Индивидуальный план коррекционно – педагогической помощи
Индивидуальный план коррекционно – педагогической помощи
воспитаннику с ОПФР _________________________________________ на 20 – 20 уч.г.
Заключение ЦКРОиР: Нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Стёртая дизартрия
Направления коррекционной работы
| Задачи коррекционной работы
| I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
| II период (декабрь, январь, февраль)
| III период (март, апрель, май)
| Формирование коммуникативной деятельности и коррекция ее недостатков
| · формирование речевой мотивации; познавательной активности; самостоятельности; произвольности деятельности (удержание инструкции; умение действовать по правилу; распределение внимания по ряду признаков одновременно);
· развитие умения выполнять заданное, доводить выполнение задания до конца: по наглядному образцу; по словесной инструкции.
| постоянно
| постоянно
| постоянно
| Развитие общей моторики
| · нормализация мышечного тонуса,
· развитие статической выносливости,
· упорядочение темпа движений,
· вырабатывание синхронного взаимодействия между движениями и речью,
· запоминание последовательности выполнения действий,
· воспитание быстроты реакции на словесные инструкции
| постоянно
| постоянно
| постоянно
| Развитие мелких движений кистей рук и пальцев
| · укрепление мышц кистей рук;
· развитие подвижности, силы и гибкости пальцев и запястья;
· развитие координации движений пальцев рук:
ü статической координации движений;
ü динамической координации движений;
ü ритмической координации движений, переключаемости;
ü развитие навыков одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук;
| постоянно
| постоянно
| постоянно
| Развитие просодической стороны речи
| · развитие ритма, темпа, силы и модуляции голоса, речевого дыхания;
· формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов;
· развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения.
| постоянно
| постоянно
| постоянно
| Развитие подвижности артикуляционного аппарата
| · упражнения, направленные на развитие подвижности губ;
· упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка;
· комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.
| сентябрь
октябрь
ноябрь
|
декабрь
|
| Знакомство с артикуляцией звука, постановка звука
| · показ артикуляции перед зеркалом
· показ профиля данного звука
· показ положения языка кистью руки
· наглядная демонстрация вибрации языка
· закрепление артикуляционных упражнений
· работа с профилями гласных звуков
|
|
|
| Формирование правильного произношения звуков
| Нарушено произношение звуков:
_________________________________________________________
Постановка звуков
Автоматизация звуков
· в слогах: открытом, закрытом, в звукосочетаниях
· в словах: в начале, в середине, в конце, в сочетаниях с гласными
· в предложениях
· в тексте
· в пословицах, поговорках, стихах
· в скороговорках
· введение звука в самостоятельную речь
· дифференциация звуков
|
|
|
| Формирование фонематического восприятия
| · различение слов, начинающихся с фонем, далеких друг от друга;
· различение слов, начинающихся с оппозиционных фонем;
· различение слов, с разными гласными звуками;
· различение слов, отличающихся последней согласной фонемой;
· различение слов, отличающихся согласной фонемой в середине.
| сентябрь
октябрь
ноябрь
|
|
| Звуковой анализ и синтез
| Звуковой анализ
· выделение первого, последнего ударного гласного звука;
· выделение первого, последнего безударного гласного звука;
· определение общего звука в словах;
· выделение последнего согласного звука;
· выделение первого согласного звука в словах со стечением и без стечения согласных;
· определение места звука в слове (начало, конец, середина);
· определение последовательности звуков в слове;
· определение количества звуков в слове;
· добавление звука к слову;
· замена звука в слове.
Звуковой синтез
· составление слова из звуков, данных в правильной последовательности;
· составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.
|
|
декабрь
январь
февраль
|
март
| Формирование фонематических представлений
| · повторение слогов с оппозиционными звуками из 2-3 слогов;
· дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении;
· дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении;
· отбор картинок, названия которых содержат заданный звук;
· подбор слов, содержащих определенный звук;
· выделение слов с заданным звуком из текста.
|
|
| апрель
май
| Формирование лексико-грамматичес-кого строя речи
| · образование и употребление
o уменьшительно-ласкательных форм существительных,
o множественного числа существительных,
o родительного падежа множественного числа существительных,
o глаголов совершенного и несовершенного вида,
o глаголов с разными приставками, от прилагательных, существительных,
o качественных, относительных и притяжательных прилагательных, сложных прилагательных, сравнительной степени прилагательных,
o образование однокоренных слов;
· согласование существительных с местоимениями, глаголами, числительными, прилагательными;
· подбор антонимов, синонимов,
· употребление простых и сложных предлогов;
· расширение и активизация словаря существительных, глаголов, прилагательных
| постоянно
| постоянно
| постоянно
| Развитие связной речи
| · составление предложений
o по выполняемым действиям,
o по опорным словам,
o с однородными членами,
o с союзами а, и, потому что, но, когда, чтобы,
o по сюжетной картине,
o сравнительных конструкций;
· распространение предложений;
· пересказ коротких текстов по вопросам, плану-схеме, с опорой на образец, опорную схему, предметные (сюжетные) картины;
· составление рассказа-описания по образцу, вопросам, плану-схеме;
· составление рассказов по сюжетной картине, по серии картин по образцу, по схеме.
| постоянно
| постоянно
| постоянно
| Развитие неречевых психических функций
| развитие зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти; наглядно-образного и логического мышления; воображения.
| постоянно
| постоянно
| постоянно
|
|