Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Познавательный маршрут



Познавательный маршрут

«История Сталинградской битвы в топонимах Ольховского района Волгоградской области».

-Мы приглашаем Вас совершить виртуальную экскурсию в историю по героическим местам нашей малой Родины:

г. Волгоград, Волгоградская область Один из главных топонимов, тесно связанный со Сталинградской битвой, о котором нельзя не сказать– г. Волгоград – г. Сталинград – г. Царицын Из истории…. В 1925 году Царицын первый раз был переименован в честь Сталинав Сталинград. Во время Гражданской войны Сталин был председателем Военного совета Северо-Кавказского военного округа. Он руководил обороной Царицына от Донской армии атамана Краснова. Город Сталинград, который стал всемирно известен во время Сталинградской битвы. Образовано от слов Сталин и град — город, присвоение топонима в 1925 году связано с участием Иосифа Сталина в обороне Царицына. Термин стал символизировать собой готовность стоять до конца, защищая последние рубежи, а также разрушения, понесённые в ходе боевых действий. В 1961 году город был второй раз переименован. Из Сталинграда он превратился в Волгоград. Это произошло как раз во время развенчания «культа личности Сталина». Советские руководители после смерти Сталина намеревались заменить многочисленные топония, напоминавшие о прежнем верховном руководителе государства. Известно, что главным инициатором кампании десталинизации стал генсек Никита Хрущев. Стоит отметить, что помимо Волгограда, в ноябре 1961-го ушло имя Сталина из имен столицы Таджикской ССР — Сталинабада, которому вернули историческое название Душанбе, а также для Сталино, которое стало Донецком.Однако Волгоград не отказался от своего прошлого: и сегодня несколько раз в году его называют Сталинградом — В День Победы, 2 Февраля, 22 июня, 23 августа, 2 сентября — день завершения Второй мировой и 19 ноября — день начала контрнаступления под Сталинградом[1].
Улица имени Михаила Чембарова, улица имени  Николая Сарафанова, г. Волгоград, Волгоградская область Герои-земляки, в честь которых дали названия улицам города Волгограда. 8 улиц нашего города носят имена героических защитников - бойцов 10-й дивизии войск НКВД. Это улицы имени Михаила Чембарова, земляка из села Рыбинка Ольховского района (пр.2,3), Петра Круглова, Александра Беляева, Алексея Ващенко и Николая Сарафанова, земляка из села Гусевка Ольховского района (пр.5) в Советском районе, улица имени Михаила Балонина в Центральном районе, улица имени Афанасия Карпова в Тракторозаводском, улица имени Ивана Щербины в Дзержинском районе. Из истории …. Большую роль в оборонительных боях и разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом сыграли советские чекисты. Работники территориальных органов государственной безопасности, военные контрразведчики, личный состав частей и подразделений войск НКВД самоотверженно выполняли свой служебный и воинский долг, показывая образцы отваги, смелости, верности своей Отчизне. Воины-чекисты 10-й дивизии НКВД одними из первых встретили врага в августе – сентябре 1942 г. На одном из участков боев в районе Дар-горы (Советский район города Волгограда) 17-го сентября из оборонявшегося подразделения 270-го полка осталось в живых только четверо. За день боя у каждого на счету были десятки уничтоженных фрицев. Фашисты бросали листовки с угрозами: «Чекистов в плен не берем. Расстреливаем на месте»[2]. Под командованием младшего лейтенанта П. Круглова, уроженца Горного Алтая, продолжали держать оборону сержант Александр Беляев из Вологодской области, красноармейцы Михаил Чембаров и Николай Сарафанов из Ольховского района Сталинградской области. Потеряв в этом бою до десятка танков, фашисты повернули назад. Сталь покорилась человеческому бесстрашию... П.Круглов, Н.Сарафанов, А.Беляев, М.Чембаров за этот бой были награждены орденами Отечественной войны 1-й степени[3]. В память о доблестной дивизии в Волгограде на площади Чекистов возведен памятник (пр.1). В 1954 г. решением исполкома Горсовета No 20/508 от 25.08. 1954 г. было принято решение о переименовании улиц в честь героев[4]. Так в Советском районе города Волгограда появились улицы Петра Круглова, Александра Беляева, Михаила Чембарова, улица и переулок имени Николая Сарафанова. На указанных улицах были установлены мраморные мемориальные доски с кратким биографическим текстом о героях (пр.2,5,7). В честь героев доблестной 10-дивизии НКВД сочиняли песни. Одну из них написали поэт Лев Ошанин и композитор Валентин Кручинин: Когда к Сталинграду прорвались враги, Погибелью нам угрожая, У города славы сомкнула штыки Дивизия наша родная. Сказали себе я: «Ни шагу назад!» Я клятву священную дали. И всюду, где был наш бесстрашный солдат, Пощады враги не видали. Вот танки фашистов помчались на бой, Из пушек неистово грянув. Им путь преградили Чембаров-герой, Беляев, Круглов, Сарафанов. И там, где держали кусочек земли Четыре чекиста-солдата, Шесть вражеских танков могилу нашли, Другие удрали обратно... Идти в наступленье пришел наш черед, Чтоб к сердцу врага подобраться. На запад, ребята! На запад вперед! На подвиги в бой, сталинградцы!(пр.6)
