Тема урока: Восточные славяне (6 класс)
Тема урока: Восточные славяне (6 класс)
Тип урока: Вводный урок. Сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы, с использованием презентации и мультимедийных технологий, историческими источниками.
Оборудование урока:
1. Компьютер,
2. «История России. С древнейших времен до конца XVI века». Данилов А.А., Косулина Л.Г., 2012 г. Просвещение. М.
3.Мультимидийная презентация
4. Карта «Мир восточных славян в VIII – IX вв.
Основные понятия: путь «из варяг в греки», подсечно-огневое земледелие, пашенное земледелие, бортничество, князь, ополчение, вече.
Даты: VI – VIII вв. – расселение восточных славян в Восточной Европе.
Формы контроля: устный опрос, работа с картой, иллюстрациями, схемой, текстом учебника.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Цель урока:Формирование у учащихся представление о совсем ином, сравнительно со странами Древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения древней Греции и создание условий для развития ключевых компетенция.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Формирование у учащихся целостного исторического представления о географическом положении и природных условий. Научить строить причинно-следственные связи между климатическими условиями и занятиями населения;
2. Формирование умения работать с историческими источниками и картами;
3. Формирование у учащихся положительной мотивации к изучению истории через использование мультимедийных средств.
Развивающие:
1. Развивать аналитические способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы;
2. Развивать навыки решения проблемно- познавательных и творческих заданий;
3. Развивать умение работать с историческими источниками, тестом, находить ошибки, развивать картографические, способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности учеников;
Воспитательные задачи: Развитие личностных качеств.
1. Приобщить учащихся к ценностям мировой культуры, воспитывать уважение к истории и традициям других народов;
2. Развивать умение вести диалог, правильно излагать свои мысли, давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение других людей, вести бесконфликтный обмен мнениями;
3. Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, к знаниям и образованию;
4. Воспитывать на положительных образах героев Древней Греции трудолюбие, смекалку и стремление помогать людям.
Организационный момент.
Цели для учеников:
Настроиться на работу в рамках занятия
(организационно и эмоционально).
Цели для учителя:
Создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии.
Добрый день, ребята, сегодня мы с вами окунемся в прошлое наших предков.
В презентации на экране стихотворение:
Ты видишь то, что пращуры былые
сполна сумели сами испытать,
когда во имя будущей России
от плуга поднимались воевать.
Они любить учились не по книгам
свою семью, родную Русь свою -
своей закалкой в бесконечных битвах
они обязаны великому труду.
Покуда помнил синеглазый воин,
в чём честь его и слава на века,
бежали вспять по выжженным дорогам
от его гнева полчища врага...
Этапы урока
| Умения детей
| Диалоги с учениками
| 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (стихотворение)
создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
| Анализ карты с умением находить взаимосвязь признаков этнической группы, соединение признаков и в модель.
Признаки модели.
| 1.О ком говорится в стихотворении?
2.Какими показаны славяне в стихотворении?
3.Чтобы вы еще хотели узнать о славянах?
4.А можете ли вы показать на карте возможные места расселения восточных славян?
5.Предположите, почему именно эти территории.
6.А кем заселены занятые территории?
| 1.О восточных славянах.
2.Трудолюбивыми и всегда защищали свою родную землю, преданность, доброта, трудолюбие, героизм.
3. Как появились?
Где жили?
Как жили?
Чем занимались?
С кем воевали?
Как выглядели?
В кого верили?
4.Возникают различные версии
5.Потому что западные территории уже заселены.
6.Древнегерманскими племенами.
| 2. Актуализация знаний и мотивация актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
тренировку соответствующих мыслительных операций; составление схемы предков восточных славян
мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
| Нахождение определенной информации в учебнике, умение проанализировать карту с указанием признаков этнической группы.
| 7.Как теперь будут называть славян?
8. Знаете ли вы, кто были предками славян, которые сейчас проживают на территории России?
9.Давайте узнаем кто был прав, найдите пожалуйста в учебнике, на стр.7, информацию о предках восточных славян. Прочитайте и
составьте схему, запишите ее в тетрадь.
10.Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание, к доске выйдет Сидоров
Петя.
Схема заполняется на доске:
Индоевропейская –
Балтославяне – Славяне – Вост, зап., Юж. (схема – типовое решение познавательных задач в истории)
| 7.Восточные славяне
8.Монголы, татары, германцы…..
8.Чтение про себя, составление схемы в тетрадке .
9.работа с учебником
| 3.Постановка учебной задачи (У.З. - это цель, к-ый ставит реб-к перед собой на уроке; Пути выхода из этого затруднения)
Модель (компоненты модели: Терр, язык, верования, обществ. строй) – Затруднения (Проблема: уч-ся не может объяснить закономерностей – Актуализация – У.З.)
Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом (где?), а затем выявляют и фиксируют в речи причину затруднения (почему?)
