Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ



УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ

Теория болезни является одним из принципиальнейших вопросов медицины. Выяснив сущности болезни имеет важное теоретическое и практическое значение, т.к. познание этого вопроса служит исход­ным моментом для решения других вопросов патологии. Представление о сущности болезни всегда отражало взгляд человека на природу. Оно зависело т от мировоззрения людей, находилось под влиянием строя общества и господствующей в нем философии. Развитие учения о болезни являлось ареной непримиримой борьбы двух идеологий - идеализма и материализма. Давайте и проследим важнейшие этапы становления представления о болезни.

Итак, I период. Онтологический (ontoon - существо, дух) пери­од, или период первобытного анимизма ( от anima греч. - душа).

Первобытно-общинном строе все явления природы обожествля­лись, причем, каждому явлению соответствовало свое божество, не­видимая, таинственная и всемогущая сила. Болезнь тоже считали ре­зультатом действия подобных, враждебных человеку сил - воздейс­твием или вселением в человека злого духа. Отсюда и соответствующие методы лечения - изгнание злого ду­ха. Шаманизм. От этого периода у нас сохранились некоторые терми­ны, как, например "лихорадка" от "лих радуется". В эпоху древнеиндийской и древнекитайской культур 5 тыс.лет тому назад господствовал взгляд, что вся природа и организм чело­века в том числе состоит из 4-х (или 5-ти, Индия) стихий: земли, воды, воздуха, огня, "эфира". И существо болезней видели в непра­вильном соотношении этих стихий. Гиппократ считал, что тело человека состоит из твердых час­тей (кости, жилы, сосуды) и жидких влаг ( кровь, слизь, желчь чер­ная и желчь желтая). Последние передвигаясь и смешиваясь в теле человека, определяют все жизненные проявления и действуют на них. Он считал, что нарушение правильного смешения влаг (дискразия) приводит к болезни. Гиппократ считал, что тело человека состоит из твердых час­тей (кости, жилы, сосуды) и жидких влаг (кровь, слизь, желчь черная и желчь желтая). Последние передвигаясь и смешиваясь в теле челове­ка, определяют все жизненные проявления и действуют на них. Он считал, что нарушение правильного смешения влаг (дискразия) при­водит к болезни. Гиппократ стоял на материалистических позициях, полагая, что "... каждая болезнь имеет свою причину и все совер­шается сообразно с природой". Важно отметить, что, по мнению Гиппократа, природа, т.е. природные силы организма, стремится подавить болезнь. Поэтому он призывал врача помогать природе, учиться у природы. Одной из сильных и самых ярких сторон учения Гиппократа был принцип целостности организма единство человека с окружающим ми­ром.