Поселок Октябрьский, Ольховский район Волгоградской  области Октябрьский – посёлок в Ольховском районе Волгоградской области, административный центр и единственный населённый пункт Октябрьского сельского поселения. Координаты поселка– 49°38′15″ с. ш., 44°33′24″ в. д.    Население — 726 чел. (2017) Из истории… Предположительно основан в период коллективизации как посёлок центральной усадьбы совхоза «Сталинградский» (впоследствии — посёлок Сталинградский до 1962 г.). Поссовет совхоза «Сталинградский» входил в состав Ольховского района Сталинградского края (с 1936 года — Сталинградской области, с 1961 года — Волгоградской области). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1962 года поселок Сталинградский был переименован в поселок Октябрьский. В 1963 году в связи с расформированием Ольховского района передан Каяшинскому району, в 1965 году — Дубовскому району. В 1966 году из состава Дубовского района передан вновь образованному Ольховскому району[5]. Свое название-посёлок «Сталинградский» - прославил и вписал в историю Сталинградской битвы, когда на его территории с 1942 года расположилась 16-ая Воздушная армия, входящая в состав Сталинградского фронта (пр. 8,9,10). Истребители и штурмовики по нескольку раз в день поднимались в небо чтобы защищать Сталинград. Нам удалось установить переписку с сыном старшего сержанта Какадий А.А.[6] , служившего в составе 16 –ой Воздушной Армии. Он рассказал нам о подвиге Бориса Гомолко и других летчиков, сослуживцев его отца, которые они совершили в небе над поселком Сталинградский и Сталинградом. Об этом писали все газеты Сталинградского фронта, такой героизм вдохновлял всех солдат Сталинграда и вел их к Победе (пр. 11, 12, 13). Я гордимся, что и в маленьком поселке нашего района зарождалась славная Победа в Сталинградской битве. Ушло в историю название поселка «Сталинградский», но в современном поселке Октябрьский и во всем Ольховском районе не забудут его героическое название и историю.
Станция Зензеватка– дрононим- названия путей сообщения (от греч. dromos — бег. движение, путь) Зензеватка - железнодорожная станция Волгоградского региона Приволжской железной дороги, находится в посёлке Зензеватка, в 5 км от села Ольховка Ольховского района Волгоградской области. Из истории… Железная дорога Саратов – Иловля была построена в 1942 году как часть Волжской рокады. Эта дорога нужна была для сражающегося Сталинграда. Рельсы были перевезены со станции БАМ. Строилась железная дорога в течение пяти месяцев. В сентябре 1942 года строительство было закончено. Станция Зензеватка (одна из станций Волжской рокады) открыта в том же 1942 году на участке Иловля – Петров Вал данной железной дороги. По железной дороге, которую называли «Сталинградской»[7], подвозили в г. Сталинград бомбы, оружие, провизию, теплые вещи, продукты для бойцов, защищавших город. Впоследствии, легендарный маршал Георгий Жуков в своих мемуарах отмечал: «…сооружение Волжской рокады обеспечило резервами и вооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны.Рокада стала основной артерией, питавшей людскими ресурсами, военной техникой, боеприпасами и продовольствием Сталинградский фронт». И пусть, в самом названии станция Зензеватка не отражается имя героев Сталинградской битвы, но она  является важным событием в Сталинградской битве – его артерией, по которой проходил путь к Победе[8] (пр. 14).