На этой основе они ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.
| Выявить закономерности между территорией, природными условиями занятиями религией общественным строем.
Строим модель изучения восточных славян.
Пишем кто такие восточные славяне.
Каждый признак можем объяснить, а значит и всю модель. Объяснения связи между элементами модели.
Взаимосвязь природных условий, занятий, верований.
Взаимосвязь: Жизнь - религия
| 11.Почему их назвали восточными славянами?
Почему в источниках по истории авторы называют их восточными славянами?
12.Как вы думаете, а вот территория восточных славян – это пустыня? Можем ли мы определить по карте, в каких местах жили В.С.?
13.Как природные условия повлияли на занятия восточных славян? Чем они могли заниматься, проживая на этих территориях?
А вы знаете, что было занятие, которым занимались только В.С.? (бортничество)
14.Существовал ли в то время обмен?
15.Как природные условия и занятия повлияли на верования восточных славян?
Скажите, эти занятия обеспечивали им жизнь? От чего зависела их жизнь? Что влияло на их выживание?
Погода – дождь – неурожай
Возникает верования.
Тер-ия В.С. огромная, в зав-ти от климата возникает вера в своих богов – многобожие. Легко ли было им договориться об одном боге? (нет)
16.Предположите, как называется вера во многих богов?
Язычество восточных славян!!!
В чем заключается своеобразие язычества восточных славян? (не было жрецов, В.С. были очень свободными, между вольным славянином и богом не было посредников – из стихотворения в начале урока).
Чем отличается язычество египтян от язычества В.С.?
| 11.Потому что они расселились на восточной территории, двигались на восток, освоили восток.
12.Нет, там есть реки, леса, равнины, болото.
13.Они могли заниматься земледелием, охотой, рыбалкой, скотоводство
14.Да, меняли еду на шкуру……
15.Было много разных богов.
Да, они
16.Язычество
| 5. Первичное закрепление
решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства: сначала фронтально, затем в парах или в группах.
| Умение объяснить, как климат влияет на занятия, религию, о, влияние на заселение территории.
Умение объяснить, как природные условия влияют на религию, как занятия влияют на общественный строй. Умение установить взаимосвязь между элементами модели, характеризующей восточных славян.
| Кто такие славяне?
На какой территории они расселились?
Почему их назвали восточными?
Какие занятия у них были?
В кого они верили?
Как называется вера восточных славян?
| Я могу построить модель, показать признаки, из которых эта модель состоит.
Я могу объяснить термины и по терминам построить модель
| 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА (усвоения) + ПЕРЕЖИВАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА
| Описание модели изучения восточных славян с выделением каждого признака. (дают развернутое определение к изучаемому понятию)
| Задайте вопросы своему соседу по парте по изучаемой теме. (Через вопросы, понятия, термины, анализ карты, схемы)
Или пара (четверка) формулирует вопросы другой паре.
Сравнивать ребенка с другими недопустимо! Но можно сравнивать вопросы одной группы с другой.
Двум группам дается документ для работы (приложение №1), через некоторое время представители этих групп выступают с ответами на поставленные вопросы к документам.
| Кто такие славяне?
Почему восточные?
Кто были предками славян?
Какую территорию занимали?
Перечисли занятия?
Кто управлял ими?
В кого верили?
| 7. Включение в систему знаний и повторение
Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными.
Системно включаются задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем.
| Умение соотнести обобщенный способ решения задачи составления модели с закономерностями конкретной этнической группы
| Заполнение таблицы на сравнение племен:
1.Территория
2.Занятия
3.Верования
4.Управления
С чем связаны отличия В.С. от других?
| Древнегерманские племена:
1.Территория между реками Рейн и Висла
2.Скотоводство, земледелие, охота, рыболовство.
3.Язычество
4.Вождь, старейшина
Восточные славяне
1.Восточно Европейская равнина
2.Скотоводство, земледелие, охота, рыболовство.
3.Язычество
4.Вождь, старейшина, вече
| 8. Рефлексия деятельности (итог
урока)
| Осуществление оценки собственных возможностей на основе устанавливать взаимосвязь между закономерностями модели, выявлять признаки модели, давать развернутый ответ, осуществляют построение из признаков единую модель, а также могут из модели выделить отдельные признаки и объяснить их.
| Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Что было самым трудным, непонятным на уроке?
Выполнили мы намеченные цели?
| Мы узнали о происхождении славян, о территории расселения, связи территории с занятиями, религией, общественным строем.
Трудность была в умении объяснить взаимосвязь между верованиями, природными условиями и занятиями.
Проблема возникла в выявлении взаимосвязи занятий и общественного строя.
Цели, поставленные нами, были выполнены в полном объеме.
| | | | | |
Домашнее задание:
1. Подготовиться к ответам на вопросы в конце параграфа №2
2. Составить кроссворд на тему Восточные славяне»
Приложение №1
|