|
|||
Большие маленькие детиБольшие маленькие дети О работе в молодёжном трудовом отряде Кто такие подростки? Ещё не взрослые, но уже почти не дети, они как будто стоят на тонком мостике между этими двумя мирами. Дать подросткам работу – правильная задумка. Чтобы они не болтались без дела, не находили себе неправильные развлечения, они могут потрудиться и заработать. Свои собственные деньги, которые не надо просить у родителей, за них не надо отчитываться, можно тратить как угодно. И заодно понять, что не так-то просто они даются, эти деньги. И вот передо мной десять пар серьезных глаз, десять выжидательно смотрящих абсолютно взрослых взглядов. Я их боюсь! Я не понимаю, как надо с этими почти взрослыми детьми взаимодействовать. Началась работа. В первый день дети показали себя с самой лучшей стороны, трудились так старательно, что пыль от метелок и лопат клубилась в воздухе. Я тоже помогала своим подопечным и махала метлой изо всех сил. На следующее утро у меня болели все мышцы и отваливались руки вместе с плечами. Ого, вот это нагрузка! Наверное, весь отряд сегодня точно в таком же состоянии. Во второй день мы сломали тачку. Пыль и грязь с дороги всем миром грузили в двухколесную тележку, мальчики вывозили подальше. Пока не нагрузили так, что она не могла ехать: одно из колёс приказало долго жить. Эх, тачка-слабачка! На утро третьего дня я уже еле встала с кровати и чувствовала себя примерно как эта тачка, перегруженная «по самое не хочу» и со спущенным колесом. Как выжить в таких условиях, когда впереди ещё целый месяц работы, а ты уже разваливаешься на кусочки? Видимо, эта мысль пришла не только ко мне, но и к ребятам: в этот день никто особенно не хотел работать. Одни, сильно уставшие, сидели на скамеечке, другие постоянно отпрашивались купить попить-поесть, сходить ненадолго по очень важному делу, третьи делали такой занятой вид, усердно подметая одно и то же давным-давно чистое место, четвёртые увлечённо болтали, пятые вспомнили про игры в телефоне и тихонько играли в обнимку с метлой. Самый младший работник неустанно болтался туда-сюда и умудрялся добавить всем работы. Громко и эффектно шурудя лопатой по асфальту на всю улицу, он старательно размазывал только что сметенные кучки пыли и грязи обратно по дороге исключительно из лучших побуждений, пытаясь их собрать на лопату. Ну, то есть, на лопату кое-что попадало, а остальное – как получилось. При этом он периодически впадал в энтомологию: ловил жуков, незадачливых кузнечиков, и прочих ползуче-летучих существ, чтобы рассмотреть, показать мне и сфотографировать на память. А кто в это время за ним всё переделывал? Правильно, я. Потом человек вдруг вспоминал о работе и даже пытался призвать к ней остальных, навязчиво убеждая всех, что надо же продолжать! И возюкал гремучей лопатой снова, превращая чью-то сделанную работу в несделанную. Я опасалась, что ещё немного и его побьют. Но всё было очень культурно, недоумевающие взгляды и больше ничего. Удивительно, но с работой мы каким-то чудом справились. А как мы красили детские площадки! Это же просто песня! Весь отряд ждал и спрашивал, когда же мы, наконец, пойдём красить? В краске было всё: трава, песок, одежда, руки, лица… Начиналась работа с рвением и энтузиазмом, а через час-полтора желание иссякало: может, из-за жары, а может, из-за запаха краски. Что-то оказалось покрашено только с одной стороны, а с другой проглядывала старая краска. Что-то было старательно намазано снизу так, что сверху уже некуда встать, поэтому верх остался вообще не покрашенным. Где-то были задуманы узоры в виде полосок другого цвета, но по невысохшей краске эти полоски безобразно растеклись кривыми тёмными струйками, как декорация из фильма ужасов. Зато надпись краской о том, что кто-то лох, никуда не растеклась. Видимо, её загадочный автор хотел потом её закрасить, но забыл. И все жители посёлка могли прочитать её на детском домике до следующего утра. Интересно было наблюдать за реакцией тех, кто случайно испачкал краской одежду или обувь. Кто-то сразу бежал отмываться растворителем, кто-то продолжал работать, потому что ему было совершено наплевать, что он весь в краске, кто-то искал виноватых и сокрушался, что теперь испорчены новые, очень дорогие штаны... Были такие оригиналы, которые специально заляпывали разными цветами свои вещи, и, надо сказать, кое-что получилось очень красиво и стильно. Сидят девчонки в кружочке, смеются, разрисовывают кепку, льют на неё краску тоненькими полосками, а выходит настоящее произведение искусства! Почему-то мальчики