Конспект урока по физике в рамках методической темы «Непрерывное совершенствование профессиональной компетентности учителя – важнейший ресурс повышения качества образовательного процесса». Список литературы
Конспект урока по физике в рамках методической темы «Непрерывное совершенствование профессиональной компетентности учителя – важнейший ресурс повышения качества образовательного процесса»
Предмет: физика.
Класс: 9.
УМК: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – М.: Дрофа, 2009.- § 65.
Тема урока: Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов
Тип урока: информационно-развивающий.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, доклады учащихся, портреты ученых.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют:
регулятивными УУД:
– преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями (2);
познавательными УУД:
– определять способы решения проблем под руководством учителя (2);
– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя (2);
– формулировать новые знания совместными групповыми усилиями (2);
коммуникативными УУД:
– участвовать в коллективном обсуждении проблем (2);
личностными УУД:
– проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.
Этап урока, время этапа
| Задачи этапа
| Методы, приемы обучения
| Формы учебного взаимодействия
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД и предметные действия
| Мотивационно-целевой этап
(5мин)
| Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний;
Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.
| Создание проблемной ситуации и затруднения в интерпретации фактов и явлений.
| Фронтальная
| 1.Предлагает объяснить различие линейчатых спектров у химических элементов.
2.Предлагает вспомнить - с каких времен люди знают о строении атомов.
3.Просит объяснить менялось ли представление об атоме в результате развития физики и в связи с чем.
| 1.Вспоминают строение атомов из курса 8 класса.
2.Вспоминают. Смотрят в 1-й абзац на стр. 226 учебника.
3. Испытывают затруднения в ответе на вопрос о причинах изменения представления о строении атомов.
| Предметные УД: осознавать эволюцию взглядов на природу атома;
Регулятивные УУД:
определять цели учебной деятельности;
Познавательные УУД:
видеть проблему, осознавать возникшие трудности;
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;
Личностные УУД:
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
| Ориентировочный этап
(7мин)
| Выявить имеющихся знаний по теме;
Организовать совместное с учителем планирование и выбор метода получения информации.
| Беседа. Таблица ЗХУ («Знаю», «Хочу узнать»).
| Фронтальная
| 1.Рассказывает о случайном открытии неизвестного излучения А. Беккерелем, изображает на доске его опыт.
2.Предлагает назвать явление, о котором идет речь.
3.Предлагает поделиться своими знаниями о явлении радиоактивности.
4.Предлагает систематизировать работу в виде таблицы ЗХУ.
| 1.Слушают, находят уран на таблице Менделеева.
2.Испытывают затруднения, смотрят на страницу учебника.
3.Высказывают правильные и ошибочные мнения.
4.Чертят в тетради таблицу по её изображению на доске.
| Предметные УД: осознавать сложность строения атома по результатам накопленных фактов и явлений;
Регулятивные УУД: принимать предложенный способ решения проблемы;
Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании;
Коммуникативные УУД: умение слушать имеющиеся знания учащихся;
| Поисково-исследовательский этап
(13мин)
| Организовать поиск решения проблемы.
| Беседа. Презентация. Работа с тетрадью.
| Фронтальная
| 1. Заполняет колонки «Знаю» по высказанным мнениям (и ошибочные тоже).
2. Предлагает высказывать и записать свои предложения в колонке «Хочу узнать».
3. Предлагает просмотреть презентацию с использованием проектора
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee89-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_1.swf :
- Рассказывает о свойствах радиоактивного излучения, обнаруженных Беккерелем, о поисках других радиоактивных элементов.
- Предлагает рассмотреть опыт Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения.
| 1.Участвуют в заполнении колонки на доске.
2.Вносят свои предложения.
3.Слушают. Смотрят на таблицу Менделеева.
4.Рассматривают рисунок опыта Резерфорда Делают предположения о трех составляющих.
| Предметные УД: формулировать определения нового физического понятия, объяснять смысл и результаты опыта Резерфорда;
Регулятивные УУД: предвосхищать результат и уровень усвоения;
Познавательные УУД: ориентируются и воспринимают тексты научного стиля, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
| Практический этап
(10мин)
| Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов.
| Презентация. Работа с тетрадью. Сообщения учащихся.
| Индивидуальная
| Предлагает прослушать сообщения учащихся о биографиях А. Беккереля, М. Кюри, Э. Резерфорда.
| 1.Повторно визуально просматривают материал урока. Ведут самостоятельно записи в колонке «Узнал».
2.Слушают сообщения учащихся.
| Регулятивные УУД:
уметь планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания;
Познавательные УУД: закрепить общеучебные и логические умения и навыки. Постановка и решение проблем;
Коммуникативные УУД: уметь сформулировать вопрос;
| Рефлексивно-оценочный этап
(5мин)
| Обеспечить осмысление процесса и результаты деятельности.
| Таблица ЗХУ (Узнал).
| Групповая работа (по рядам).
| 1.Предлагает озвучить записи в третьей колонке в первом ряду и внести свои добавления второму ряду.
2.Благодарит за работу над сообщениями. Подводит итог по работе с таблицей.
3.. Записывают домашнее задание (параграф, таблицу завершить).
| 1.Соотносят свои записи по рядам, выбирают ученика, желающего выступить.
2.Записывают домашнее задание в дневник.
| Регулятивные УУД:
Саморегуляция. Оценка степени достижения цели;
Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания;
|
Список литературы
1. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика: учебник для 9 кл.– М.: Дрофа, 2009.- 294 с.
2. Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. – 2-е изд., испр. и дополн. [Текст] М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1983. – 400 с.
3. Энциклопедический словарь юного физика / сост. В.А.Чуянов. [Текст] М.: Педагогика, 1984. – 352 с.
Используемые Интернет-ресурсы: http://ped-kopilka.ru, http://school-collection.edu.ru/collection/, http://fizika-class.narod.ru.
|