Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сказка о рифме



 

 

Сказка о рифме

 

Здравствуй, мой дорогой друг! Я узнала, что ты хочешь стать поэтом. Это очень интересный выбор. И ты обязательно станешь им. Но прежде тебе нужно узнать о некоторых особенностях этого занятия. Конечно, говоря о поэзии, ты уже неоднократно слышал слово «рифма» и знаешь, что она используется почти во всех стихотворениях. А совсем недавно, будучи в малышовом возрасте, ты и сам придумывал банальные рифмы, типа: палка — балка или Светка — конфетка. Сегодня же ты должен знать, что от твоей рифмы зависит многое, в том числе и успех твоего произведения. Читая эту книжку, ты узнаешь, что такое рифма, откуда она появилась и какой вообще бывает. А ещё тебя ждут очень увлекательные задания. Ну как? Ты готов? Тогда открывай первую главу.

 

Глава 1. Как появилась рифма?

 

Чтобы сразу не погружать тебя в научную терминологию, я решила начать с истории, которая поможет тебе понять самые простые истины. Моя сказка, возможно, и начинается как многие другие фольклорные произведения, но её тема, основная мысль и сюжет вовсе не связаны с народными сказками. У моей сказки другая цель. Поэтому, читай её внимательно и постарайся ничего не упустить.

 

Итак. Давным-давно в Древней Греции в одной семье уважаемых людей наконец-то  родился долгожданный мальчик. И родители решили в честь его рождения устроить пир на весь мир. Боги Олимпа тоже приняли приглашение и отправили к нему девять муз. Все музы пришли со своими дарами. Одна наделила его правильностью, другая — неторопливостью, третья — размеренностью, четвёртая — упорядоченностью, пятая — равномерностью, шестая — плавностью, седьмая — чувством ритма, восьмая — умением красиво говорить, а девятая подарила ему имя — Рифмус.

 

Рос Рифмус спокойным, тихим и добрым мальчиком. Нельзя было пожаловаться на него родителям. Да и сами родители нарадоваться на него не могли, потому что не было в мире ещё такого ребёнка, как он.

 

«Чем он отличался от других детей?» — спросишь ты. И я тебе скажу, что особенность мальчика заключалась в его речи. Как только он научился говорить, сразу же размеренная, упорядоченная и ритмичная речь потекла из его уст. Она была настолько красива, что люди были, в буквальном смысле, околдованы ею. Об этом стали слагать легенды, и речь мальчика назвали в его честь — рифмой. Вот откуда и появилось это слово, мой юный друг.

 

А хочешь ли ты узнать, как говорил Рифмус? Тогда читай вторую главу.

 

Глава 2. Что же такое рифма?

 

О речи этого чудесного мальчика стало известно во всём мире. Многие учёные стали изучать рифму. И даже в умных толковых словарях появилось значение этого слова.

 

Кстати, одну маленькую выдержку из толкового словаря ты можешь прочитать прямо сейчас:

 

«Рифма — это созвучие в окончаниях двух или нескольких слов».

 

А если сказать совсем по-простому, то рифма — это когда два слова одинаково заканчиваются. Эти слова могут находиться как рядом друг с другом, так и могут стоять в конце разных строк.

 

Теперь ты примерно понимаешь, в чём же особенность речи Рифмуса. Он говорил как настоящий поэт. Например, говоря слово пир, он подыскивал к нему слово, которое заканчивалась на -ир, и получалось: пир — мир. Хотя рифмой к этому слову могут быть и другие слова: мундир, турнир и даже пломбир.

 

А к слову красота он подбирал такие слова, как теплота, доброта.

 

Попробуй и ты придумать рифмы к этим словам. А можно придумать и целые фразы. Например:

 

Вокруг меня такая красота,

В душе моей родилась доброта.

 

Или, помнишь текст пушкинской «Сказки о царе Салтане», в которой говорит одна девица:

 

То на весь крещеный МИР.

Приготовила б я ПИР».

 

Вот так же хорошо получалось и у Рифмуса. Людям нравилось то, что делал Рифмус, и они стали просить его, чтобы он подобрал рифмы и для них. Так появились разные типы рифм, которые отличались друг от друга.

 

Ты хочешь узнать, как назывались эти рифмы? Тогда читай третью главу.

 

Глава 3. Какими бывают рифмы?

 

К Рифмусу приходили разные люди: женщины и мужчины, бедные и богатые, в том числе и те, которые имели особые предпочтения. И Рифмус никому не отказывал. Каждому он дарил рифмы. Так появились разные типы рифм, которые до сих пор известны всем любителям поэзии. Итак, запоминай, мой друг.

 

Мужчинам он предлагал мужскую рифму. В ней ударение стоит на последнем слоге рифмующих слов. Например:

 

нет — лет или долОй — молодОй.

 

Женщины получили женскую рифму, в которой ударение падает на второй слог с конца. Например:

 

злАто — богАто или дорОга — мнОго.

 

Группе из трёх человек Рифмус предложил дактилическую рифму, где ударение находится на третьем слоге от конца строки. Например:

 

зЕркало — ковЕркало или напОмнила — испОлнила.

