Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мохова Лада 19ИПД1. I. Тезисный план разделов



Мохова Лада 19ИПД1

I. Тезисный план разделов

«Житие Александра Невского»

«житие Александра Невского», написанное вскоре после смерти князя (ум. В 1263 г.), создает идеальный образ правителя, защитника своего отечества от военных и идеалогических посягательств внешних врагов.

Само заглавие произведения дает определение его специфике:

«Повести о житии и о храбрости благоверного и внешнего князя Александра» - рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги «храбрости». Основу жития Александра Невского составляют две воинские повести о битве на Неве и на Чудском озере.

Подробно описывается в житии ход сражения 15 июля 1240 г., большое внимание уделяется подвигам Александра и его храбрым «шести мужам» - богатырским ратникам. Сам Александр проявляет необычное мужетсво и бестрашие в бою. Мужеством и храбростью отличались и «мужи» Александровы. При этом сообщается, что о подвигах этих славных «мужей» автор слышал от «своего господина» Александра Ярославича.

Битва на Чудском озере с немецкими рыцарями 5 апреля 1242 г. изображена в традиционной стилистической манере воинских повестей.

Ссылаясь на «самоочевидца», автор жития говорит о помощи Александру небесного полка. На самом деле Александр в этой битве проявилнзаурядный полковедческий талант, разгадав тактический замысел врагов.

О других воинских подвигах Александра житие сообщает кратко: «единым выездом» он побеждает 7 ратей «языка Литовьскаго».

Много места отводится в житии взаимоотношениям Александра с Ордой. «Царь силен на Въсточней стране» шлет русскому князю своих послов, и их речь служит своеобразным оправданием поездки Александра в Орду. «В силе велице» он приходит во Владимир. Как ведет себя в Орде князь, житие умалчивает, отмечая только удивление Батыя: «Истинну ми сказасте, яко несть подобна сему князя».

Если Александру Батый воздает честь, то по отношению к его меньшему брату проявляет гнев. Причины гнева автор не указывает и лишь отмечает, что его проявлением было пленение Суздальской земли ордынским воеводой Неврюем.

Прославлению Александра — защитника православия — посвящен в житии рассказ о приходе на Русь папских послов. Александр отвергает их предложение принять католичество, и в этом автор жития видит торжество национальной политики русского князя.

Завершается житие сказанием о смерти Александра (он был отравлен в Орде) в Городце и его погребении во Владимире. Народ оплакивал любимого князя. В агиографической традиции описано посмертное чудо Александра: подобно Алексею, божьему человеку, он протягивает руку из гроба и берет «прощальную грамоту» у митрополита.

Характерной особенностью жития является постоянное присутствие автора-рассказчика. Его присутствие постоянно ощущается в отборе и интропретации материала.

Александр в изображении автора является сосредоточением лучших качеств прославленных героев ветхозаветной истории: красота лица его подобна красоте Иосифа, сила — часть силы Самсона, премудрость — Соломона, а храбрость — римского царя Веспассиана. Так с помощью, ретроспективной исторической аналогии жития прославляет красоту, силу, мудрость и храбрость Александра. Автор восхищается героем, гордится им, сочувствует ему.

Таким образом, «Житие Александра Невского» обнаруживает тесную связь как с агиографической литературой, так и с воинскими повестями.

 

«Житие Феодосия Печерского»

«Житие Феодосия Печерского» было написано иконом Киево-Печерского монастыря Нестором. По вопросу о возникновения жития мнения ученых расходятся. Одни (А.А.Шахматов, М.Д. Приселков) относят его к 80-м годам XI в., считая, что произведения было составлено вскоре после смерти печерского игумена, когда память о нем была еще свежа, что объясняет обилие исторических и бытовых подробностей, внутреннюю хронологию и поразительную точность в рассказе Нестора о жизни Феодосия. По мнению других исследователей (С.А. Бугославского, И.П. Еремина), житие святого было создано в начале XII в., когда вокруг личности Феодосия возник ореол легенд.

Феодосий Печерский скончался 3 мая 1074 в., следовательно, его житие не могло быть написано раньше этого срока. Наличие жития — непременное условие причисления к лику святых, поэтому работа Нестора, скорее всего, была приурочена к этому событию; во всяком случае «Житие Феодосия» появилось после «Чтения» о Борисе и Глебе. «Списание жития» - это не одномоментный акт, а процесс, который мог длиться десятилетиями. О большой подготовительной работе свидетельствует, к примеру, количество опрошенных Нестором «самовидцев» жизни и чудес.

«Житие Феодосия Печерского» показывает, насколько свободно древнерусский автор владел искусством агиографического повествования. Следуя жанровому канону, Нестер насытил произведение традиционными для жития образаи и мотивами. Во вступлении, используя литературный прием самоуничижения, автор представился читателю как «грѣшьный Нестер», «грубъ сы и неразумичьнъ», который «дерзнул» написать о Феодосии Печерском, положившем начало монашеству на Руси, чтобы почитавшие житие русского святого укрепилась в вере и исполнились гордости за свой народ.