"Парк Победы"  на территории МБОУ "Ольховская СШ" Вот уже 74 года страну озаряет свет Победы в Великой Отечественной войне. Создание «Парка Победы» - это символическое выражение благодарности Победителям за мир! На территории Ольховского района не велись бои. В военном госпитале № 2651, располагавшемся в здании старой школы с 15.12.1942 года по 23.02.1943 года, кипела отчаянная и бесстрашная борьба - борьба за жизнь солдат. В этой битве были свои воины - врачи, медсестры и санитары. Среди них: Георгий Ильич Цхведиашвили - начальник госпиталя, подполковник медицинской службы, награжден орденом и несколькими медалями. Медицинская сестра - Бальсина Лидия Ивановна и многие другие. Порой эти люди творили чудеса, спасая от смерти раненных, но не всех удавалось спасти. В братской могиле на сельском кладбище с. Ольховка лежат герои-защитники, погибшие от ран в госпитале № 2651(пр.15, 16,17) и в других госпиталях Ольховского района.    Ольховские  школьники постоянно поддерживают общение с ровесницей военных событий - Баутиной Надеждой Семеновной. Из ее воспоминаний: Вместе с другими учениками Ольховской школы Надежда Семеновна[9] (ей было 12 лет) ухаживала за ранеными, которых привозили со Сталинградского фронта и размещали в госпитале –здании школы и клуба. В послевоенные годы, работая директором Дома пионеров, Надежда Семеновна вместе с вожатой Ольховской школы Анной Григорьевной Чумаковой, были инициаторами и участниками сооружения первого памятника воинам, умершим от ран в госпитале. На его открытие 9 мая 1971 года приехали родственники умерших воинов. Они были найдены пионерами и комсомольцами по всей нашей огромной стране во время поисковой работы «Цветы на бруствере». Многие воины остались на полях сражений. Их жизнь оборвалась на самом взлете, в расцвете нравственных и физических сил — внезапно, трагически. Пройдут годы и десятилетия. Но вечной будет слава героев, вечной память о них (пр. 18). Экологическая тропа в «Парке Победы», посвящена памяти солдат, погибших в госпитале № 2651 на территории школы в годы Сталинградской битвы. Деревья и кустарники, посаженные в «Парке Победы» располагаются в виде символической звезды, по которой составлена экологическая тропа (пр. 19, 20,21, 22). 3 мая 2017 года здесь были высажены 235 новых саженцев деревьев и кустарников, которые образуют тенистые аллеи, живописнейшие природные уголки и красивые композиции[10]. В «Победе» заложено противоречие. Это - жизнь, добытая ценою смерти; радость и скорбь; память о прошлом и мечты о будущем. А посаженный росток дерева, кустарника, цветка – это надежда на будущее, на продолжение жизни. Это связь между прошлыми и будущими поколениями.     Приложение 1 Памятник воинам-чекистам, правый берег р. Царица,  Волгоградская область, город Волгоград. «Чекистам, офицерам контрразведки Сталинградского фронта, солдатам и офицерам 10-й дивизии войск НКВД, работникам милиции, погибшим при защите города от немецко-фашистских захватчиков. Август 1942 г. – февраль 1943 г.».   Приложение 2       Россия, Волгоградская область, город Волгоград, улица имени Михаила Чембарова[11]. Место расположения мемориальной доски: улица Михаила Чембарова, 30. «Улица названа именем Чембарова Михаила Федоровича, бронебойщика 270-го стрелкового полка 10-й дивизии НКВД, одного из участников героических боев по отражению атак вражеских танков в районе поселка Дар-горы, в сентябре 1942 г.» Дата открытия: 06.10.1987 г. Материал: гранит.   Приложение 3   Россия, Волгоградская область, город Волгоград, улица имени Михаила Чембарова[12].     Приложение 4 «В Советском районе города Волгограда имеются ряд улиц, названных в честь героев Великой Отечественной войны. Одной из них является улица имени Михаила Чембарова – моего прадедушки. Чембаров Михаил Федорович родился в 1912 году в простой крестьянской семье в селе Рыбинка Ольховского района Царицынской губернии. Он работал простым трактористом в своем родном селе. Когда началась война Михаилу Федоровичу было 29 лет. Пошел служить в 270-ый полк10-й дивизии войск НКВД. В 1942 году Михаил Федорович Чембаров в составе своего полка участвовал в обороне Сталинграда. Именно тогда, в сентябре 1942 года Михаил Федорович совершил подвиг, который вошел в историю нашего города и всей страны в целом. 13 сентября 1942 года 270-й полк 10-й дивизии войск НКВД был выдвинут в район Дар-горы города Сталинграда. 