В античный период, одновременно с гуморальным направлением Гиппократа появилось и другое, также материалистическое учение о болезни. Это так наз. направление СОЛИДАРНОЙ ПАТОЛОГИИ ( colidar - плотный). Солидарная патология основывалась на возникшем в черноморс­ких колониях Греции атомистическом учении ДЕМОКРИТА и его после­дователей. Согласно их представлениям все тела окружающей природы состоят из мельчащих частиц - атомов. Плотность их расположения и определяет свойства тел. Болезнь считали следствием изменений плотности расположения частиц - атомов. Это так же, как и гиппок­ратовское - хотя и примитивное, но материалистическое представле­ние о болезни. Первична материя, а душа - вторична. О таком взгляде свидетельствуют слова последователя Демокрита -Лукреция Тита Кара (Царегородцев, стр.8). "Душа и тело существуют в нераз­рывном единстве, исчезает одно вместе с другим. Вместе с телом родится душа... вместе растет и под бременем старости же погиба­ет".т.е. материалистически решается вопрос материи и сознания - основной вопрос философии. Наряду с этими материалистическими представлениями о болез­ни, в ту же эпоху развивалось несколько позднее стало господству­ющим противоположное - идеалистическое так называемое ГУМОРАЛЬ­НО-ВИТАЛИСТИЧЕСКОЕ представление о болезни. Оно возникло под вли­янием философских взглядов Платона и Аристотеля (IV-III век до н.э.) о душе, как нематериальному начала всего живого. Согласно этому представлению болезнь связана с порчей соков в организме, что происходит под влиянием души. Наиболее известным представите­лем и создателем гуморально-виталистического взгляда на болезнь был римский врач Клавдий Гален (II век до н.э.). В его учени сое­динились материалистические представленияь Гиппократа, о болезни идеалистическое учение Платона. Гален признавал 4 влаги Гиппократа главное значение в проис­хождении болезни придавал изменениям крови, но причиной нарушений считал влияния пневмы - особого жизненного начала, поступающего в организм вместе с воздухом. В организме 3 вида пневм: психическая находящаяся в головном мозгу, жизненная - в сердце, и физическая в печени. Пневмы управляют деятельностью организма. Эти взгляды сохралились на протяжении 15 веков. В средние века господствующая в Европе христианская церковь приняла за основу всех наук библию и отбросила большинство научных достижений, считая их языческими. Взгляды на болезнь развивались на основе схоластических рассужде­ний об особом виде общественной силы - "АРХЕЕ", который определя­ет состояния здоровья и болезни. На новой религиозной основе воз­родились анимистические представления онтоологического периода о природе болезни. Болезнь - результат вселения в человека "нечис­той силы", - отсюда "изгнание беса" - как основа лечения - при помощи молитв и заклинаний. (Егор Булычев и др. - см.). Отдельные прогрессивные деятели, напр. поэт Петрарка (ХIV век, резко критиковал медицину средневековья, подчеркивая ее неспособность оказывать помощь больным людям. В средние века центра развития медицины переносится на вос­ток. Выдающийся таджикский ученый - врач, естествеоиспытатель и поэт Абу-Али Ибн Сина (980-1037) развивал материалистические взгляды на болезнь на уровне передовой науки того времени. Воз­никновение болезней он связывал с влиянием внешней материальной среды, в том числе (поразительно) - не видимых живых существ - предвидя открытие микроорганизмов. Разделяя представления Гиппок­рата о дискразиях (пояснить), считал их результатом реакции ор-ма на болезнь. Авицинал придавал болшое значение типу телосложения человека и требовал индивидуального подхода к больному.Но в христианских странах Запада это учение не получило под­держки и распространения в то время.

В эпоху Возрождения эпоху великих географических открытий и расцвета естественных наук, успехи зимии и физики привели к воз­никновению ЯТРОФИЗИЧЕСКОГО и ЯТРОХИМИЧЕСКОГО (jatgos - врач) нап­равлений в медицине. Болезнь объясняли происшедшими в организме химическими или физическими изменениями. Отсюда - химиотерапия. С того периода оставившаяся нам в наследство лечебные препараты ртути, серы, золота и др., многие методы физиотерапии. Однако, общие представления о болезни оставались на уровне религиоз­но-идеалистических воззрений. Виднейший из передоавых врачей того времени, представитель ятрохимического направления ПАРАЦЕЛЬС по-прежнему связывал развитие болезни с деятельностью жизненного духа "архея", из-за которого и происходит изменения химического состава человеческого тела. Этот "архей" пребывает в желудке че­ловека и охраняет его от действия вредных агентов. В дальнейшем стали называть уже несколько "археев", отдельных для желудка, сердца и т.д.

Огромные успехи естественно-научного материализма и идеоло­гические запросы молодого господствующего класса буржуазии в ХVI­II в. настойчиво требовали пересмотра столь длительно существо­вавших религиозно-идеалистических взглядов на болезнь. Решительный удар по ним нанес Рудольф ВИРХОВ, убедительно показавший, что болезнь связана с материальными изменениями в организме, что при этом происходят повреждение и изменения тех или иных клеток. В средине ХIХ в. Вирхов сформировал свою теорию кле­точной патологии ("Целлюлярная патология", 1858). Согласно его теории болезнь возникает вследствие изменений, происходящих в клетках под влиянием болезнетворных (патогенных) факторов, кото­рые оказывают непосредственное повреждающее действие на клетки.

Учение Вирхова было для того времени более прогрессивным, чем существовавшие до него. Но неправильные философские взгляды Вирхова привели его к неправильным обобщениям, которые стали тор­мозом для развития учения о болезни и - больше - медицины в це­лом. Он отрицал принцип целостности организма, рассматривал его как сумму клеток, как клеточное государство. Все болезни он счи­тал местными процессами. Вирхов явился основоположником органоло­калистической медицины, органолокалистического принципа в патологии.

