Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Железнодорожная старина



Железнодорожная старина

Экскурс в истории

 

«Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою…», - кто из нас не знает эти строки из стихотворения русского поэта Николая Некрасова «Железная дорога»?!

Именно строительство железной дороги в 1863 году от Ельца до Орла, а позднее до Ливен, положило начало развитию посёлка Верховье, о котором раньше и не слышали.

Концепцию на строительство получило Елецкое земство, доверившее важное дело петербургскому фабриканту, одному из «железнодорожных королей» Самуилу Соломоновичу Полякову. Он для этой цели организовал акционерное общество с капиталом около 10 млн. рублей, которое находилось в Петербурге. 

    Сложные инженерные сооружения, множество балластных насыпей было построено вручную, главным образом крестьянами окрестных деревень. Работы велись в трудных условиях: рельеф холмистый, всё делалось вручную – тачка, лопаты и человеческие мускулы. Дорога была построена в рекордно короткое время.

    Для обслуживания паровозов в Верховье было построено депо. Первое здание паровозного депо было построено в 1865 году. В 1887 году, в новом здании, локомотивный парк паровозов в Верховье - одно помещение на 9 локомотивов. Эти паровозы могли водить поезда весом не более 400 тонн. До 1918 года депо состояло из трёх кочегаров, одного слесаря и сторожа, которые обслуживали паровозы серии «ОВ» (их называли «овечками»). В 30-е годы в депо поступили новые паровозы ЭМ и ФД. Паровоз ЭМ 740-38  4 октября 1989 года поставлен на вечную стоянку у здания краеведческого музея п. Верховье и является историческим памятником. Этот паровоз ходил по маршруту Орел-Елец с 1931 по 1945 гг.

В 1868 году появилась железнодорожная станция Верховье и паровозное депо; состоялось открытие железнодорожной станции и вокзала. Железнодорожная станция и вокзал находились тогда в одном здании, в котором позже долгие годы размещалась бывшая линейная амбулатория. Первым начальником станции был Попов. Он и жил при станции, в одном здании. А сегодня, на этом месте построено здание стрелково-пожарной команды станции Верховье.

     В том же, 1968 году открылось и движение поездов по новой железной дороге Орёл – Елец Орловско-Грязской линии через маленький тогда посёлок Верховье.

Регулярное движение пассажирских, товарных, почтовых поездов началось в августе 1870 года. От Орла до Ельца прошёл первый поезд. Это было большое событие в то время. Дыхание прогресса пришло в глубинку России.

В 1871 году от ст. Верховье до ст. Мармыжи была проложена узкоколейная железная дорога. Это была первая в России "узкоколейка", позже, в 1898 году, заменена на стандартную.

Ливенская железная дорога была открыта для грузового движения 15 (28) апреля 1871 года, а пассажирские поезда начали курсировать спустя два дня –

17 (30) апреля 1871 года.  На станции Верховье пассажиры могли пересесть с одного поезда на другой, например, направляясь из Ельца в Ливны, или наоборот.

Большая часть паровозов и вагонов была выпущена английскими и бельгийскими фирмами. Пассажиров перевозили на вагонах, которые были изготовлены на заводе Эрвара в Бельгии. Отопление вагонов в холодное время осуществлялось древесным углём. Вагоны были I, II, III классов и семейные. 

    Ходили не только товарные, но пассажирские и почтовые поезда. Кроме того, были багажные вагоны с почтовым отделение, крытые товарные вагоны, платформы, полувагоны, вагоны для перевозки рассыпчатого зерна. Россия старалась не отставать от века, и стали выпускать отечественные паровозы и вагоны.

В начале 70-х годов XIX столетия при станции было несколько построек: казармы рабочих, сторожевые будки вдоль полотна, сараи для складирования товаров и дров, резервуар водокачки. Чуть позже, в 80 – годы, рядом начали строить дома и заведения несколько мещан и купцов: Дыжин, Бессонов, братья Должиковы, Калугины. Зотовы. Недалеко от станции находились помещичьи экономии Головина, Сухотина, Константинова, барона Демонта, Щульца, Грабе и Адамова.  

В конце XIX века станция Верховье стала важным железнодорожным узлом. Вокруг железнодорожной станции стали появляться новые жилые строения, здания.

В провинции появилась интеллигенция: инженеры и специалисты железнодорожной отрасли.

Зданию современного вокзала станции Верховье -  130 лет. Оно построено в 1887 году, о чём нам наглядно показывала до недавнего времени метка на металлическом выступе с восточной стены здания. В Орловской области самые значимые здания вокзалов, имеющие историко-архитектурную ценность – в Орле, Мценске и Верховье.

     На станции Верховье бывало много разных людей.