Как и положено в житии святого, Феодосий предрекает день своей кончины, успевая попрощаться с братией монастыря и обратиться к ней с поучением, а саму смерть встречает с достоинством и спокойствием. В день преставления святого над монастырем виден огненный столп, поднимающийся до небес. Тело Феодосия остается нетленным, а люди, обращающиеся к нему с молитвой, получают помощь: один исцеляется; другому Феодосий, явившись во сне, открывает имя обокравшего его вора; третий, опальный боярин, вновь обретает расположение и милость князя.

Опираясь на жанровый канон и активно используя в качестве источников памятники византийской агиографии – жития Антония Великого, Саввы Освященного, Евфимия Великого и других святых, Нестор смело выходит за рамки дозволенного "списателю" жития, проявляя художественную оригинальность и самостоятельность. Даже в рассказе об огненной дуге, указавшей место для строительства Успенской церкви, Нестор далек от слепого копирования аналогичного чуда в житии Саввы Освященного. Обработка традиционного сюжета привела к тому, что он был прочно вписан в русскую действительность XI в., а отсылка к литературному источнику только подчеркнула равнозначность Феодосия Печерского авторитетным деятелям христианской церкви.

Нестор нарушает одно из главных жанровых правил – изображать святого вне конкретных примет времени и пространства как некий нравственный эталон для всех времен и народов. Автор жития Феодосия стремится передать неповторимый колорит эпохи, что превращает произведение в ценный источник исторических сведений.

Основная часть жития святого напоминает "агиографическую летопись" Киево-Печерского монастыря, поскольку включает в себя рассказы о духовных наставниках, сподвижниках и учениках Феодосия. Крупным планом, подчас заслоняя фигуру главного героя, в житии дан образ Никона Великого, несколько раз спасавшегося от княжеского гнева в далекой Тмутаракани и основавшего там монастырь, подобный Печерскому. Конфликт Феодосия с матерью во многом повторяет история пострижения Варлаама. Эпизоды, связанные с деятельностью Антония и Никона, Варлаама и Ефрема, Исайи и Стефана, врываются в повествование о Феодосии, придавая произведению пропатериковый характер. Это создает условия для раннего вхождения жития Феодосия в Киево-Печерский патерик – сборник рассказов об истории монастыря и его подвижниках.

Исследователи отмечают, что русский житийный герой в большей степени деятелен, чем герои переводных житий, поскольку монашество для него есть проявление активной жизненной позиции, борьбы за новую государственную идеологию – христианство. Феодосий Печерский в изображении Нестора – не монах- затворник, а рачительный хозяин, строитель и дипломат, который сумел сделать монастырь из пещерного наземным, ввести общежительный Студийский устав, привлечь к своей деятельности покровителей из богатой и влиятельной боярско-княжеской среды.

Феодосий Печерский обладал талантом просветителя и писателя- публициста: он воспитывал в монахах любовь к пище духовной, участвовал в процессе изготовления книг, мастерски владел словом и пером. Когда на киевском престоле обосновался Святослав, прогнавший старшего брата Изяслава, Феодосий отказался в повседневных молитвах упоминать его имя как имя великого князя, обратился к Святославу с "гневной епистолой". Лишь авторитет монастыря и его игумена спасли Феодосия от мести князя.

Огромно значение личности Феодосия в процессе формирования христианской нравственности. Герой Нестора на протяжении всей жизни неустанно совершенствовал свою духовную природу. Он, как отец, заботился о вверенной ему монастырской братии, стуком в дверь кельи напоминая, что монах призван денно и нощно трудиться. "Собою образъ вьсѣмъдая", Феодосий воспитывал и мирян, в том числе княжеского рода.

Русские агиографы XI–XII вв. сделали немало открытий в области изображения внутреннего мира человека. Автор "Жития Феодосия Печерского" не случайно излишне подробно рассказал о детстве героя, его родителях и ранней любви к Богу. Начало жития на первый взгляд перегружено биографическими деталями, чтобы показать духовный рост Феодосия, нравственное совершенствование. Главным для Нестора было создание «портрета души» героя. Феодосий Печерский «ни гнѣвьливъ, ни яръ очима, нъ милосьръдъ и тихъ». Вместе с тем агиограф отмечал редкую выносливость и физическую силу Феодосия, который мог выполнять самую тяжелую работу в монастыре.

Нестор наделил героя чувствительным сердцем: святой плачет от радости, когда Никон постригает его в монахи; встретившись с ним после долгой разлуки, Феодосий кланяется учителю до земли, обнимает его, падает на колени и нс может сдержать слез. Сострадание и милосердие Феодосия не были прихотью праздного сердца, они претворялись в добрые дела, которые Нестор не устает перечислять, характеризуя героя через совершенные им поступки.

