Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О вечно живых»



 

 

Великая Отечественная война в художественной литературе:

рекомендательный библиографический указатель

 

Тема Великой Отечественной войны отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. Сегодняшнего читателя в произведениях о войне не может не заинтересовать вопрос, как среди ужасов военного времени людям удалось сберечь в себе истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание. Ответ на этот вопрос, и множество других, дают написанные в военные и послевоенные годы произведения, освещаемые в библиографическом указателе, который подготовлен библиографом в ознаменование важнейшего юбилейного события 2020 года – 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Данный указатель, иллюстрированный репродукциями русских живописцев на военную тематику, отражает значительные художественные произведения отечественной военной прозы.

Представленная в указателе литература сгруппирована в тематические разделы: «Сила животворных строк» – обзор военной прозы фронтового поколения; «О вечно живых» - хронология значительных произведений о войне; «Наша память и наша слава» - рекомендательный список литературы, составленный по фонду районной библиотеки. Внутри разделов материал расположен в алфавите авторов и названий произведений.

Составила Данилова М.А.

 

«Сила животворных строк»

Обзор военной прозы фронтового поколения

Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни нации. Никогда связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на события огромного исторического значения не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны. Писатели утверждали свое право говорить "от имени Родины". Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий.

Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, являющихся теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, несущий свой крест и общую ношу.

 

Писатель – фронтовик Владимир Осипович Богомолов написал в 1973 году остросюжетное произведение «Момент истины» о военной контрразведке – СМЕРШе, герои которой обезвреживают врага в тылу наших войск. В 1993 году В.О. Богомолов опубликовал яркую повесть «В кригере», повествующую о вагоне, где собрались уцелевшие герои, которых комиссия распределяла на прохождение дальнейшей службы. Их, отдавших жизнь за Родину, искалеченных, не пощадили, отправили в отдаленные места.

 

Юрий Васильевич Бондарев, бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942 – 1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах, автор хороших книг «Батальоны просят огня» (1957), «Тишина» (1962), «Горячий снег» (1969). Одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне – роман «Горячий снег» о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Сталинград как символ солдатского мужества и стойкости проходит по всем произведениям писателя-фронтовика. О сложной жизни после войны бывших участников войны его новый роман «Непротивление», какими стали бывшие мальчики. Они не сдаются под тяжестью послевоенной и особенно современной жизни.

Корни героизма персонажей Василя Быкова – в сознании своей ответственности, твердой убежденности в непобедимости правого дела. Возьмем, например, повесть Быкова "Сотников". Уже в самом начале ее виден резкий контраст между Рыбаком и Сотниковым. Этот внешний контраст помогает нам сосредоточить внимание на духовной сущности героев. Когда на их долю выпало страшное испытание, Рыбак обнаружил малодушие и согласился ради своего спасения стать полицаем, а Сотников погиб как герой. Гибель Сотникова стала его нравственным триумфом. О Сотникове сказано следующее: "И, если что-либо еще заботило его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям".

Писатель-фронтовик Борис Львович Васильев- автор любимых всеми книг «А зори здесь тихие» (1968), «Завтра была война», «В списках не значился»(1975), «Аты-баты шли солдаты». На военных повестях Васильева воспиталось целое поколение молодежи. Книга Бориса Львовича "А зори здесь тихие..." потрясает до глубины души. Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня – это те пять девчонок, которые вступили в неравную борьбу с фашистами.

Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь. И остается старшина Васков один. Один ли? Впятеро у него теперь сил. И все, что было в нем лучшего, человеческого, все раскрылось вдруг, и все пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок. Но надо не плакать, надо помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил.

Вспомним Константина Дмитриевича Воробьева, автора суровых и трагических произведений, который первым рассказал о горькой правде попавшего в плен и прошедшего сквозь ад земной. Повести Воробьева «Это мы, Господи», «Убиты под Москвой» написаны по собственному опыту. Повесть «Убиты под Москвой», остается одним из самых достоверных произведений о начальном периоде войны в 1941 году под Москвой, куда попадает рота молодых курсантов, почти без оружия. Гибнут бойцы, мир рушится под бомбами, раненые попадают в плен. Но их жизнь отдана Родине, которой они верно служили.

 

Еще одну страницу Великой Отечественной войны открывает перед читателями писатель Виталий Закруткин. В его книге "Матерь человеческая"показана другая сторона войны; сожжены врагом станицы и хутора, обессилевшая от горя Мария осталась одна на пепелище. Женщина никуда не может уйти от сгоревшего дома: здесь погибшие муж и сын, здесь она снова должна стать матерью, сберечь здесь теплившийся огонь, чтобы на земле не угасла жизнь. Это помогает Марии выжить, и не просто выжить, а стать матерью и своему ребенку, и осиротевшим детям из Ленинграда. Нет таких злых сил, которые могли бы сломить народную волю, народную душу, победить добрые начала в человеке, убить жизнь.

