда давать одни и те же числа.

Обработка результатов. Проверку можно облегчить, если учитывать следующую закономерность: сумма двух рядом стоящих цифр в горизонтальном ряду равна третьему числу, стоящему после них. Эта закономерность проявляется вплоть до вертикальной черты, обозначающей переход на новый способ работы. После черты подсчет слагаемых начинается сначала. После подсчета количество сложений и ошибок в процессе выполнения испытуемым задания, вычисляется средняя скорость работы испытуемого. Встречаются два вида ошибок – ошибки переключения внимания и ошибки в сложении. К первому классу относятся: непроизвольное продолжение работы по первому способу, несмотря на сигнал о его отмене, самостоятельное (без команды) переключение на другой способ работы, многократное смешение способов, искажение способа. Последнее проявляется так: запись суммы слагаемых не на том месте, которое указано в инструкции; перенос из предыдущей пары не того слагаемого, которое указано в инструкции; запись переносимого из предыдущей пары слагаемого не на том месте, которое указано в инструкции. Подсчитывается все количество ошибок на переключение и количество групп операций, в которых нет ошибок на переключение. Одна группа – это совокупность операций, выполненных за 1 мин работы одним из способов. Вторая разновидность ошибок имеет место при неправильном сложении чисел или подстановке случайных чисел вместо требуемых. Бывает, когда одну и ту же ошибку испытуемый допускает постоянно, например, сумма 5 и 6 воспроизводится как 13. Ошибка, допускаемая несколько раз засчитывается как одна. Кроме того, подсчитывается скорость работы. Среднее количество операций, выполненных за минуту в условиях переключения, показывает производительность испытуемого в условиях частого переключения с одного вида работы на другой. Обозначается Е. Показатель Е свидетельствует также о подвижности психических процессов. Получив в процессе обработки материала данные о скорости и производительности работы испытуемых, а также данные о ее качестве, мы можем определить следующие показатели переключения внимания испытуемых: а) степень переключаемости внимания; б) быстрота протекания психических процессов; в) уровень проявления устойчивости переключения внимания. Рассмотрим способы выведения каждого из показателей и соответствующие шкалы оценок. а) Степень переключаемости внимания устанавливается в том случае, когда нужно выяснить, как влияет на скорость работы испытуемого необходимость часто переключать внимание. Степень переключаемости определяется отношением: К= е/Е. Е рассчитывается посредством деления общего количества операций в зачетном задании эксперимента на 10 (задание выполняется 10 мин); е рассчитывается делением общего количества операций в тренировочных сериях на 4 (так как тренировка длится 4 мин). Вычисленный таким образом показатель степени переключаемости внимания испытуемого сопоставляется с оценками (Q) шкалы, по которой устанавливается уровень проявления данного свойства. Чем ниже показатель степени переключаемости, тем ниже производительность работы испытуемого в условиях частого переключения внимания. Интервал показателей шкалы оценок –1,33…1,01 свидетельствует о том, что у некоторых испытуемых производительность работы в условиях переключения (Е) выше, чем производительность работы без переключения (е).

У этих испытуемых по данной шкале очень высокая степень переключаемости внимания. В трех остальных разделах шкалы отношение е/Е равно единице или ниже единицы и указывает на высокую, среднюю или низкую степень переключаемости внимания испытуемого. б) О быстроте протекания психических процессов свидетельствует ее показатель Е. На основании статистической обработки данных выведена соответствующая шкала оценок. При количестве операций от 17,9 до 14,8 отмечается высокий уровень развития указанного свойства, при 14,7…11,7 сложениях в минуту – средний уровень, при 11,6 и менее – констатируется низкий уровень производительности работы и подвижности психических процессов испытуемого (табл. 21). в) Уровень проявления устойчивости переключения внимания – это оценка, представляющая собой интегративный показатель переключения внимания, который учитывает и соединяет в себе и скорость, и качество работы в условиях частого переключения. Уровень проявления устойчивости переключения внимания испытуемого рассчитывается по формуле

где К – коэффициент уровня проявления устойчивости переключения внимания, Е – величина, характеризующая производительность работы в условиях переключения внимания; Мос – среднеарифметическое число ошибок сложения за 1 мин (общее количество этих ошибок, деленное на 10); Non – количество групп операций, в которых допущены ошибки переключения.

Вывод:

 

 

В данной шкале оценок, как и в предыдущей, каждый из уровней развития включает в себя три подразделения, соответствующие верхнему, среднему и нижнему диапазону оценки. Поэтому данную четырехбалльную шкалу можно использовать как двенадцатибалльную при необходимости более детального дифференцирования оценок.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.