|
|||
Л.Н. Жигалеева. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ЗРЕНИЯ
УДК159.9 Л.Н. Жигалеева (студ. 3 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Специальная психология», Факультет психологии, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ЗРЕНИЯ
Аннотация. В этой статье обсуждаются актуальные вопросы работы специалистов с детьми, имеющими патологию органов зрения. Рассматриваются способы организации психолого-педагогического сопровождения, их социализации, реабилитации, развития и обучения. Ключевые слова.психологическая поддержка, психолого-педагогическая поддержка, нарушение зрения.
Под термином «психолого-педагогическое сопровождение» понимают создание целостных, системно-организованных условий для развития и обучения каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей. Для ребенка с нарушением зрения – психологическое сопровождение рассматривают как комплекс психологической поддержки ребенку, родителям и педагогам. Для успешного развития личности и обучения необходима профессиональная помощь [3]. Дети с нарушениями зрения – это дети с ОВЗ. Количество детей с ОВЗ имеет тенденцию расти с каждым годом. Эти дети, начиная с рождения, нуждаются в специальных мероприятиях, направленных на формирование механизмов компенсации нарушений и их социально-психологическую адаптацию в современных условиях. Для полноценного развития ребенка важно его развитие со здоровыми сверстниками, учитывая индивидуальную образовательную программу, особые потребности, интересы ребенка [1]. Существуют различные формы нарушения детского зрения: дальнозоркость, близорукость, близорукий и дальнозоркий астигматизмы. Эти нарушения негативно влияют на физическое и психическое развитие ребенка. процесс восприятия, затрудненность пространственной ориентировки, быстрой утомляемости. Такие дети нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении по различным направлениям: коррекционно-развивающее, консультативное, диагностическое, профилактическое, лечебно-восстановительное, информационное. Работа должна быть целостной, комплексной, дифференцированной. Исследование мотивации профессиональной деятельности студентов профиля «Специальная психология» показало, что именно комплексное сопровождение помогает определиться с дальнейшим маршрутом развития ребенка с ОВЗ [2]. Коррекционно-развивающая работа эффективно помогает ребенку взаимодействовать с окружающим миром, овладеть различными навыками и умениями. На коррекцию нарушений речи направлена логопедическая коррекционная работа. Деятельность педагога-психолога – развитие психических и психофизических процессов, эмоционально-волевой сферы. Важно понимать, что необходима комплексная психодиагностическая модель исследования развития детей с нарушениями зрения. Правильная и эффективная организация помогает гармоничному развитию ребенка, личностному росту, правильной реализации. Таким образом, в организации психологической поддержки ребенка с проблемами зрения осуществляется методическая помощь педагогам, родителям, различным специалистам по вопросам создания условий для работы с такими детьми. Библиографический список 1. Кожемякина, О.А. Профессиональная направленность личности старших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Развитие человека в современном мире . – 2017. - №1. – С. 35-42. 2. Шнайдер, А.Н. Исследование мотивации профессиональной деятельности студентов профиля «Специальная психология» / А.Н. Шнайдер, К.М. Маркова, О.А. Кожемякина //Актуальные проблемы профориентологии на современном этапе развития общества. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск. – 2016. – С. 333-336. 3. Ярышева, А. А., Особенности профессиональной идентичности молодых педагогов специального образования / А.А. Ярышева, О.А. Кожемякина, П.А. Ярышева // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Международной научно-практической конференции (10-11 октября 2018 г., Санкт-Петербург). В 2-х частях. / под общей редакцией Л. А. Цветковой, Е. Н. Волковой, А. В. Микляевой. № 1-2. СПб., – 2018. – С. 134-139. Научный руководитель – канд. пед. наук, доц. О.А. Кожемякина, ФГБОУ ВО «НГПУ»
|
|||
|