16 сентября 1942 года на Дар-горе разгорелся жесточайший бой. С рассветом позиции 270-го полка начали «обрабатывать» вражеские пикировщики. Самолеты заходили группами по тридцать - сорок штук. Вниз летели тяжелые бомбы, рельсы и даже пустые бочки из-под горючего. За бомбежкой последовал артиллерийский налет вражеских сил, а потом, пользуясь попутным ветром, противник поджег дымовые шашки, и за клубами плотного серого дыма пошла вражеская пехота. Вражеские отряды наступали со стороны городского кладбища, через развалины командного пункта полка. Во второй половине дня двадцать вражеских танков с развернутыми флагами появились среди руин. Они уверенно шли по направлению к Волге. Воины 3-го взвода 4-й роты, а именно группа Круглова, в составе которой на тот момент находилось всего четыре человека– командир взвода младший лейтенант Петр Круглов, сержант Александр Беляев и красноармейцы Михаил Чембаров и Николай Сарафанов, открыла по ним огонь из противотанковых ружей. И вдруг танковая колонна немцев развернулась и на большой скорости пошла на позиции, занимаеяе группой Круглова, в которой осталось в строю четыре человека. Вражеские танки пошли прямо на окопы отважной четверки. Однако, солдаты решили, что отступать некуда, за ними Родина. Первый выстрел по вражеским машинам осуществил из противотанкового ружья сержант Беляев. Чембаров и Сарафанов подожгли еще две бутылками с горючей жидкостью. Но силы были неравны, пали смертью храбрых Круглов и Беляев. Мстя за смерть товарищей, за поруганную честь Родины, в упор расстреливали вражеские машины Сарафанов и Чембаров. Вдвоем они продержали вражеские танки до вечера, отбиваясь всеми силами в этом неравном жестоком бою. Чембарова завалило в окопе разворотом вражеского танка. Сарафанов был ранен и контужен. Их подобрали и отправили в госпиталь санитары другой части. Однако в дни Сталинградской битвы советским людям стало известно, что четыре воина-чекиста, Круглов, Беляев, Сарафанов и Чембаров в неравной схватке погибли. Приказом Степного Фронта № 62 /Н от 26 октября 1942 года бывший колхозный тракторист Михаил Федорович Чембаров был награжден орденом Красного Знамени посмертно. Однако дедушка выжил и после войны вернулся в свое родное село Рыбинку Ольховского района Волгоградской области, где и прожил свою оставшуюся жизнь, оставив за собой потомков. Я помним его подвиг и гордимся им!»[13]     Приложение 5 Россия, Волгоградская область, город Волгоград, улица имени Николая Сарафанова[14]. Сарафанов Николай Ильич (1908 г., с. Гусёвка Ольховский района Царицынской губ.) рядовой, 4-я рота 270-го стрелкового полка 10-й отдельной дивизии НКВД – ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» Место расположения: улица Николая Сарафанова, 44. «Улица названа именем Сарафанова Николая Ильича, бронебойщика 270-го стрелкового полка 10-й дивизии НКВД, одного из участников героических боев по отражению атак вражеских танков в районе поселка Дар-горы в сентябре 1942 г.» Дата открытия: 31.10.1983 г. Материал: гранит Приложение 6 У многих наших боевых частей и соединений родились в военную пору свои песни. Их пели и в редкие часы отдыха, и в походах. Пели свою песню и воины 10-й дивизии. Написали ее поэт Лев Ошанин и композитор Валентин Кручинин: Когда к Сталинграду прорвались враги, Погибелью нам угрожая, У города славы сомкнула штыки Дивизия наша родная. Сказали себе я: «Ни шагу назад!» Я клятву священную дали. И всюду, где был наш бесстрашный солдат, Пощады враги не видали. Вот танки фашистов помчались на бой, Из пушек неистово грянув. Им путь преградили Чембаров-герой, Беляев, Круглов, Сарафанов. И там, где держали кусочек земли Четыре чекиста-солдата, Шесть вражеских танков могилу нашли, Другие удрали обратно... Идти в наступленье пришел наш черед, Чтоб к сердцу врага подобраться. На запад, ребята! На запад вперед! На подвиги в бой, сталинградцы!     Приложение 7   Карта местоположения улицы Михаила Чембарова     Приложение 8   Приложение 9 Фотография из архива школьного музея, 1976 год Памятник погибшим летчикам 16-Воздушной Армии, открыт в 1976 году в поселке Октябрьский Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Волжская рокада   Линия железной дороги от станции Иловля (близ Сталинграда, ныне Волгограда) до станции Свияжск (близ Казани) через станции Саратов, Сызрань и Ульяновск была построена в годы Великой Отечественной войны. Эта железнодорожная линия вошла в историю как Волжская рокада(рокада – дорога, идущая вдоль линии фронта). Осенью 1941 года была разорвана главная железнодорожная магистраль Москва – Курск – Харьков – Ростов-на-Дону, и все воинские перевозки и грузопотоки, которые осуществлялись по этой линии, были переключены на приволжские железнодорожные линии, проходившие через Сталинград.   