Среди наиболее заметных писателей-фронтовиков второй половины XX века можно назвать писателя Вячеслава Леонидовича Кондратьева. Его простая и прекрасная повесть «Сашка», потрясла читателей. В ней писатель-фронтовик рассказывает о нескольких днях фронтовой жизни обычного человека на войне. Сами бои составляли не главную часть жизни фронтовика, а главным был быт, неимоверно трудный, с огромными физическими нагрузками, тяжелый быт. Повесть о Сашке стала повестью о всех бойцах, мучимых войною, но сохранивших свое человеческое лицо даже в невозможной ситуации.

Одной из самых первых книг о войне была повесть Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда», о которой с большим уважением отзывался другой писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев. Он называл ее своей настольной книгой, где была вся война с ее бесчеловечностью и жестокостью, была «наша война, которую мы прошли».

 

Эта книга была опубликована сразу же после войны в журнале «Знамя» под названием «Сталинград» и лишь позже ей дали название «В окопах Сталинграда».

 

Первым произведением о войне другого писателя – фронтовика Евгения Ивановича Носова был рассказ «Красное вино победы», написанный им в 1969 году, в котором герой встретил День Победы на казенной койке в госпитале и получил, вместе со всеми страдающими ранеными, стакан красного вина в честь этого долгожданного праздника. Читая рассказ, будут плакать взрослые, пережившие войну.

Андрей Платонович Платонов одним из первых написал драматическую историю возвращения фронтовика домой в рассказе «Возвращение». Герой рассказа Иванов Алексей не торопится домой, он обрел среди однополчан вторую семью, он отвык от домашних, от семьи. А в семье, возле его жены и детей появился уже другой мужчина, которого осиротила война. Трудно происходит возвращение фронтовика к другой жизни, к детям. Писатели-фронтовики изображали суровую и трагическую военную и послевоенную действительность. Их произведения – правдивое свидетельство времени, когда Россия воевала и победила.

 

 

«О вечно живых»

Хронология значительных произведений

 о Великой Отечественной войне

1942 – Соболев Леонид «Морская душа»; Кожевников Вадим «Март- апрель»; 1943– Бек Александр «Волоколамское шоссе»; Симонов Константин «Дни и ночи»; 1943 –1969 – Шолохов Михаил «Они сражались за Родину»; 1944 – Леонов Леонид «Взятие Великошумска»; 1945, 1951 – Фадеев Александр «Молодая гвардия»; 1946 – Симонов Константин «Солдатами не рождаются»; Некрасов Виктор «В окопах Сталинграда»; 1946 – Полевой Борис «Повесть о настоящем человеке»; Платонов Андрей «Возвращение»; 1947 – Казакевич Эммануил «Звезда»; 1951– Алексеев Михаил «Солдаты»; 1956 – Шолохов Михаил «Судьба человека»; 1957 – Бондарев Юрий «Батальоны просят огня», Бакланов Георгий «Южнее главного удара»; 1958– Богомолов Владимир «Иван»; 1959 – Бондарев Юрий «Последние залпы»; Бакланов Георгий «Пядь земли»; Быков Василь «Журавлиный крик»;

                                  П.Кривоногов «Защитники Брестской крепости

1961 – Воробьев Константин «Крик»; Астафьев Виктор «Звездопад»; Быков Василь «Третья ракета»; 1962– Бондарев Юрий «Тишина»; Ананьев Анатолий « Танки идут ромбом»; 1963 – Воробьев Константин «Убиты под Москвой»; Смирнов Сергей «Брестская крепость», «Рассказы о неизвестных героях»; Быков Василь «Альпийская баллада»; 1968 – Васильев Борис « А зори здесь тихие…»; 1969 – Носов Евгений «Красное вино победы»; Бондарев Юрий «Горячий снег»; Б.Тарелкин «Товарищи»(фрагмент) 1970– Быков Василь «Сотников»; 1970 –1980 – Стаднюк Иван «Война»; 1971 – Астафьев Виктор «Пастух и пастушка»; 1972 – Быков Василь « Обелиск», «Дожить до рассвета»; 1973 – Носов Евгений «Шопен, соната номер два»; Чаковский Александр «Блокада»; Богомолов Владимир «В августе сорок четвертого»; 1974 – Быков Василь «Его батальон», «Волчья яма»; Бондарев Юрий «Берег»; 1975 – Васильев Борис «В списках не значился»; 1977 – Носов Евгений «Усвятские  шлемоносцы»; Адамович Алесь, Гранин Даниил «Блокадная книга»; 1978 –1982 – Чаковский Александр «Победа»; 1979 – Бакланов Георгий « Навеки – девятнадцатилетние; Кондратьев Вячеслав «Сашка»; 1981– Кондратьев Вячеслав «Привет с фронта»; «Селижаровский тракт», «Отпуск по ранению»; 1983– Быков Василь «Знак беды»; 1988 – Кондратьев Вячеслав «Красные ворота»; 19901994 – Астафьев Виктор «Прокляты и убиты»; 1995 – Астафьев Виктор «Так хочется жить»; 1997 – Астафьев Виктор «Веселый солдат».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.