1.Гомеопатические

2. Магические

3. Китай эперестическая

4. Фрейдизм

Согласно Вирхову, нет болезней общих, есть только болезни отдельных органов: печени, сердца и т.д. Суть болезни заключается в поражении клеток того или иного органа. Представления о матери­алистической сущности болезни уживалось в теории Вирхова идеалис­том. Он признанная в частности внутренней цели жизни. Взгляды Вирхова и его "целлюлярная патология" сразу подверг­лись резкой критике со стороны передовых ученых России. И.М.Сече­нов в 1860 г. писал: "клеточная патология, в основе которой лежит физиологическая самостоятельность клеточки, или, по крайней мере, гегемония ее над окружающей средой, как принцип ложна". Однако, метафизические взгляды Вирхова прочно утвердились и нашли даль­нейшее развитие на Западе, что способствовало тому кризису, кото­рый возник сейчас в буржуазной медицине. Создание вместе с философской системы - диалектического ма­териализма открыли новую эпоху в развитии учения о болезни. Бла­годаря деятельности величайших умов отечественной медицинской на­уки - И.М.Сеченова, С.П.Боткина, В.В.Пашутина, И.И.Мечникова, И.П.Павлова, А.Д.Сперанского, А.А.Богомольца и их учеников были сформулированы принципы учения о болезни. Они в корне отличаются от положений "клеточной патологии".

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ БОЛЕЗНЬ? КАКОВА СУЩНОСТЬ ЕЕ В СОВРЕМЕННОМ НАШЕМ ПОНИМАНИИ?

Философское определение болезни дал К.Маркс: "Болезнь - это стесненная в своей свободе жизнь". Очень близка к этому определению Маркса - медицинская формули­ровка А.А.Остроумова: "Болезнь - нарушение нормальной жизни чело­века условиями его существования в среде". Современным определением болезни можно считать следующее оп­ределение И.Р.Петрова в редакции А.Д.Адо: "БОЛЕЗНЬ - ЭТО ЖИЗНЬ ПОВРЕЖДЕННОГО ОРГАНИЗМА ПРИ УЧАСТИИ ПРОЦЕССОВ КОМПЕНСАЦИИ НАРУ­ШЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ПРИ СНИЖЕНИИ ТРУДОСПОСОБНОСТИ".

1. КАЖДАЯ БОЛЕЗНЬ - СТРАДАНИЕ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. Не существует изолированных болезней органов или так называ­емых местных болезней. Любая болезнь есть общее поражение орга­низма, но с преимущественной локализацией изменений в том или ином органе. Например, брюшной тиф, туберкулез легких, скарлатина. Имеются общие болезни и без избирательной локализации, например, сепсис. Взаимоотношение местных и общих изменений складываются раз­лично. Мы часто встречаемся с тяжелыми общими явлениями при сла­бой выраженности местных явлений. Иногда, наоборот, при обширных и выраженных местных изменениях общие явления выражены слабо. Например, удаление одного легкого может хорошо компенсироваться усиленной функцией другого и болезненных явлений не возникает.

2.СОВРЕМЕННОЕ НАУЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОЛЕЗНИ ИСХОДИТ ИЗ ПРИЗНАНИЯ ВЕДУЩЕЙ РОЛИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. Внешние факторы могут вызывать изменения внутренних свойств. Эти изменения организма в дальнейшем могут играть ведущую роль в возникновении болезни. Они могут стойко закрепиться и передавать­ся по наследству - наследственные болезни (например: серповиднок­леточная анемия). Но эти изменения сформировались под влиянием внешних факторов. Ибо внутренне - это ассимилированное внешнее. Разнообразные причины болезней всегда действуют на организм человека в определенных условиях труда и быта, в условиях соци­альной среды. Человек как существо социальное немыслим вне этой социальной среды. Ленинизм рассматривает жизнь человека в нераз­рывном единстве с окружающей его средой. Для человека основное значение в этом смысле играет среда социальная.

3.ДЛЯ БОЛЕЗНИ ХАРАКТЕРНО ЕЖИНСТВО ПАТОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛО­ГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ.При воздействии любого болезнетворного фактора возникают обычно защитные и приспособительные, а позднее и ком­пенсаторные реакции. Вначале - защитные реакции (физиологические) защищают организм от действия болезнетворного фактора. Затем включаются приспособительные реакции. Они помогают организму приспособиться к существованию в новых условиях действия болез­нетворного агента. Иногда трудно разграничить защитные и приспо­собительные реакции, и потому часто говорят о ЗАЩИТНО-ПРИСПОСОБИ­ТЕЛЬНЫХ реакциях, рассматривают их совместно. Здесь следует подчеркнуть еще одну важную особенность. Изме­нения защитно-приспособительного и патологического характера, в особенности при вовлечении компенсаторных реакций и процессов при болезни тесно связаны между собою и отличить их друг от друга не­редко весьма трудно. Уместно привести слова И.П.Павлова, сказан­ные по этому поводу: "И в общей медицине бывает затруднения, ког­да вы должны в картине болезни отличать, что в ней есть результат повреждения и что есть результат противодействия организма данно­му повреждению. Эти две категории явлений очень спутываются. Дело науки и талантливости врача разделить их и понять, что есть ис­тинная болезнь и что есть физиологическая мера против болезни".

