Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание. Паспорт проекта. Тема проекта: Критическая и публицистическая деятельность Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. Автор проекта (фамилия, имя, отчество): Суглоб Максим Александрович. Введение



 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «Региональный железнодорожный техникум»

 

Суглоб Максим Александрович

Тема: Критическая и публицистическая деятельность Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

Сдан на проверку:_________

 

Общее количество первичных баллов______

 

Руководитель:_________                     Жукова Т.О

 

 

Брянск

Содержание

1.Паспорт проекта………………………………………………….3

2.Введение……………………………………………………..…4-5

3. Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов……………...…….…...….6-10
4.Д.И.Писарева………………………………………………...11-14
5.Заключение……………………………………………….……...15

6.Использованная литература…………………………………....16

7.Приложение…………………………………………………..17-19

                                               

 

 

Паспорт проекта

Тема проекта: Критическая и публицистическая деятельность Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева

Учебная дисциплина, в рамках которой разрабатывается проект: ‹‹Литература››

Тип (вид) проекта:информационный

Область проектирования деятельности:учебно-исследовательская

Специальность:Техник путевых хозяйств

Автор проекта (фамилия, имя, отчество): Суглоб Максим Александрович

Учебная группа:ТПХ-915

Ф.И.О. руководителя- координатора проекта:Жукова Татьяна Олеговна

Юридический адрес образовательной организации:241020,

Центральный Федеральный округ , Брянская область , г. Брянск,    ул. Дзержинского, д.32

Телефон:8(4832)63-51-00

Электронная почта:RJT_Bryansk@rambler.ru

Адрес сайта:rjt32.ru

 

Введение

 

Рассмотрим публицистическую и литературно-критическую деятельность Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. Актуальность данной темы для меня, заключается в приобретении новых знаний в области публицистики, для дальнейшего использования этих знаний в профессиональной деятельности.

Цель данного исследования - изучить журналистскую деятельность Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. Задачи исследования

- изучение специализированной литературы для ознакомления с биографией и журналисткой деятельностью Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова; Д.И. Писарева.

- сбор информации, анализ данных, формулировка выводов по данной теме;

- приобретение новых знаний в области журналистики.

Термин «публицистика» происходит по латинского слова «publicus», что означает «общественный». В широком смысле этого слова термином «публицистика» называют все литературные произведения, касающиеся вопросов политики и общества. В отличие от художественной литературы, освещающей эти вопросы в картинах жизни, образах людей, изображенных в художественных произведениях, публицистикой вузком смысле этого слова называют общественно-политические и научные тексты, посвященные вопросам жизни государства и общества.

Также термин публицистика в силу многозначности этого слова используется в следующих значениях:

- в расширительном значении - вся журналистика;

- в более узком - некоторые формы или жанры журналистики;

- прямые авторские оценки и проявления гражданственности.

 

 

Следует различать понятия журналистика и публицистика. Журналистику можно определить как особый социальный институт, целостную и относительно самостоятельную систему, особую кооперацию людей, связанных единством деятельности. А публицистика - это, прежде всего, творческий процесс. Его суть состоит в постоянно развивающемся под влиянием потребностей общественной практики процессе отражения находящихся в развитии явлений жизни. Это особый поток информации, запечатлевающий социально-политические отношения в эмпирических фактах и рассуждениях, в понятиях, публицистических образах и гипотезах.

Публицистика существует как особый род литературы наряду с литературой научной и художественной, в настоящее время уже можно говорить, что она сложилась как особая форма творчества, отражения действительности, пропаганды, формирования сознания масс.

Публицистическое творчество предстает как общественно-политическая деятельность, имеющая своей задачей не только широкое информирование, идеологическое воспитание читателя, слушателя, зрителя, но и их социальную активизацию. Именно таким образом публицистика способствует оперативному регулированию социального механизма, указывает кратчайший путь для удовлетворения назревающей общественной потребности.