Фронтовой эшелон   Однако летом 1942 года враг развивал наступление уже на сам «город Сталина» – были перерезаны все железные дороги к городу по правому берегу Волги. Стратегической необходимостью стало наличие прифронтовой железнодорожной линии, которая сможет обеспечить транспортировку войск и грузов вдоль левого берега реки. Государственный Комитет Обороны, предполагая такой ход событий, ещё 23 января 1942 годапринял решение о строительстве магистрали от Сталинграда через Саратов и Сызрань до Свияжска – Волжской рокады.Это было предвидение, обеспечившее крупный выигрыш в решении стратегических задач войны. Постановлением ГКО от 15 февраля 1942 года № 1286/сс. поручалось «... Народному Комиссариату Внутренних Дел производство изысканий, составление проекта и строительство ж. д. линии Свияжск – Ульяновск. Эта линия является северным звеном меридиальной ж. д. магистрали, которая должна пройти правым берегом Волги через Ульяновский узел – Сызрань – Вольск – Саратов – Каяшин и на юге примкнуть к Сталинградскому узлу». По приказу наркома внутренних дел Лаврентия Берии от 22 февраля 1942 года и распоряжению заместителя начальника Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) НКВД СССР, начальника БАМпроекта Ф.А. Гвоздевского была организована Свияжская экспедиция БАМпроекта ГУЛЖДС НКВД, которая должна была провести изыскания и проектирование этой линии. Прокладка железной дороги была поручена тем же приказом Управлению строительства Волжлага ГУЛЖДС НКВД СССР. Начальником строительства был назначен генерал-майор Федор Алексеевич Гвоздевский. Строительные организации были усилены саперными частями Пятой армии, возводившими оборонительные сооружения под Сталинградом. Получив новое назначение, Гвоздевский тут же выехал из Сталинграда по берегу Волги в сторону Каяшина. До Дубовки шел вполне приемлеяй для железной дороги профиль. А вот дальше пошли огромные овраги, большие перепады высот на устьях речек, впадающих в Волгу. Стало ясно, что вдоль Волги строить дорогу нельзя. Тогда Гвоздевский стал прорабатывать вариант строительства линии по долине реки Иловли. Изыскательские экспедиции под руководством А.П.Смирнова и П.К.Татаринцева в течение февраля и марта 1942 года провели изыскания. Было решено проложить линию от станции Иловля вдоль реки до пересечения линии Каяшин – Тамбов, а далее на Багаевку и по автомобильному грейдеру – на Саратов. Эта линия шла по берегам степных рек, что снимало проблему снабжения паровозов водой. Здесь можно было потратить меньше сил на производство земляных работ. Проект прокладки трассы был выполнен железнодорожниками ГУЛЖДС НКВД СССР. Рокаду предполагалось проложить по густонаселенным районам Сталинградской области и бывшей республики немцев Поволжья. К этому времени немцев из Поволжья уже выселили, однако рядом с опустошенными селами стояли нетронутыми русские поселения. Проектировщики рассчитывали на то, что местные жители обеспечат обслуживание будущей железной дороги, будущих станций, разъездов, мостов и перегонов. И самое важное состояло в том, что пустые села могли быть использованы под жилье для строителей. 17 марта 1942 года ГКО утвердил проект Волжской рокады. А строительство тем временем уже разворачивалось – были проведены новые подъездные грунтовые дороги, укреплены существующие. В Саратов, Каяшин и Бальцер (переименованный в мае 1942 года в Красноармейск) стали прибывать сформированные на Дальнем Востоке военно-строительные подразделения, соединенные в строительное управление. Вместе с Наркоматом путей сообщения за стройку отвечал НКВД, и основным поставщиком рабочей силы был ГУЛАГ. Было образовано два масштабных трудовых лагеря: Саратовский, который располагался в селе Умет, и Сталинградский – в селе Ольховка. Вместе с таким же учреждением, располагавшимся под Сызранью, они были объединены в Приволжский железнодорожный ИТЛ, действовавший до декабря 1944 года. Кроме того, с 10 марта руководству всех прилегающих к трассе сельских районов из обкомов ВКП(б) были направлены распоряжения о мобилизации на строительство в порядке военно-трудовой повинности колхозников с лошадьми и подводами для ведения всех земляных работ. Колхозникам нужно было возить на трассу песок, бутовый камень, лес и другие необходияе строительные материалы для возведения насыпи, мостов и прочих искусственных сооружений.   