Защитно-приспособительные реакции делятся на СПЕЦИФИЧЕСКИЕ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ - это такие реакции, характер которых зависит от особенностей патогенного раздражителя. Например, недостаток кислорода в организме вызывает усиление дыхания и усиление работы сердечно-сосудистой системы. Здесь имеется специфическое, харак­терное именно для действия этого фактора, возбуждение гл.обр. ды­хательного и СС-центра. Примером специфических защитных реакций более сложного характера может служить образование специфических антител в ответ на воздействие патогенного микроорганизма. При повторных действиях одного и того же раздражителя в оп­ределенных условиях вырабатываются более совершенные специфичес­кие защитные реакции - условные рефлексы. Благодаря образованию временных свя­зей организм оказывается защищенным от действия патогенного болезнетвор­ного раздражителя, так как при усло­виях раздражения дистантных рецепто­ров исключается непосредственное соп­рикосновение организма с вредным фак­тором, например, с горячим предметом. 

К защитным реакциям относятся разнообразные простые и слож­ные оборонительные рефлексы, а также ряд безусловных рефлексов (кашле­вой, чихательный, рвотный). Специфические защитные и приспособительные реакции возникают и реализуются чаще всего на фоне НЕСПЕЦИФИЧЕСКИХ защитно-приспо­собительных реакций.

А. К таким реакциям следует отнести, прежде всего ВОЗБУЖДЕ­НИЕ ЦНС. Оно вызывается различными воздействиями. Сопровождается усилением обменных процессов в тканях, функции двигательного ап­парата, разнообразных вегетативных реакций (усиление деят. ССС, дыхания и пр.). С возбуждением НС связано также усиление деятель­ности эндокринных желез. Например, увеличение секреции адреналина приводит к расширению сосудов сердца, головного мозга, а также мобилизацию сахара из гликогена, усиливает функцию гипофиза, щи­товидной железы, надпочечников.

Б. При недостаточности "начальных" защитно-приспособительных механизмов, защищающих организм и ЦНС в том числе, вслед за воз­буждением может наступать ТОРМОЖЕНИЕ ЦНС по типу охранительного торможения, которое относится также к защитным явлениям, как крайняя мера защиты. Благодаря торможению нервные клетки оказыва­ются защищенными от перераздражения болезнетворным фактором, тем самым предохраняются от быстрого истощения и гибели. Важно под­черкнуть, что торможение ЦНС как приспособительная реакция воз­никла в процесс эволюции организмов. Она особенно хорошо выражена у зимнеспящих животных, которые в состоянии анабиоза (пояснит. тер­мин) существуют в наиболее труд­ные периоды своей жизни. Так, во время спячки у сурков можно прек­ратить общее кровообращение на 2 часа с последующим восстановлением их нормального состояния. Состояние анабиоза у высших мле­копитающих и человека не наблюда­ется . Однако, еще в начале ХХ века русский исследователь И.П.Бахметьев (1902) мечтал о по­лучении зимней спячки у высокоорганизованных животных. В настоявшее время эксперименты с гипотер­мией позволяют надеяться на осу­ществление идеи Бахметьева. Большую роль в неспецифической адаптационной (приспособи­тельной) реакции играют гипофиз и надпочечники, в том числе их корковая зона. Этот механизм гормональной неспецифической защиты впервые установлен А.А. Богомольцем, а через 30 лет после его ра­бот стал хорошо известен благодаря исследованиям и популяриза­торской деятельности видного канадского патофизиолога Ганса Селье. Результаты своих исследований он изложил в виде концепции (известной сейчас всему миру), озаглавленно им одним словом "СТРЕСС", что переводится приблизительно как "НАПРЯЖЕНИЕ". Его концепцию коротко можно представить следующим образом. Стрессор - вредное внешнее воздействие, вызывающее ответное нап­ряжение организма: инфекция, интоксикация, травма, холод, жара, мышечная усталость, радиация и пр. Действие стрессора вызывает реакцию состороны гипофиза и коры надпочечников, в результате ко­торой усиливается сопротивляемость организма как этому повреждаю­щему фактору, так и многим другим одновременно, разнообразным по природе болезнетворным воздействиям. При этом, несмотря на различие в раздражителях, которые вы­зывают различные патологические процессы: травму, ожог, инфекци­онный процесс и т.д., в организме возникают однотипные, неспеци­фические изменения, которые предшествуют, обычно, (или наряду) специфическим проявлениям болезни. Проявления этих НЕСПЕЦИФИЧЕС­КИХ изменений в организме Селье назвал ОБЩИМ АДАПТАЦИОННЫМ СИНД­РОМОМ. Как т всякая реакция, САС имеет свои закономерности разви­тия. Различают 3 стадии в его развитии:

