|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возрастаМетодика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста Цель : изучение уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.
Стимульный материал : Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания.
I субтест — исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого; II субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений; III субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями; IV субтест — выявление умения обобщать. Порядок проведения : Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.
Текст методики I субтест Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение». а) У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица). б) В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень), в) В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев. г) Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март). д) Самая большая птица... (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова). в) Розы — это... (фрукты, овощи, цветы, дерево). ж) Сова всегда спит... (ночью, утром, днем, вечером), з) Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). и) У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, т*ень). к) Город Украины... (Париж, Киев, Лондон, Варшава, София).
Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо исключить». б) Река, озеро, море, мост, болото. в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. д) Тополь, береза, орешник, липа, осина. е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение. к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
з)
и)
к)
IV субтест Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье, пиджак ... — одежда. Придумай название к каждой паре»:
a) Метла, лопата... б) Окунь, карась... в) Лето, зима... г) Огурец, помидор... д) Сирень, шиповник. е) Шкаф, диван... ж) День, ночь... з) Слон, муравей... и) Июнь, июль... к) Дерево, цветок...
Правильные ответы: I субтест: а) подошва б) верблюд в) 12 г) февраль д) страус е) цветы ж) днем з) жидкая и)корень к) Киев II субтест а) фасоль б) мост в) песок г) Москва д) ореш ник е) указка ж) Нестеров з) лебедь и) число к) вкусный III субтест а) георгин / цветок б) врач / больной в) сад / яблуня г) птица / гнездо д) сапог / нога е) мокрый / сухой ж) термометр / температура з) лодка / парус и) игла / стальная к) пол / ковер IVсубтест б) рыба в) время года г) овощ д) куст е) мебель ж) время суток з) животное и) месяцы лета к) растения
1 субтест Если ответ на первое задание правильный, задаётся вопрос "почему не шнурок?" При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь — ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются. 2 субтест Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия». За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются. При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).
Интерпретация. Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле: ОУ = х • 100% / 40 где х — сумма баллов, полученных испытуемым. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР: 4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ), 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,0—65%), 2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%), 1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|