“______” ______________________ 2021 Г.
______________________ проф. Т.А.СИРОТЧЕНКО
№
пп
| Тема практического занятия
| Вопросы, подлежащие изучению
| Перечень практических навыков
| Объем в часах
| Дата
| Аудитория
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Содержание. Задание предмета и методы его изучения. Работа в макромузее. Вскрытие умершего.
| Патологическая анатомия, ее содержание, объекты изучения, задания, методы и уровни исследования. Патологоанатомическая служба и ее значение в системе здравоохранения. Вопросы этики и деонтологии в патологической анатом. Вскрытие.
Патология клетки.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 01.09-03.09
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
2.
| Паренхиматозные дистрофии: белковые, жировые, углеводные, наследственные ферментопатии
| Изучение понятия “дистрофия”. Классификация. Причини. Патогенез. Патологоанатомические изменения при всех видах паренхиматозных дистрофий: белковых, жировых, углеводных
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 06.09-10.09
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
3.
| Стромально-сосудитые белковые дистрофии: мукоидное, фибриноидное набухание, гиалиноз). Стромально-сосудистые дистрофии углеводные и жировые.
| Стромально-сосудистые дистрофии: белковые (кроме амилоидоза), жировые, углеводные. их морфологическая характеристика, причины, патогенез нарушений обмена.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 13.09-17.09
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
4.
| Стромально-сосудистые белковые дистрофии: амилоидоз. Смешанные дистрофии. Морфология нарушений обмена хромопротеидов. Нарушение обмена липидогенных красителей. Морфология нарушение обмена обмена нуклеопротеидов и минералов
| Морфологическая характеристика, причины, патогенез, классификация амилоидоза. Характеристика клинико-морфологических форм. Причины, патогенез нарушение обмена хромопротеидов. Патологоанатомические изменения при нарушении обмена гемоглобиногенных, протеиногенных и липидогенных пигментов. Патологоанатомические изменения при нарушении обмена нуклеопротеидов и минералов. Образование камней.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 20.09-24.09
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
5.
| Некроз. Инфаркт
| Морфологическая характеристика некроза. Понятие о паранекрозе, некробиозе, аутолизе. Причины, механизмы развития, классификация, клинико-морфологические формы. Морфологическая характеристика инфаркта с теоретическим выяснением данных процессов. Виды. Значение для организма.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 27.09-01.10
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
6.
| Расстройства кровообращения. Полнокровие, малокровие. Стаз. Кровотечение. Плазморрагия.
| Патологоанатомические изменения, характерные для полнокровия, малокровия, стаза, кровотечения, кровоизлияния, плазморрагии с выявлением этиологии, патогенеза и последствий этих процессов.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 04.10-08.10
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
7..
| Тромбоз. Эмболия. Недостаточность лимфообращения. Плазморрагия. Отеки. Шок.
| Морфологическая характеристика тромбоза, эмболии, шока, недостаточности лимфообмена с выявлением этиологии, патогенеза, проявлений и последствия этих процессов.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 11.10-15.10
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
8.
| Воспаление. Общие вопросы. Экссудативное воспаление
| Определение, этиология и патогенез воспаления. Медиаторы воспаления. Кинетика воспалительной реакции. Морфология воспаления. Морфологические признаки и структурные изменения при всех видах экссудативного воспаления.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 18.10-22.10
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
9.
| Продуктивное воспаление. Гранулематозное воспаление.
| Продуктивное воспаление, его виды, причины, морфологическая характеристика. Последствия. Гранулематоз, его кинетика. Причины, механизм развития, нозологическая характеристика специфического воспаления при туберкулезе, лепре, сифилисе, склероме, сапе. Морфология тканевых реакций при них.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 25.10-29.10
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
10.
| Иммунопатологические процессы
| Морфология нарушения иммуногенеза. Изменения тимуса, периферийно, иммунной системы, морфогенез и морфологическая характеристика гиперчувствительности замедленного типа, реакций гиперчувствительности немедленного типа (РГНТ), аутоиммунных заболеваний, иммунодефицитных состояний. Морфологические признаки напруженного иммунитета.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 01.11-05.11
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
11.
| Приспособительные и компенсаторные процессы Регенерация.
| Общие закономерности регенераторного процесса и регенерации отдельных тканей. Морфология процессов организации, метаплазии, гипертрофии, атрофии, дисплазии.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 08.11-12.11
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
12.
| Опухоли: общие вопросы. Эпителиальные опухоли без специфической локализации
| Определение понятия " опухоль". Классификация. Морфология опухолевого роста. Морфогенез и гистогенез опухолей. Предопухолевые ( предраковые) состояния. Строение опухолей. Метастазы, виды, закономерности. Морфологическая характеристика доброкачественных и злокачественных опухолей из эпителия.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 15.11-19.11
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
13.
| Эпителиальные органоспецифические
Опухоли.
| Клинико-морфологическая характеристика опухолей экзо- и эндокринных желез и эпителиальных покровов.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 22.11-26.11
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
14.
| Мезенхимальные опухоли
| Морфологическая характеристика доброкачественных и злокачественных опухолей мезенхимального генеза. Саркома, ее виды.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 29.11-03.12
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
15.
| Опухоли из меланинобразующей ткани.
Опухоли нервной системы и оболочек мозга.
| Классификация и морфологическая характеристика опухолей из ткани нервной системы и оболочек мозга. Классификация и морфологическая характеристика опухолей из меланинобразующей ткани.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 06.12-10.12
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
16.
| Опухоли системы крови. Анемии.
| Классификация и морфологическая характеристика опухолей, которые развиваются из элементов кроветворной ткани. Анемии: клинико-морфологическая характеристика.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 13.12-17.12
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
17.
| Итоговое занятие
| Итоговое занятие. «Общая патологическая анатомия.». Тесты.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 20.12-24.12
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
18.
| Атеросклероз.
| Этиология и патогенез атеросклероза. Патологоанатомическая характеристика стадий. Клинико-морфологические формы. Факторы риска..
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 27.12-31.12
| Учебные комнаты, макромузей и секционный зал.
|
| Гипертоническая болезнь. Симптоматические гипертензии.
Цереброваскулярные заболевания.
Ишемическая болезнь сердца. Кардиосклероз Кардиомиопатии.
| Этиология и патогенез. Морфологическая характеристика стадий. Морфология гипертонического криза. Клинико-морфологические формы гипертонической болезни. Гипертонические состояния. Цереброваскулярные заболевания, морфологическая характеристика
Этиология и патогенез. Клинико-морфологические формы. Патологическая анатомия. Кардиомиопатии. Кардиосклероз.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза.
|
| 03.01-07.01
| Учебные комнаты 1, 2, 3, 4, 5, 9, макромузей и секционный зал.
|
| Итоговое занятие
| Тестовый контроль.
Контроль практических навыков.
| 1. Уметь опознать и дать классификацию основным патологическим процессам на макро- и микропрепаратах, органокомплексах умерших.
2. Уметь описать патологический процесс на макро- и микропрепаратах.
3. Уметь объяснить морфологический субстрат клинических проявлений изучаемых патологических процессов.
4. Овладеть этическими нормами поведения при работе в секционном зале.
5. Построить структурно-основные элементы патологоанатомического диагноза
|
| 10.01-14.01
| Учебные комнаты 1, 2, 3, 4, 5, 9, макромузей и секционный зал.
|
Итого:
|
|
|
|