Земляные работы на строительстве Уже на первом этапе строительства встала проблема нехватки материалов, и в первую очередь, шпал и рельсов. К этому времени большая часть рельсопрокатных заводов была переведена на производство боевой техники. На их обратное перепрофилирование требовалось не менее 3 месяцев. Поэтому по приказу Государственного Комитета Обороны была демонтирована 180-километровая ветка линии БАМ-Тында, а также ветка Известковая – Ургал. Сформированные военно-строительные подразделения везли с собой самую необходимую, пусть и крайне примитивную технику (вплоть до тачек, топоров и лопат), которой здесь и вовсе не было. Рельсы, шпалы, некоторое количество мостовых ферм, снятых с участков БАМа, а также катушки проводов, аппараты связи и многое другое необходимое оборудование для пути Волжской рокады. Все это продвигалось с Дальнего Востока на правах и со скоростью следующих на фронт воинских эшелонов. Этих рельсов хватило только на прокладку линии от Иловли до Петрова Вала. Поэтому указом ГКО было также импортировано еще 1200 километров рельсов с американскими креплениями. Дорогу от Петрова Вала до Саратова собирали из плетей, снятых в западных районах страны, под носом у фашистов при отступлении наших войск. Большую часть мостов возвели из дерева. Землю в насыпь возили тачками и грабарками. Рельсы укладывали вручную. Сохранились воспоминания участника тех событий, жителя села Телешовка Цильнинского района, а впоследствии старшего осмотрщика вагонов эксплуатационного депо Круглое Поле Александра Моторина: «Люди работали по 14 часов в сутки. Строительной техники практически не было – только лопаты, кирки, тачки да носилки. Не хватало продуктов питания, медикаментов, рабочей одежды. Жили в палатках и наспех сколоченных бараках. Местами рельсы укладывали на кое-как подготовленный грунт. Шпалы переправляли на плотах по реке Свияге от станции Ульяновск-Центральный до станции Цильна. Участвовали в строительстве и военнопленные немцы».   В середине июля 1942 года с целью дальнейшего форсирования строительства Волжской рокады был развернут Каяшинский проверочно-фильтрационный лагерь, куда направлялись военнослужащие Красной армии, побывавшие в плену или вышедшие из окружения. Через этот пункт прошло не менее 65 тысяч штрафников, большинство из которых затем были направлены на укладку железнодорожных путей. В ночь на 23 июля 1942 года немецкие самолеты прорвались к Сталинграду. Авиация противника непрерывно бомбардировала железные дороги, сходившиеся в Сталинграде. Преследованию с воздуха подвергалось каждое судно на Волге. Снабжение большого города резко нарушилось. А после захвата противником правого берега Дона в районе станицы Клетской начались и артиллерийские обстрелы станции Иловля. Надо было любой ценой ускорить ввод в действие строившуюся рокаду. 7 августа, на 103-й день после начала земляных работ, по проложенной ветке Иловля – Петров Вал пошли первые поезда. Усилились темпы работ и на северном отрезке пути. 11 сентября открылось также движение на участке Петров Вал – Саратов. Продолжалась стройка железной дороги и к северу от Саратова до Вольска, к Сенной и дальше к Сызрани. Фронт тем временем продвинулся вплотную к Волге. Рокада вошла в действие, ещё не оборудованная необходиями службами. На станциях и разъездах служебные посты размещались в землянках. Работа строителей осложнялась частыми налетами вражеской авиации. Случалось по нескольку воздушных атак в день, во время которых разрушалось дорожное полотно, сметались наземные постройки, сносились мосты. 23 сентября 1942 года Правительственная комиссия приняла во временную эксплуатацию участок Петров Вал – Иловля, а 24 октября 1942года – участок Саратов – Петров Вал. Пробное движение по всем путям от Свияжска до Иловли началось 15 октября. Но при этом скорость движения поездов на многих участках дороги в течение двух недель ограничивалась 30 км/час, поскольку балластировка путей к тому моменту ещё не была завершена. Протяженность Волжской рокады составила 978 км. Об объёмах работ, выполненных при сооружении Волжской рокады, даёт представление таблица:     Вся линия была окончательно принята в эксплуатацию 1 ноября 1942 года. Это означало, что почти тысячекилометровую стальную магистраль нашей стране удалось построить в фантастически короткий срок – всего лишь за шесть месяцев. Ни раньше, ни позже этого времени никто и никогда в мире не монтировал столь протяженные железнодорожные пути с такой невероятной даже для военных лет скоростью.     