Так, некий А. И. Родзевич, путешествуя по железным дорогам России, в своём “Спутнике пассажиров по Юга – Восточным железным дорогам. Вып.3. Орловско – Грязская “Грязи – Царинская линия, ” в 1899 году повествует о путевых впечатлениях: «Вокзал общий и для Верховье – Мармыжи, ветвь в 123 версты Московской – Киево – Воронежской железной дороги. Буфет с горячими блюдами и спиртными напитками, мужская и дамская уборные, зал 1 и 2 класса и отдельный для пассажиров 3 и 4 класса.

    На станции имеются 33 разных сооружений: жилые дома, паровозное депо на 9 паровозов, нефти – и водокачка, товарная и пассажирская платформы. Крытая и открытая и т.п.».

Много интересных событий и фактов связаны с железнодорожным вокзалом станции Верховье. Если верить воспоминаниям старожилов посёлка, то есть место такому случаю.

В начале XX века наша землячка Анна Никитична Прилепская работала в ларьке, что находился при вокзале. Однажды, проездом, император Николай II остановился на станции Верховье, прошёлся по перрону, заглянул в ларёк, поинтересовался, чем же торгует Анна Никитична, и подарил ей золотой рубль. Этот императорский подарок потом долгие годы был гордостью её семьи.

 Неоднократно на станции Верховье бывал и выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской премии, наш земляк – Иван Алексеевич Бунин. В повести «Митина любовь» И. Бунин писал: «Проснулся только в Верховье. Поезд стоял, было довольно многолюдно и суетливо, но тоже как – то захолустно. Приятно пахло чадом станционной кухни. Митя с удовольствием съел тарелку щей и выпил бутылку пива, потом опять задремал, - глубокая усталость напала на него».

    На многих станциях к началу XX века возникли товарные склады, механизированные устройства для сушки и сортировки зерна, водонапорные башни.

    Вокруг железнодорожной станции Верховье вырос посёлок. Развитие железнодорожной сети послужило и развитию населённых пунктов нашего района - железнодорожных станций: Туровка, Русский Брод, Скорятино. Сохранились уникальные фотографии станций Русский Брод, Бобровка (это современная станция Скорятино).

У железнодорожной станции Скорятино своя история. В 1871 году, когда узкоколейка прошла от станции Верховье до станции Мармыжи (123 версты), первая остановка на этой железнодорожной ветке называлась Бобровка. Это название употреблялось до начала XX века, более 30 лет. Потом она называлась станция Скорятино.

После Великой Отечественной войны райкомом комсомола была поддержана инициатива скорятинских комсомольцев и молодёжи о переименовании станции Скорятино в станцию Утренняя заря. Какова была причина? Не нравилось молодёжи, что станция названа по фамилии графа. Обратились в просьбой в Министерство путей сообщения. Но там разъяснили, что граф Скарятин из села Троицкое в реконструкцию железной ветки Верховье – Бобровка вложил свои капиталы с одним условием – после его смерти переименовать станцию Бобровка в станцию Скорятино. Договор оказался бессрочный, потому в просьбе было отказано. Так и осталась название станции в честь графа – Скорятино.                                    

Железнодорожный вокзал станции Верховье являлся не только важнейшим объектом железнодорожного транспорта, но и центром общественной и политической жизни. В первые годы Советской власти депо станции Верховье возглавлял Степанов. До Октябрьской революции на Верховском железнодорожном узле работало не более 100 человек.                                      

    В 1903–1904 годах на станции Верховье А. А. Гуляев организовал революционную группу. Осенью, 1905 года, организована группа социал– демократов, а в декабре на станции возник забастовочный комитет.

    В 1917 году при станции С.А.Бондаренко создал организацию большевиков и возглавил её. В декабре 1917 года в Верховье установилась Советская власть.

В первой половине октября 1919 года белогвардейцы захватили станцию Верховье и начали обстреливать. Со стороны Ливен на всех парах мчался бронепоезд «Князь Гагарин», чтобы с ходу ворваться на станцию и захватить её.

 На станции формировался отряд добровольцев для уси­ления охраны Верховья. Захватить станцию деникинцам помешали железнодорожники Н. П. Должиков, Д.Т. Кладовщиков, С. М. Величкин, П. Ледовской и др. По их указанию навстречу бронепоезду вышел маневровый паровоз. Его вёл один машинист – Дмитрий Тимофеевич Кладовщиков.

Он взобрался на стоявший под парами паровоз с двумя вагонами. Паровоз набрал скорость и мчался по путям. Уходивший состав преследовали белые офицеры. На перегоне за Верховье паровоз был направлен на оставленные белогвардейцами бронепоезд с двумя вагонами боеприпасов. На полном ходу Дмитрий Тимофеевич спрыгнул с паровоза. А вскоре раздался мощный взрыв. Уничтожены и паровоз, и бронепоезд был выведен из строя.