1. СТАДИЯ ТРЕВОГИ (стадия МОБИЛИЗАЦИИ). Подстадии: ШОК и ПРОТИВОШОК.

2. СТАДИЯ РЕЗИСТЕНТНОСТИ (наибольшей устойчивости).

3. СТАДИЯ ИСТОЩЕНИЯ. Если вслед за сильным повреждением (подстадия ШОК) животное не погибло, то начинается вторая подстадия

 ПРОТИВОШОК. При этом резко увеличивается секреция АКТГ гипофиза, что стимулируер выб­рос гормонов коры надпочечников (гл./ к. кортизол+кортизон; м\к. кортикостерон, а также альдостерон), которое обладают противовос­палительным действием (Селье), снижают уровень эозинофилов в кро­ви и лимфоцитов.

Постепенно развивается стадия максимальной резистентности, которая обеспечивается максимально выраженной секрецией указанных гормонов надпочечников с одновременной гипертрофией коры надпо­чечников и гипоплазией лимфатических узлов и тимуса.Если эта защитная реакция сказывается недостаточной, то нас­тупает стадия истощения: дистрофия и атрофия коры надпочечников, кровоточащие язвы в желудке и 12-п.кишке, нарушение углеводного и минерального обмена, истощение и гибель организма. Механизмы повышенной устойчивости при стресс-реакции не име­ют еще полного объяснения. Известно, что наступающий в стадии тревоги и резистентности распад лимфоцитов и лимфоузлов ведет к быстрому освобождению гамма-глобулинов, несущих защитную функцию и поступлению защитных белков пропердиновой системы из лимфоцитов. Глюкокортикоиды вызывают увеличение уровня сахара в крови, улучшая питание органов, подавляют образование и ослабляют дейс­твие аллергических антител. Минералокортикоиды изменяют электро­литный состав (соотношение К/Na), изменения возбудимость клеток. Общий вывод: НЕСИЛЬНЫЕ СТРЕССОРЫ ТРЕНИРУЮТ ОРГАНИЗМ, СИЛЬНО ИСТОЩАЮТ. Следующая характерная для болезни черта, это -                                                                                                                                                        4. СНИЖЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТИ ОРГАНИЗМА К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ. Несмотря на мобилизацию приспособительных механизмов, способность больного организма приспосабливаться к меняющимся усло­виям среды ПОНИЖЕНА. Это объясняется тем, что физиологические ре­зервы расходуются на противодействие болезненным изменениям, раз­вивающимся в ор-ме. Так, например, при развившемся пороке сердца резко ограничена возможность приспособления ССС и организма в це­лом к увеличению физической нагрузки. Тяжелое нарушение кровооб­ращения при пороке может возникнуть под влиянием незначительного физического напряжения.   Следующая черта, характерная для болезни – это                                                                                                                                                       5. НАРУШЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМНЕНЕНИЙ.                                                         Это положение не требует особых доказательств. Для примера можно привести самоотравление организма в результате острой атро­фии печени из-за выпадения ее обезвреживающей функции; далее, резкое ослабление сердечной деятельности вследствие скопления жидкости в полости перикарда. Это и есть собственно нарушающие жизнедеятельность патологические явления. на стр. 9 Здесь следует подчеркнуть еще одну важную особенность. Изменения защитно-приспособительного и патологического характера, в особенности при вовлечении компенсаторных реакций и процессов при болезни тесно связаны между собою и отличить их друг от друга нередко весьма трудно. Уместно привести слова И.П.Павлова, сказанные по этому поводу: "И в общей медицине быва­ют затруднения, когда вы должны в картине болезни отличить, что в ней есть результат повреждения и что есть результат противодейс­твия организма данному повреждению. Эти две категории явлений очень спутываются. Дело науки и талантливость врача разделить их и понять, что есть истинная болезнь и что есть физиологическая мера против болезни"                                                                                                                                                                       6. Последняя характерная особенность болезни - СНИЖЕНИЕ ТРУ­ДОСПОСОБНОСТИ. Оно может иметь различную степень и различный ха­рактер. Чрезвычайно большое значение при этом имеет социальная среда. Рациональное трудоустройство, которое в полной мере осу­ществляется в социалистическом обществе, нередко полностью или в значительной мере обеспечивает трудовую деятельность человека, нарушенную хронической болезнью. Социальные мероприятия могут создать условия, в которых человек с выраженными патологическими изменениями перестает быть больным в полном смысле этого слова, а может трудиться и пользоваться благами жизни наряду со здоровыми людьми, а его болезнь принимает значение только лишь патологичес­кого процесса. (Об этом - далее).Однако, говоря о болезни детей дошкольного возраста и прек­лонных стариков вряд ли уместен термин трудоспособность. По-видимому, имеет смысл говорить о снижении социально полезной ценности человека в период болезни. Итак, БОЛЕЗНЬ - ЭТО ЖИЗНЬ ПОВРЕЖДЕННОГО ОРГАНИЗМА ПРИ УЧАСТИ ПРОЦЕССОВ КОМПЕНСАЦИИ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ПРИ СНИЖЕНИИ СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНОЙ ЦЕННОСТИ.