Схема железных дорог в районе Сталинградской битвы, 1942–1943: 1 – вновь построенные рокадные линии; 2 – линия фронта на 19 ноября 1942 г.; 3 – направления основных грузопотоков; 4 – обходы железнодорожных узлов   По Волжской рокаде железнодорожникам удалось вывезти из города, к которому прорвались фашисты, 600 паровозов и 26 тысяч вагонов с заводским оборудованием, ранеными и беженцами. Одновременно по этой дороге к передовой линии стали перебрасывать резервы. Была применена кольцевая схема движения, благодаря которой увеличилась пропускная способность рокады – с 16 до 22 поездов в сутки. В те дни родились знаменитые боевые летучки, состоявшие из 3-5 вагонов и паровоза, мчавшихся на фронт, нередко под бомбежками немецких самолетов. Составы часто двигались по ночам без света и сигнализации. Машинисты проявляли чудеса мужества и героизма. Так, осенью 1942 года машинист Василий Николаевич Котов в очередном рейсе вёл наливной состав в Сталинград. Шестая цистерна от хвоста загорелась. Объятый пламенем машинист (горели спецовка, сапоги) нашёл силы отцепить огненную цистерну от состава, добежать до паровоза и дать сигнал на отправление. Наливной состав был спасён. За самоотверженный поступок и спасение государственного груза Василий Николаевич был награждён орденом Ленина посмертно. Именно благодаря железнодорожникам Волжской рокады, которые перебрасывали огромные армейские резервы, и был достигнут успех в операции под названием «Уран», направленной на окружение и уничтожение армии Паулюса, и отражение удара войск Манштейна. Было подготовлено контрнаступление советских войск, которое закончилось блестящей победой под Сталинградом. Впоследствии наш легендарный маршал Георгий Жуков в своих мемуарах отмечал: «…сооружение Волжской рокады обеспечило резервами и вооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны». Волжская рокада замкнула железнодорожное кольцо Поворино–Арчеда–Иловля–Петров Вал–Каяшин–Балашов–Поворино. Благодаря ей было обеспечено непрерывное кольцевое движение, и почти в 40 раз увеличена пропускная способность участка. Рокада стала основной артерией, питавшей людскими ресурсами, военной техникой, боеприпасами и продовольствием Сталинградский фронт. Командующий Сталинградским фронтом А.И. Еременко писал после Сталинградской битвы в НКПС: «Я очень высоко оцениваю самоотверженный труд железнодорожников. Железнодорожная линия была для защитников города поистине дорогой жизни». А фашистский генерал Йодль, отмечая случаи провалов в работе немецкой разведки, признал: «Наиболее крупным является её неуспех в ноябре 1942 года. Тогда я полностью просмотрели сосредоточение крупных сил русских на фронте 6-ой армии (Паулюса)». Во время строительства от осколков бомб и пуль пулеметов фашистских летчиков погибло немало строителей рокады. Похоронены они были рядом с насыпью. Девятого мая 1965 года останки военных строителей были перезахоронены со всеми воинскими почестями на привокзальной площади станции Петров Вал. Жители города помнят тех, кто в жесточайших условиях и в предельно сжатые сроки построил дорогу, давшую жизнь их станции и городу. На вокзале станции Петров Вал установлена доска со словами: «Железная дорога Сталинград-Саратов-Сызрань построена летом 1942 года за 100 дней ускоренного строительства». Каждый год у памятника погибшим воинам проходят шествия жителей города, возникшего благодаря рельсам и изыскателям в саяе суровые дни войны. После окончания Великой Отечественной войны Волжская рокада была передана в ведение НКПС и разделена между дорогами: участок от Иловли до Громово отошёл к Рязано-Уральской железной дороге, участок севернее – к Куйбышевской железной дороге, а севернее Цильны до Свияжска – к Горьковской железной дороге. Возведенная в годы войны дорога и по сей день служит людям. Участок Саратов–Волгоград является частью магистрального направления Кузбасс – Азово-Черноморский узел, по которому десятки составов ежедневно перевозят тысячи тонн грузов, а пассажирские поезда везут отдыхающих к Черному морю. Приложение 15 Митинг у стен эвакогоспиталя, располагавшегося в здании Ольховской школы Фотография из архива школьного музея, 1954 г. Приложение 16 Открытие мемориальной доски "Эвакогоспиталь №2651" Фотография из архива школьного музея, 1982 г. Приложение 17 Мемориальная доска на здании старой школы,  где располагался эвакогоспиталь №2651 Приложение 18 "Спасибо Вам, за Победу!" Возложение цветов к мемориальной доске ""Эвакогоспиталь №2651" Приложение 19 Схема расположения "Парка Победы"  на территории МБОУ "Ольховская СШ"   Приложение 20   Приложение 21       Информационный стенд на входе в  "Парк Победы" на территории МБОУ "Ольховская СШ" 2017 год     Приложение 22     Фотография на память в Парке Победы на территории МБОУ "Ольховская СШ" учащихся и родственников солдат, умерших от ран в «Эвакогоспитале № 2651»      