Публицистика - род литературной (преимущественно журналистской) общественно-политической деятельности, отражающей общественное сознание и целенаправленно влияющей на него. Её функция - оперативное, глубокое, объективное исследование общественной жизни и воздействие на аудиторию. В зависимости от жанра, назначения, литературного замысла, творческой манеры автора в публицистическом произведении используются понятийные или образные средства изложения мысли, их сочетание, средства логического и эмоционального воздействия.

 

 

Яркими фигурами в публицистики 19 века являются Н.Г. Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Они сотрудничали в журнале «Современник». В основе публицистики Чернышевского и Добролюбова – высокая идейность, большая динамичность, стремление верно служить родине, неподдельный патриотизм. Эти черты имели своим источником - творчество Белинского, на идеях которого они воспитывались.

Чернышевский сразу же стал одним из основных сотрудников «Современника». В 1854 г. он печатался почти в каждом номере журнала и поместил в нем до двадцати рецензий, статью «Об искренности в критике» и два обзора «Иностранные известия».

С предельной ясностью Чернышевский высказал свои убеждения в рецензии на пьесу А. Н. Островского «Бедность не порок». Как известно, в этой пьесе Островский отдал известную дань идеализации патриархального купеческого быта, за что и был провозглашен А. Григорьевым «глашатаем правды новой». Чернышевский в своей рецензии подверг резкой критике и «апофеоз старинного быта», и славянофильские идеи А. Григорьева, и слабые стороны пьесы Островского.

Его статьи и рецензии отличались поразительной эрудицией, глубиной мысли» принципиальностью и, главное, последовательным и боевым демократическим направлением. Естественно, что они сразу вызвали нападки со стороны враждебной критики.

В шестом номере «Отечественных записок» за 1854 г. была помещена анонимная статья,в которой утверждалось что критические отзывы Черныша несправедливы, недопустимо резки, непримиримы по тону и противоречат прежним мнениям журнала. Чернышевский ответил «Отечественным запискам» большой статьей «Об искренности в критике», в которой развил свои взгляды на задачи передовой литературной критики и нанес сокрушительный удар по критике беспринципной и уклончивой.

Руководители журнала — Некрасов и Панаев — поддержали выступления Чернышевского, увидев в нем и в Добролюбове, пришедшем в журнал позже, достойнейших продолжателей великого дела Белинского.

Разногласия в редакции «Современника» обострились в 1855 г. после выхода в свет диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Исходным пунктом автора была мысль о прекрасном как выражении жизненного идеала. он утверждал, что искусство в ней берет свое начало, поэтому и красоту надо искать в жизни, а не в потустороннем мире, основная задача искусства — служить потребностям общества, отражать и объяснять жизнь.

«Очерки гоголевского периода» — крупнейшее произведение Чернышевского- критика. Оно печаталось в журнале с конца 1855 г. в течение всего 1856 г. На основе материалистического понимания искусства Чернышевский осветил в своей работе основные проблемы русской литературы, общественно-политической мысли и журналистики 30-х и 40-х годов XIX в. В центре «Очерков» — защита идей Белинского, восстановление и дальнейшее развитие его принципов, утверждение творчества Гоголя, разгром теории «чистого искусства». В заключительных главах «Очерков» он подчеркнул, что, считая идеи Белинского и Гоголя важнейшими для 60-х годов, критика должна сделать новый шаг в своем развитии.

«Очерки гоголевского периода русской литературы» — первая книга по истории русской общественно-политической мысли, по истории русской журналистики 30—40-х годов XIX в., и свое значение она продолжает сохранять до наших дней.

Полемика Чернышевского с либералами по основным вопросам литературы продолжалась и в начале 1857 г. Его главными противниками были Дружинин и «Библиотека для чтения». В рецензии на крестьянские рассказы Писемского Дружинин продолжал разносить Белинского, утверждая, что он ставил перед литературой лишь дидактические цели, что критика 40-х годов призывала писателей чернить действительность. В своей рецензии на те же рассказы Чернышевский опровергал все основные положения Дружинина. Критика гоголевского периода, говорит он, всегда «гнала из искусства дидактику» и выступала против преднамеренности в поэзии.