В заключение следует отметить, что БОЛЕЗНЬ - I (есть качест­венно новое состояние организма, возникшее в результате перехода возникших количественных изменений в новое качество, а именно бо­лезнь; 2)есть ПОНЯТИЕ КЛИНИЧЕСКОЕ.

Такое представление наиболее признано. Однако, имеются и другие точки зрения.

Так, некоторые наши советские философы, ученные-медики счи­тают (А.М.Изуткин, г.Горький), что понятие болезни следует расп­ространить на все нарушения в организме, пусть даже протекающие скрыто, т.е. без клинических проявлений, но которые все же можно выявить современными лабор.методами, хотя, повторяю, внешне кли­нически они не выявляются. Здесь имеет место отождествление пато­логического процесса и болезни. Это неверная позиция. Предложен даже термин ПРЕДБОЛЕЗНЬ для характеристики скрытых патологических изменений. Но такая позиция лишает понятия "болезнь" конкретного содержания и может увести нас к бесконечным и бесплодным дискус­сиям о том, что такое "норма" и где граница между нормой и пато­логией. И.В.Давыдовский, крупный советский патолог, отрицает само наличие качественных отличий патологии от нормы. Он считает, что нет качественных отличий физиологических явлений от патологичес­ких. Критикуя Парацельса в своей книге "Пробл. причинности в ме­дицине", стр.39, он писал: "по Парацельсу человек наделен средс­твами бороться с болезнью и задача врача помочь в этой борьбе с врагом. Так, и далеко не в последний раз, в истории медицины дек­ларировалась вредная, но очень живучая идея, противопоставляющая болезнь здоровью". И далее следует практический вывод: "Вряд ли поэтому следует рекомендовать врачу: разделять, что в картине бо­лезни есть результат повреждения и что есть результат противо­действия данному повреждению, что есть истинная болезнь и что есть физиологическая мера против болезни." Совершенно очевидно, что такое представление о болезни - антидиалектично. Оно не подт­верждается практикой жизни, этим "критерием истины". Ведь именно на представлении о болезни, как ОСОБОМ КАЧЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ ор­ганизма построена вся медицинская практика. Кроме того, И.В.Давыдовский стремился доказать, что болезни являются приспособительным явлением. Болезни, по его доводам, расширяют физиологические возможности приспособления и являются необходимым звеном в эволюции человека. Вряд ли можно с этим по­ложением согласиться. А "закипание" на высотах? Тоже приспособле­ние? А стенокардия при аппендиците? Она к чему приспосабливает? Нет, болезнь - это не только приспособление, но и следствие "полома" в организме вследствие действия болезнетворного агента. Болезнь - это качественно новое состояние, снижающее его приспо­собительные свойства и возможности. С болезнью нужно бороться! Кроме нашего материалистического представления о сущности болезни имеются и другие подходы к толкованию сущности болезни, рассматривающие ее с идеалистических позиций. Общий кризис капи­тализма и буржуазной философии создают благоприятные условия для возникновения различных антинаучных теорий в медицине. В них на­ходит отражение дух упадничества и регресса как отражение настро­ений безысходности, бесперспективности существования человека в капиталистическом обществе. Признание потери социальной значимос­ти индивидуума. Подавление личности буржуазных цивилизаций. Даже сами буржуазные философы вынуждены называть современную буржуаз­ную философию философией ужаса и гибели. стр 16. В.И.Ленин. "Здесь очень уместно напомнить ленинское положение о том, что всякая идеалистическая теория вырастает на живом древе человечес­кого познания, питаясь его живительными соками, опираясь на какие либо реальные факты, но извращая, абсолютизируя их".