 


[1] URL:http://www.aif.ru/dontknows (дата обращения: 17.11.2017).

[2] Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». No3(37). Апрель 2015.

С.В. Соловьева «Сохранение памяти о подвиге чекистов в топонимической системе», с.62

www.grani.vspu.ru

 

[3] Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». No3(37). Апрель 2015.

С.В. Соловьева «Сохранение памяти о подвиге чекистов в топонимической системе», с.154

www.grani.vspu.ru

[4] Там же, с.204

[5] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Октябрьский (Ольховский район) (дата обращения: 17.11.2017).

[6] Из личной переписки с автором книги «Книга памяти ГК НИИ ВВС 1941–1945» Ю.А. Какадий.

[7] Воспоминания местной жительницы с. Ольховка Шабаршиной Алимпиады Федотовны, 2017 г.

[8] Жуков Г. К. Воспоминания и разяшления. В 2 т. Т. 1. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 415 с., ил.

[9] Воспоминания местной жительницы с. Ольховка Баутиной Надежды Семеновны, 2015 г.

[10] URL: https://vk.com/club143909442 (дата обращения 17.11.2017).

[11] Фотоматериалы из архива, урожденной с. Ольховка Усенковой Марии Александровны, в настоящее время проживающей в Советском районе г. Волгограда.

 

[12] Фотоматериалы из архива, урожденной с. Ольховка Усенковой Марии Александровны, в настоящее время проживающей в Советском районе г. Волгограда.

 

 

[13] Из воспоминаний правнучки, Чембаровой Елены Александровны.

URL: https://34.мвд.рф/document/3033803 (дата обращения: 17.11.2017).

 

 

[14] URL: https://34.мвд.рф/document/3542774 (дата обращения: 17.11.2017).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.