Вместе с тем Феодосий проявлял непреклонность характера, когда речь шла о нарушении монастырского устава или порядка наследования киевского престола.

Житийный антигерой часто выступал в образе «злой жены», которая уподоблялась «сосуду дьявола». В сочинении Нестора после традиционной характеристики родителей святого как благочестивых людей изображен конфликт Феодосия с матерью, которая страстно любит сына и желает видеть его наследником богатого имения.В краткой портретной зарисовке агиограф подчеркнул мужеподобный облик женщины, крепкой телом, сильной и решительной, обладающей грубым, низким голосом и страшной в гневе. Внешний облик женщины, сцены диких расправ с непокорным сыном – все это внушает отвращение, однако нельзя не сочувствовать материнскому горю, когда после очередного побега Феодосия, она ходит «въ градѣ своемь и въ окрьстьнихъ градѣхъ и яко не обрете его, плакаашеся по немь лютѣ, биющи въ пьрси своя яко и по мрьтвѣмь». Образ матери святого у Нестора лишается одноплановости, становится полнокровным и живым. Рассказ о борьбе Феодосия за право жить не «земной», а «небесной» любовью обретает интригу и сюжетную напряженность, начинает напоминать «благочестивый роман».

Основную часть монашеской биографии Феодосия Нестор строит как цикл новелл, каждая из которых иллюстрирует одну из добродетелей святого: смирение, трудничество, аскетизм, красоту и силу духа. Сюжетную остроту житийному повествованию придает обилие бытовых сцен из жизни печерского игумена.

Тесно связаны с монастырским бытом и демонологические мотивы жития, напоминающие народные былички. Бесы то "пакостят" в хлеву, то в доме, где братия печет хлеб, рассыпают муку или разливают закваску. Они мешают Феодосию молиться, "являясь" в пещеру, где святой затворялся во время Великого поста, и так громко бьют в бубны и дудят в сопели, что от "бесовской музыки" содрогаются стены.

Житие имеет классическую трехчастную композицию, где биографическую часть обрамляют риторические вступление и заключение. Отдельные эпизоды житийного "средника" объединены личностью главного героя и автора-повествователя. Они расположены "по ряду", подчиняясь либо хронологии событий в жизни Феодосия и Печерского монастыря, либо общей тематике рассказов о добродетелях святого и его чудесах. В житии Феодосия чудеса сгруппированы в основном согласно тематическому признаку. Они довольно однотипны, представляя собой различные вариации библейского мотива чудесного насыщения.

Житийное повествование строится на контрастах. Если рядовые монахи по праздникам вкушают кашу с медом и белые хлебы, то Феодосий довольствуется сухим хлебом и вареными овощами без масла, запивая их водой. Нестор противопоставляет понятия телесной и духовной пищи, отмечая, что печерский игумен, «яко пастухъ добрый», монахов «пасяше, уча и утѣшая и словѣсы увѣщавая душа ихъ, къръмляше и напаяя не престаяше», т.е. своими поучениями насыщая и утоляя их духовную жажду.

Создавая преподобническое житие, Нестор использует характерные для этого жанра символические тропы. Феодосий Печерский – «свѣтило, въ вьсемь мирѣ видимое и просиявъшее въ всемь чьрноризьцемъ», а его монастырь подобен «небеси, и въ немъ блаженый отець нашь Феодосий паче солнца въсиявъ добрыими дѣлы». Традиционна эпитетика жития, где авторская оценка нравственной сути героев дана через определения («христолюбивый» князь Изяслав) или сравнения (разбойники, пришедшие грабить монастырь, «акы звѣрие дивим»). Возвышенность стилю жития придает употребление сложных слов («медоточьные словеса», «богодъхновеный игумен»), а также сопряжение в одном контексте слов с конкретным и абстрактным значением, что подчеркивало главную антитезу – противопоставление материального и духовного начала в жизни человека («свѣтлая» одежда и «свѣтлая» душа). Автор жития активно обращается к системе сравнений и аллегорических картин, уходящей корнями в книги Священного Писания. Монахи впитывают наставления игумена Феодосия, «яко земля, жажющия воды». Стиль жития становится афористичным, когда Нестор прямо или скрыто цитирует евангельский текст, например, призывая монахов устами Феодосия подражать «птицам небесным», которые не думают о завтрашнем дне, полагаясь на то, что Бог их «препитает».

Написанное Нестором «Житие Феодосия Печерского» заложило основу для развития в русской литературе жанра преподобнического жития, оказало влияние на поэтику агиографических произведений о Сергии Радонежском и Кирилле Белозерском, Пафнутии Боровском и Иосифе Волоцком, Зосиме и Савватии Соловецких.

Первые опыты русской литературы в житийном жанре подготовили расцвет агиографии в период зрелого Средневековья, сделали жития святых школой нравственности, сокровищницей духовного опыта, любимым народным чтением.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.