Но не удалось Кладовщикову уйти от деникинцев. Его схватили. Допросы, побои, издевательства не помогли. И белогвардейский полковник приказал расстрелять красного комиссара. Его под конвоем повели по перрону к вокзалу на расстрел. Верховские железнодорожники решили помочь товарищу. Слева от конвоя стоял паровоз. И когда они проходили совсем близко, паровоз выбросил густую струю пара.

Белогвардейцы попятились назад, а Дмитрий Тимофеевич, воспользовавшись замешательством конвоя, скрылся под колёсами состава. Ему удалось бежать и он добрался до Тулы.

    Сопротивление регулярных частей Красной Армии нарастало с каждым днём. Красная конница зашла противнику в тыл, враг не выдержал натиска и бежал в панике. Так было освобождено Вер­ховье. И 31 октября 1919 года Красная Армия освободила Верховье от деникинцев и над железнодорожным вокзалом взвился красный флаг.  

Есть ещё интересный факт. Молодым россиянам имя Алексея Стаханова мало что говорит. А несколько десятков лет назад его имя было знакомо каждому школьнику. Его улыбающееся лицо смотрело с плакатов и стендов, рассказывающих «о лучших людях страны». А его рекорд – 14 дневных норм угля за одну смену – стал легендой и мерилом успеха.

В январе 1936 года знаменитый шахтёр Алексей Стаханов проездом в свой родной город Ливны на несколько часов задержался в нашем посёлке и выступал перед верховцами на Привокзальной площади.

 

 

 В годы Великой Отечественной войны станция и железнодорожный узел Верховье имели очень важное значение. О чем свидетельствует мемориальная доска на здании вокзала. 12 ноября 1941 года из Верховья ушёл последний эшелон с путейцами. Сотни верховских железнодорож­ников ушли защищать Родину.

    Весомый вклад в борьбу с немец­кими захватчиками внесли железнодорожники верховского узла не только на фронте, но и в тылу.

В течение почти двух лет верховский узел являлся железнодорожным пунктом, непосредственно примыкавшим к фронту. Здесь проводилась выгрузка боевого снаряжения и техники, продовольственного питания, следующих на фронт. Немецко-фашистские захватчики на протяжении периода их обороны методически бомбили станцию и железнодорожное полотно, обстреливали из дальнобойных орудий. Все производственные, культурно-бытовые и жилые здания были превращены в развалины. Но они тут же, в огне разрывов, под градом осколков, немедленно восстанавливались. Верховским железнодорожникам приходилось работать круглосуточно, чтобы обеспечить бесперебойное движение поездов. Паровозное депо и железнодорожный вокзал были разрушены. Дежурные по станции размещались в подвале, где до войны хранился керосин. Жизнь станции Верховье не замирала, узел действовал.

    Для поддержки обороняющихся войск 9 мая 1942 года на станцию Верховье прибыл 54-й отдельный дивизион бронепоездов под командованием майора П. И. Иванова.

Перед личным составом бронепоезда стояла задача уничтожить прорвавшегося противника в районе железной дороги на рубеже Залегощь – Верховье – Ливны.

В этот день на станции находился эшелон с эвакуированными ранеными. Вскоре прибыл ещё эшелон с вооружением и боеприпасами. Бронепоезд оказался между двумя этими поездами.

Ещё не закончилась эвакуация раненых и выгрузка боеприпасов, как в небе появились немецкие истребители. Утренняя тишина на станции была нарушена стрельбой пушек и пулемётов бронепоезда, рёвом моторов самолётов противника и рвущихся бомб. Бронепоезд своим огнём не позволял фашистским самолётам наносить по станции и эшелонам прицельные удары. Несколько бомб, разорвавшихся между бронепоездом и эшелоном стали роковым для него. В этом бою погибли командир бронепоезда старший лейтенант Алексей Родионович Горбачёв, мл. сержант С.С. Хлопков, ряд. И.Г. Бугровицкий, ряд. В.И. Мартынов, Пушкарёв. Значение этого боя велико: бронепоезд своим огнём спас от смерти сотни раненых солдат и командиров Советской Армии.

После обстрела фашистами он почти весь погиб. Был убит и командир бронепоезда. Их похоронили в воронках от бомб с западной стороны, в 200 метрах от депо в сторону Орла».

 

На братской могиле, где захоронены воины 54-го дивизиона бронепоездов, мирные жители и железнодорожники, погибшие во время бомбёжки в мае 1942 - 1943 гг. установили памятник.

Железнодорожники всё делали, чтобы приблизить нашу победу. Дежурили по 24 часа. Трудовой подвиг совершили составители поездов Н. Должиков и

В. Сухинин. По две смены работали дежурные станции Дементий Иванович Прилепский и Василий Фомич Щукин. Ремонтировать путь можно было только по ночам.