1. Концепция "бессознательного" в происхождении болезни. ФРЕЙДИЗМ. Син.ПСИХОАНАЛИЗ.

Основоположник его, австрийский психиатр Зигмунд ФРЕЙД, в своих работах отрицал наличие объективных закономерностей в при­роде и общества. Он создал умозрительную концепцию сущности пси­хических болезней. Согласно ей, источников психических заболева­ний является ранний период детства, когда у ребенка в процессе его воспитания формируются первые представления о "недозволен­ном", происходит подавление врожденных влечений, инстинктов, главными из которых Фрейд считал: 1) половой, 2)инстинкт разруше­ния и 3)смерти.

Будучи подавленными, инстинкты не уничтожаются, а выясняются в особую психическую сферу "бессознательного". Эти вытесненные инстинкты пытаются проникнуть в сознание обходными путями и за­маскированной форме, чтобы "обмануть цензора". Такая замаскиро­ванная форма инстинкта и представляет клинический синдром. Для лечения необходимо разгадать путем ПСИХОАНАЛИЗА скрытый смысл сновидений: путем бесед с больным человеком выявить, какой инс­тинкт, какое сильное влечение было свое время подавлено. Если заставить больного это осознать, - он выздоровит. В конце своей жизни Фрейд признал, что уверен только в одном случае излечения этим методом во всей своей практике. В дальнейшем Фрейд пытается превратить свое учение из меди­цинской теории, в концепцию, претендующую на решение наиболее сложных вопросов социологии, философии, истории.

Из якобы присущего человеку "инстинкта разрушения и смерти" он приходит к заключению о неотвратимости войн. Из того, то, что воспитание предполагает торможение врожденных влечений, им был сделан вывод о разрушительном влиянии на психику воспитания и во­общее цивилизации. (Теории недозволенности, терроризм и пр.). Этому социальному аспекту своего учения Фрейд уделял большое вни­мание до последнего дня своей жизни.

2. НЕОФРЕЙДИЗМ.

Неофрейдисты изъяли из фрейдовской концепции наиболее непри­емлемые нелепые, шокирующие высказывания, одновременно распрост­раняя представления Фрейда о возникновении психических болезней на все болезни вообще. Их взгляды и основные принципиальные поло­жения были подхвачены наиболее популярной в странах Запада школой ПСИХОСОМАТИКОВ.

3.ПСИХОСОМАТИКА - это направление, в котором все болезни рассматриваются как результат первичного нарушения психики.

Идеи психосоматического единства, серьезного влияния психики на соматические функции, были отправными и в развитии отечествен­ной патологии и медицины. В основе их представлений о болезни они упорно сохраняют по­зиции обновленного фрейдизма: главную роль в возникновении внут­ренних болезней, по их мнению, играют конфликты раннего детства между инстинктами и возможностью их удовлетворения. Возникновение язвенной болезни, например, объясняется тем, что человек, еще бу­дучи ребенком, часто рассматривался из-за того, что мать запазды­вала с грудным кормлением. Позднее, у взрослого, страстное жела­ние чего-нибудь недосягаемого вызывает у него усиление движений желудка, расширение кровеносных сосудов слизистой и гиперсекре­цию, что и приводит к возникновению язвы. Опираясь на научные факты, ПСИХОСОМАТИКА выросла на преуве­личении важной роли психических факторов в возникновении болезни, спекулируя на исторически сложившемся представлении о роли психи­ки в возникновении как болезни, так и сохранении здоровья. Однако утверждая первичность психики и вторичность материально-физиоло­гического субстрата в жизнедеятельности организма, психосоматики тем самым становятся на позиции СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА. "Мы, - пишет один из психосоматиков, Шрейбер, - различаем в человеческом организме определенную иерархию - нематериальная душа активизиру­ет витальные силы, будь то в эмбриональном или взрослом состоя­нии". Взгляды фрейдистов, неофрейдистов, психосоматиков призваны скрыть подлинные причины массовых заболеваний в современном бур­жуазном обществе. Но их высказываниям - не объективные причины, не социально-политический уклад и классовая поляризация общества ответственны за то, как сложилась жизнь и возникла болезнь, а сам человек, индивидуум, его подсознательный мир. На основе своего учения о болезни они пытаются объяснять и болезни и многие соци­альные явления. Так, например, неврозы, распространенные в среде рабочего класса в США, рассматриваются как символическое выраже­ние инстинктивного стремления рабочего класса избавиться от тру­да. Безработица изображается как биологическое явление. (Г.И.Цпрегородцев. "Диалектич. материализм и мед.", М., 1961).