 

Ну, а компании друзей, где больше трёх приятелей, гипердактилическую рифму. Напомню тебе, что приставка «гипер» тоже пришла из Греции и обозначает она превышение нормы. Гипердактилическая рифма может встречаться только в словах, в которых больше трёх слогов. Ударение в них может падать на четвёртый, пятый, шестой или другие слоги с конца слова.

 

Так как таких компаний было немного, то и эта рифма используется реже остальных. Увидеть ты её можешь в следующих парах слов:

 

протЯгиваются — притрАгиваются или почЁсывает — приЁчесывает.

 

Все эти типы рифм, придуманные Рифмусом, используются до сих пор. Посмотри, как применил их

С.Михалков в своих стихотворениях для детей.

 

В одном переулке
Стояли домА.
В одном из домов
Жил упрямый ФомА.

Ни дома, ни в школе,
Нигде, никомУ —
Не верил
Упрямый Фома
НичемУ.

(Из стихотворения С.Михалкова «Фома»)

 

Какая здесь используется рифма? Правильно, мужская. А вот ещё один отрывок.

 

Что стряслось у тёти ВАли?

— У неё очки пропАли!

Ищет бедная старУшка

За подушкой, под подУшкой,

С головою залезАла

Под матрац, под одеЯло.

(Из стихотворения С.Михалкова «Где очки?»)

 

Какой ты внимательный! Правильно, здесь используется женская рифма. А в этих строках?

 

Ходят по морю корАблики
Без машин и без кают,
И никем не управлЯются,
И к земле не пристают.

(Из стихотворения С.Михалкова «Кораблики»)

 

Она была замЕчена,

Была окружена...

И только поздно вЕчером

Пришла в себя она.

(Из стихотворения С.Михалкова «Событие»)

 

Конечно, дактилическая рифма. Молодец!

 

А теперь давай придумаем фразу с гипердактилической рифмой. За основу возьмём пару:

 

причёсывает — почёсывает.

 

Кто же у нас может почёсывать и причёсывать? Конечно же, добрая бабушка. И у нас с тобой получилась такая фраза:

 

Только бабушка за ушком почЁсывает

И лохматые кудри на лбу причЁсывает.

 

Теперь ты знаешь, как называются рифмы, отличающиеся различным местоположением ударения.

 

«И это всё?» — спросишь ты. Конечно, нет. Сказка продолжается. И я предлагаю тебе прочитать следующую главу.

 

Глава 4. Какими ещё бывают рифмы?

 

Люди, заказывавшие у Рифмуса рифмы, были разные, кто-то приходил вовремя, а кто-то постоянно опаздывал. Так появились у мальчика точные и неточные рифмы. Эти рифмы не зависят от постановки ударения, как предыдущие. Они различаются по фонетическому созвучию, то есть точному или неточному повторению звуков рифмующих слов.

 

В точных рифмах звуки совпадают стопроцентно и ничем на слуху не выделяются. Например:

 

летУЧИЙ — могУЧИЙ, вСТАЛ — уСТАЛ.

 

В неточной же рифме фонетическое созвучие лишь частично. Посмотри на эти пары слов:

 

колодца — клянётся, лебеди — лепите, спится — спицы.

 

Надо сказать, что неточных рифм несравненно больше, чем точных. И умеющий употреблять их получает возможность рифмовать практически любое слово, причём, многократно. Теперь ты можешь себе представить, каким умным был Рифмус.

 

Но на этом Рифмус не остановился. Для богатых он придумал богатую рифму, в которой совпадает опорный согласный звук:

 

тумаН — обмаН, цветоК — лепестоК.

 

Для бедных — бедную рифму, в которой согласуются лишь гласные звуки, которые ещё и обязательно ударные. Например:

 

зовУ — идУ, вблизИ — землИ.

 

Ты скажешь, что это мало похоже на рифму, однако, она здесь тоже есть.

 

Для иностранцев Рифмус придумал рифмы, отличающиеся по языковой принадлежности.

 

Для тех, кто любил, чтобы слово заканчивалось на гласный звук, Рифмус придумал открытую рифму, а для тех, кому нравилось, когда слово заканчивалось согласным звуком, — закрытую.

 

А ещё были так называемые начальные рифмы, в этом случае рифмуются не последние слова в строке, а первые. Были и внутренние рифмы, которые использовались в середине строк, особенно, если слова были длинными. Согласись, что эти рифмы необычные.

 

А сколько ещё появилось рифм?! Ты даже не представляешь себе, какое огромное количество рифм есть в поэтическом мире. Достаточно сказать, что в одном только словаре В.В.Онуфриева насчитывается около двухсот разновидностей рифм, большая часть из которых являются, на его взгляд, самыми интересными.

 

А чтобы узнать, какие рифмы удивили лично меня, тебе нужно прочитать следующую главу. Там же тебя опять ждут увлекательные задания.