пачкались меньше девочек. То есть они вообще не пачкались. Как так? Почему все мальчишки такие аккуратные? Хотя, нет, было исключение, одно. Тот, младший, усердный. Вы когда-нибудь видели мальчика, у которого абсолютно нет чистых мест ни на одном предмете одежды, ни на одной части тела? А я видела: полностью разноцветный и абсолютно счастливый! Я очень боялась наделать ошибок. И делала их вдохновенно, везде, где только могла! Хорошо, что мне помогали знающие люди, которые могли объяснить, что к чему. Например, я плохо ориентируюсь в посёлке – мой отряд направляли в место, которое я знаю. Правда, иногда я всё же просила детей показать дорогу. И вот тут мне казалось, что мы идём зигзагами по самому длинному пути из всех возможных. Я хотела помочь детям и брала на себя часть работы, но, лучше бы я грамотно распределила её между детьми и следила, как они с нею справляются. Я закрывала глаза на их бесшабашные развлечения, которые могли плохо закончиться, но, к счастью, обошлось. Я не следила, сколько мы взяли инвентаря: лопат, мëтел, мусорных мешков, и сколько в итоге принесли назад. Я отпускала детей во все места, куда они ненадолго просились, а потом удивлялась: где все? Некоторые потом даже не подходили отпрашиваться – просто исчезали. Я не упорядочила покраску: сначала следовало убрать траву, потом отскоблить старую краску, потом покрасить то, что сверху, а дальше всё остальное. Какое там! Набежало татаро-монгольское иго, «моя твоя не понимать», смело всё: краски, кисточки, и унеслось красить что попало! Я однажды от одной четырёхлетней девочки услышала слово «изукрасить», это означало раскрасить страницу в книжке. Так вот, первую детскую площадку мы именно «изукрасили». Больше всего меня в подростках удивила их открытость и доброта. В отряде царило уважение. Девчонки, мальчишки каждый раз обнимались при встрече, и это простое приветствие наводило меня на мысль, что сейчас дети стали совсем другие, не такие, как раньше. Они человечные, искренние, уступчивые, готовые слышать друг друга. В мои школьные годы дружба и уважение были редкостью. Может быть, это такое поколение, которое через доступность интернета и сетевых увлечений научилось ценить живое общение? Мои дети тоже учатся в школе и я в курсе бардака в их классах: почти всё так, как было в моём. Нет уважения к сверстникам и учителю, а есть насмешки, приколы, деление на «крутых» и «низших». Получается, одноклассники моих детей ещё не доросли до этих ребят? Или это просто мне так повезло, что в нашем трудовом отряде собрались самые добрые дети? Мне действительно повезло. Я с удивлением поняла, что вот так, по хорошему, тоже, оказывается, бывает! И меня это очень радует. Никто никого не принижает, не обзывает, никто ни над кем не смеëтся. Мои «большие» дети оказались удивительными, улыбчивыми, общительными, готовыми помогать друг другу. Такие взрослые, интересные и абсолютно разные. Кто-то уже закончил школу и наметил себе дальнейший путь, кто-то увлекается спортом и ездит на соревнования, кто-то уже думает о том, где можно будет поработать летом после отряда, кто-то участвует в молодёжном совете, кто-то мечтает о собаке, а кто-то уже встретил свою любовь. И всё-таки они – дети. Не такие уж и большие. Конечно, они хотят работать, да и денег хотят. Но и отдыхать хотят тоже. Хотят включить колонку, что-то делать под музыку и подпевать. Хотят танцевать с метлой. Подтягиваться на турнике и делать на нём разные сложные упражнения. Со скамейки кувырком назад вниз головой прыгать хотят. (Вот тут я почувствовала, что если такой попрыгунчик в рабочее время убьëтся, отвечать буду я.) Купаться прямо в одежде хотят. Носить друг друга на руках. В тачке кататься. Валяться на дороге и смеяться. Лежат две девочки, волосы по пыльному асфальту раскиданы, но они не переживают, весело им. Ну и где они взрослые? Маленькие они, дети они ещё. Было бы здорово, если бы все люди брали с собой из детства умение так же радоваться простым вещам! Мы вечно заняты своими проблемами, думаем о делах, планах и забываем почувствовать этот мир. Увидеть себя здесь и сейчас: когда вокруг солнечный свет, облака, свежий ветер, пение птиц и просто: вот сейчас всё хорошо. Мы даже не думаем о том, как это здорово – жить! И нам, взрослым, прямо с мостика, где на другом берегу – детство, подростки протягивают руку. Чтобы мы поняли их, почувствовали то, что чувствуют они, вспомнили, как надо радоваться и помогли им уверенно пройти с этого шаткого мостика на наш берег. Спасибо вам, дети, за веру в нас. Держитесь крепко, мы рядом!
|
|||
|