Фрейдизм и психосоматика поставляют материал для буржуазной

4. ПСИХОСОЦИОЛОГИИ, которая процессы общественного развития объясняет подсознательными, инстинктивными, силами, будто бы оп­ределяющими поведение людей. Цель этого направления - защита классовых интересов современного монополистического капитализма, теоретический антикоммунизм. Поэтому борьба с реакционными идеа­листическими теориями в учении о болезни, в медицине вообще, при­обретает особое значение борьбы с идеологической диверсией импе­риализма.

5. ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМ в медицине - наиболее реакционная "но­винка" буржуазной философии и медицины. Современный экзистенцио­нализм - "философия существования", стремящаяся найти какой-то 3-й путь в философии: не материализм и не идеализм. Экзистенцио­налисты занялись выяснением "сущности человека", "главных его ка­честв", и нашли их - "основных категориях бытия" - "беззащитнос­ти", "тревоги", "страхе", "одиночестве","заброшенности". Именно к этому направлению относится определение "философия ужаса и гибе­ли".

Итак, БОЛЕЗНЬ - ЭТО ЖИЗНЬ ПОВРЕЖДЕННОГО ОРГАНИЗМА ПРИ УЧАСТИИ ПРОЦЕССОВ КОМПЕНСАЦИИ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ПРИ СНИЖЕНИИ СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНОЙ ЦЕННОСТИ.

Понятие "БОЛЕЗНЬ" включает в себя ПАТОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ, ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ. Патологическая реакция представляет собой необычную реакцию на какой-либо раздражитель, и эта реакция имеет отрицательное значение для организма.

Например: а) резкий кратковременный подъем арт. давления при незначительных отрицат. эмоциях у больных гипертронич. болезнью.

б) сужение сосудов сердца - вместо расширения - в ответ на введение адреналина при некоторых острых поражениях миокарда,

в) редчайшее расширение капилляров и остановка в них крово­тока при ожоге вместо усиление кровотока в арт. сосудах от дейс­твия тепла.

г) спазм венечных артерий и приступ стенокардии или спазм бронхов, ведущий к приступу удушья при звуке телефонного звонка, у некот. людей - как у р.р.

Патологический процесс представляет собой сочетание несколь­ких элементарных патологических реакций и структурных изменений, связанных с ними. Нередко не представляет собой картины опреде­ленной болезни, но часто является местным выражением той или иной болезни. Например, язвенный процесс в кишечнике (процесс) при эн­терколите воспалительный процесс в гортани (процесс) при скарла­тине. Нередко не вызывает понижения трудоспособности (например, разрастание соединит. ткани в аорт. клапанах сердца). Это может не вызывать болезни - человек остается практически здоровым. Некоторые сочетания патол. и защитных физиологических реак­ций называют типовыми патологическими процессами (воспаление, ли­хорадка) И они входят в состав болезни. Патологическое состояние - очень медленно развивающийся па­тологичес. процесс. Обычно оно является следствием ранее перене­сенного другого патологического процесса или болезни (Например, после ампутации конечности, слепота после травмы глаза, сморщен­ный клапан сердца после воспаления эндокарда). Патологическое состояние может быть результатом нарушенного эмбрионального развития - различные врожденные уродства (косола­пость, неполное закрытие позвоночного канала - "волчья пасть","заячья губа" и др. Патологическое состояние при нарушении компенсаторно-приспо­собительных механизмов (например, в результате чрезмерной физич. нагрузке, инфекции и пр.) может вызвать новый патологический про­цесс. Провести грань между патологическим процессом и патологи­ческим состоянием не всегда представляется возможным. Ленинская критика механизма (см."материализм и эмпириокри­тизм", 1909 г) имеет исключительно важное значение в разоблачение реакционной сущности механизма и показывает несостоятельность всех направлений агностицизма, в том числе и кондиционализма. Кондиционализм существует в самых разных модификациях и нас­тоящее вр



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.