|
|||
Характеристика предложения.
Памятка. Характеристика предложения. 1. Внимательно прочитай предложение. 2. Определи, какое оно по цели высказывания (для чего его произносят). - для того чтобы что-то сообщить – повествовательное (Землю покрывают разноцветные листья.) - чтобы что-то спросить – вопросительное (Какую книгу ты читаешь?) - чтобы побудить к действию – побудительное (Охраняй природу! Помой руки перед едой.)
3. Определи, какое оно по интонации голоса -произносится спокойно, без особых чувств – невосклицательное (Я вошёл в зелёный лес. Вовремя делай работу над ошибками.) -произносится с особыми чувствами - восклицательное (Вот шиповника цветы – просто чудо красоты! Переходи улицу по пешеходному переходу!)
4. Найди грамматическую основу предложения – подлежащее и сказуемое. О ком или о чём говорится в предложении? Кто? (что?) – это подлежащее, подчеркни одной чертой. Листья сыплются дождём. В предложении говорится о листьях. Что? – листья. Это подлежащее. Утром мы во двор идём. В предложении говорится о нас. Кто? – мы. Это подлежащее. Чаще всего подлежащее выражено существительным или местоимением. Подумай, что говорится о подлежащем. Листья что делают? – сыплются. Это сказуемое. Подчеркни двумя чертами. Мы что делаем? – идём. Сказуемое чаще всего выражено глаголом.
5. Определи, какое предложение по наличию второстепенных членов . В предложении кроме главных есть и второстепенные члены – распространённое. Медведь спит в берлоге. Если в предложении есть только главные члены – нераспространённое. Медведь спит. Мальчик читает. 6. Определи, какое предложение по количеству грамматических основ – простое или сложное. Одна основа - простое. Летят перелётные птицы в осенней дали голубой. Две или больше основ – сложное. Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Образец. Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. - повествовательное - невосклицательное - распространённое - простое
|
|||
|