 

Глава5. Самые интересные рифмы

 

Я уже говорила, что рифм очень много, и все они отличаются друг от друга. Мы с тобой уже подробно рассмотрели рифмы, различающиеся расположением ударения и фонетической точностью повторения звуков. А теперь давай обратим внимание на рифмы, которые отличаются друг от друга частеречной принадлежностью. Или, говоря простым языком, посмотрим на то, какими частями речи являются рифмующие слова. Надеюсь, что ты отлично разбираешься в частях речи и легко поймёшь, о чём я сейчас говорю.

 

Итак, есть так называемые однородные рифмы. Как ты думаешь, какими частями речи будут рифмующие слова? Правильно, одинаковыми, т.е. оба слова являются представителями одной и той же части речи. Например: оба слова — имена существительные (дома — Рома) или местоимения (меня — тебя), или глаголы (пришёл — нашёл). Кстати, последние создают очень своеобразные рифмы, их даже выделили в особую группу, которую назвали глагольными рифмами.

 

Но есть варианты рифм, где части речи не совпадают: глагол может сочетаться с существительным, прилагательное с наречием или существительное с местоимением (цветы — ты). Такие рифмы называются разнородными. Нужно сказать, что подобных сочетаний можно изобрести много. И ты обязательно попробуй.

 

И ещё один тип рифм, связанный с частеречной принадлежностью рифмующих слов, — это составная рифма. В ней используются служебные части речи, чаще всего, союзы и частицы. Вот пример такой рифмы:

 

позвони-ка — Анжелика.

 

Предлагаю тебе потренироваться. Попробуй определить, какой тип рифм используется в этих примерах.

 

Принцесса была прекрасная.

Погода была ужасная.

(Однородная рифма.)

 

Что ж ты сделала

Берёза белая?

(Разнородная рифма.)

 

Идёт дождь. Капают капли.

Вот и осень пришла. Не так ли?

(Составная рифма.)

 

Мне хочется петь,

Душою гореть.

(Однородная глагольная рифма.)

 

Не закрою для тебя окна,

Буду ждать тебя я допоздна.

(Разнородная рифма.)

 

Молодец! Ты опять справился с заданием. А теперь идём дальше.

 

Глава 6. Ещё одни интересные рифмы

 

В этой главе я тебе расскажу о рифмах, различающихся по лексическим признакам. Их четыре вида, они несложные, поэтому ты легко можешь их запомнить, а потом и использовать, создавая своё поэтическое произведение.

 

Тавтологическая рифма (от слова «тавтология»). Здесь опять пригодятся твои знания по русскому языку. Тавтология — в переводе с греческого языка обозначает «то же самое», то есть повтор. В этой рифме, собственно говоря, полностью повторяется всё слово.

 

Пример тавтологической рифмы:

 

На картине — это я,
И на фото тоже я.

 

Омонимическая рифма (от слова «омонимы»), где рифмующиеся слова, как омонимы, совпадают и по звучания, и по написанию. При этом слова имеют различные значения. Пример омонимической рифмы:

 

Вижу, бьёт в овраге ключ.
Уронил я в воду ключ.

 

Каламбурная рифма очень похожа на омонимичную, но отличие всё же есть. Эта рифма строится на созвучии слова со сходным сочетанием нескольких слов. Пример каламбурной рифмы:

 

Не дойти никак до сада.

Вот такая вот досада!

 

И ещё один вид — это паронимическая рифма (от слова «паронимы»). Возможно, я забегу вперёд твоего учителя и расскажу тебе, что такое паронимы. Зато у тебя есть возможность блеснуть своими знаниями перед одноклассниками. Так что, запоминай!

 

Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся частично или полностью значением. В нашем языке очень много паронимов. Например: одеть (кого-то) — надеть (что-то) или абонемент (пропуск) — абонент (одушевлённое лицо).

 

Паронимическая рифма построена на этом же правиле. Это сочетание слов, сходных по звучанию лишь частично, но различных по значению. Пример паронимической рифмы:

 

Под печатью стоит подпись.

На тарелке видна роспись.

 

Итак, в этих рифмах ты разобрался. А теперь попробуй использовать свои знания и придумать новые фразы.

 

Глава 7. Подведём итоги?

 

«Наконец-то последняя глава!» — скажешь ты, надеясь на то, что, дочитав всё написанное мною, ты станешь поэтом.

 

Я, к сожалению, вынуждена тебя огорчить.

 

Конечно, ты уже знаешь, что такое рифма, откуда она появилась и какой она бывает. Ты легко можешь отличить женскую рифму от мужской, точную от неточной. А в определении рифм по частеречной принадлежности и лексическим признакам тебе нет равных. Наверняка, придя в школу, своими знаниями и умениями  ты удивишь не только своих одноклассников, но и учителей.

 

Но этого мало, мой друг. Тебе предстоит ещё многое узнать и многому научиться. Ты ещё не знаком с другими типами рифм, с видами рифмовки, не знаешь, какие стихи называются белыми и что такое хокку. А ещё тебе надо почаще читать не только прозаические, но и поэтические произведения, особенно, написанные известными всему миру поэтами. Они станут для тебя хорошими учителями.

 

И когда-нибудь, научившись использовать все полученные тобой знания и умения, ты обязательно подаришь миру своё поэтическое произведение, которое, без всякого сомнений, можно будет назвать шедевром мировой литературы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.