В годы войны многие работники локомотивного депо водили поезда в прифронтовой полосе. На смену мужчинам на железную дорогу стали приходить женщины. Тогда именно и возникла женская паровозная бригада, которую возглавила Галина Гуменьщикова.

В сентябре 2015 года на территории краеведческого музея состоялось торжественное открытие памятника железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Навеки вбиты в памятные плиты памятной стелы фамилии 136 железнодорожников.

В 1943 году наши войска, готовясь к летним наступатель­ным боям, из глубины страны начали подвозить бое­припасы, продовольствие и другие военные грузы. Командование фронтом решило разместить склады на участке Ливны - Здоровец, так как ст. Верховье часто обстреливалась из дальнобойных орудий.

Во избежа­ние их потерь было решено в трех километрах от ст. Верховье проложить обвод­ной путь длиной 1600 метров, чтобы соединить железную дорогу с Ельца с веткой на Ливны.

Было принято решение: с Галичинского переездав направлении будки 5 км ливенского пути сделать объездную железную дорогу. Эти было в середине апреля 1943 года. Ее строительство поручили 17-му восстановительному железнодо­рожному батальону. 17-ый восстановительный железнодо­рожный батальон вместе с путейцами 12-ой дистанции пути построил при подходе к станции Верховье с востока за один день обводной путь протяжённостью 1208 метров. Уложено 2769 шпал, установлены 2 стрелки, лоток, труба.

Работники дистанции пути и военные железнодорожного батальона  за 24 часа проложили путь. Поезда из Ельца, не заходя в Верховье, направлялись, на Русский Брод и далее. Эта дорога сыграла огромную роль в перевозке военных грузов, особенно при подготовке к Орловско – Курской битве. Верховские железнодорожники сделали всё возможное, чтобы приблизить День Победы.

    В начале лета 1943 года, перед Орловско – Курской битвой, на станцию Верховье прибыл состав с двумя классными вагонами и несколькими товарными. Впереди была грузовая платформа. Из одного вагона выгрузили несколько легковых автомобилей, броневик и крытый грузовик. А из классного вагона вышли офицеры и генерал – Георгий Константинович Жуков.

Он поздоровался и пообщался с людьми, осмотрел станцию и через некоторое время сел в машину и уехал в Ливны (лично хотел убедиться в правильном выборе места под склады военного имущества). Через несколько дней Г.К.Жуков возвратился. Снова погрузился в вагоны – и в путь. Об этом историческом факте свидетельствует мемориальная доска на здании вокзала.

Уже в 1946 году были полностью восстановлены паровозное депо, здание вокзала.

В послевоенное время вокзал был образцом чистоты и порядка. Над входной дверью висели часы. В здании вокзала располагались билетная касса, зал ожидания, камеры хранения (ручная и автоматические), аптечный киоск, парикмахерская, киоск «Союзпечать», где продавали свежую прессу, канцелярские товары, конверты и открытки; буфет и прекрасный ресторан. Перед рестораном был гардероб, и висело огромное зеркало. Также в здании вокзала находилась комната дежурного милиции. Выходы к перронам были и с южной, и северной стороны. Вокруг вокзала много клумб с цветами, лавки для пассажиров.

 

Борис Попов, в 1982 году, написал стихотворение «Здравствуй, станция Верховье!»:


Далеко? – вопрос соседа

По купе. Ответил я:

- Загрустил. В Верховье еду.

Там живут мои друзья.

-Ясно, ясно…

Поезд мчится.

Ветер свищет за трубой,

И опять родные лица

Предстают передо мной.

Время дружбы стало строже:

Дорог тот, кто сердцем чист…

Журналист один, другой

Тепловоза машинист.

Думой светлой душу грею:

Снова я увижу их.

Постоять они умеют

За себя и за других…

Зябнут яблони и вишни,

Лисий след ведёт к кустам.

Вот и Залегощь, вот Дишня,

Скоро Туровка, а там…

 

 

Я спрошу: – Ну, как здоровье?

- Всё работаем, - в ответ.

Здравствуй, станция Верховье –

Негасимый добрый свет!

 

Наш современник, орловский писатель Иван Рыжов (ныне покойный) в своём кратком рассказе «Поезд» повествует: «Поезд “Орёл - Мармыжи”. Вагоны старые. По крышам вагонов - грачи, идут один за другим, словно осмотрщики. Станция Верховье. Встречают, ждут, разговаривают. Гуляют по перрону. Выпендриваются друг перед другом. Тишь, старина, точно по Чехову».

 

Всегда, во все времена в истории железных дорог, широкая публика судила об их деятельности по вокзалам, пассажирским поездам. То есть по всему тому, что открыто взору простого обывателя. По пассажирским поездам когда – то сверяли часы.

 

Экскурсию в железнодорожное прошлое подготовила и провела Лариса Величкина, директор МБУ «Межпоселенческая районная библиотека Верховского района Орловской области».


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.