Первая статья Добролюбова «Собеседник любителей российского слова», подписанная псевдонимом «Н. Лайбов» была напечатана в августовской книжке «Современника» за 1856 год.

В статье «Собеседник любителей российского слова» Добролюбов высмеял «библиографическое» направление буржуазно-либеральной критики, разъяснил, как следует понимать роль критика. По его мнению, давая «верную, полную, всестороннюю оценку писателя или произведения», критик в то же время должен произносить «новое слово в науке или искусстве.

С конца 1857 г. Добролюбов стал постоянным сотрудником редакции «Современника» - завед литературно-критическим (библиографическим) отделом. С 1858 г. Добролюбов вошел в число редакторов журнала вместе с Некрасовым и Чернышевским.

Приход Добролюбова сразу сказался на политическом направлении журнала. Теперь можно было четко осуществить руководство по трем основным разделам: критика — Добролюбов, публицистика — Чернышевский, беллетристика — Некрасов.

Многое в публицистике Чернышевского и Добролюбова — не только по содержанию, но и по форме, в какой оно воплощалось,— прямо идет от Белинского. Это, тенденциозность в отстаивании жизненно важных проблем, стремление глубоко изучить то, о чем пишешь, величайшая страстность, непримиримость, смелость в борьбе с идейными противниками. Их отличали такие качества, как стремление к глубокому анализу происходящих процессов, уменье находить главную проблему и делать ее центром рассуждения, искусство мыслить диалектически.

Манера публицистического письма у Чернышевского и Добролюбова — выдающихся писателей, публицистов, критиков — была во многом различной. В статьях Чернышевского, которому приходилось больше всего писать по проблемам философии, политической экономии, социологии, можно встретить, на наш сегодняшний взгляд, излишне пространные рассуждения, «растянутость» изложения.

Добролюб-сатирик:Большую роль в решении задач, поставленных революционными демократами в 60-е годы, играл сатирический отдел «Современника» — «Свисток». Его создателем был Добролюбов.

Еще в бытность студентом, в 1855 г., он выпускал рукописную газету «Слухи». Первая статья Добролюбова в «Современнике» — «Собеседник любителей российского слова» — посвящалась проблемам сатиры и сатирической журналистики XVIII в Соображения о задачах революционно-демократической сатиры, высказанные Добролюбовым, лежали в основе замысла сатирического отдела журнала «Современник» — «Свистка».

Всего вышло девять номеров «Свистка». Основным его сотрудником был Добролюбов; в отделе принимали участие Некрасов, Чернышевский, Салтыков-Щедрин, а также братья А. М. и В. М. Жемчужниковы и А. К. Толстой, выступавшие коллективно под именем Козьмы Пруткова.

Задачи будущего издания Добролюбов видел в том, чтобы с помощью смеха преследовать «зло и неправду».Выпускать сатирическую газету не позволили. Тогда редакция «Современника» решила публиковать сатирические материалы в журнале по мере их накопления.

По своему идейному содержанию «Свисток» был тесно связан с публицистикой «Современника». Фельетоны, сатирические куплеты, стихотворные пародии «Свистка», отмеченные настоящей политической остротой, посвящались злободневным вопросам. Главными из них были: борьба с либерализмом, критика социально-политического строя России, высмеивание «чистой поэзии» дворянского толка.

Все выступления Добролюбова в «Свистке», направленные против обличительной литературы, были подписаны псевдонимом «Конрад Лилиеншвагер». Это был не только псевдоним, но и образ ограниченного и восторженного либерала — служителя обличительной поэзии.

Второй цикл, созданный Добролюбовым для «Свистка», — стихотворения Якова Хама. В этих пародиях на реакционных поэтов Добролюбов создал новую литературную маску. Яков Хам — имя, образованное из перестановки слогов в фамилии Хомякова, — по мысли сатирика, поэт-монархист, беспринципный человек, которому ничего не стоит в зависимости от хода политических событий изменить свои взгляды. Сатирический смысл стихотворений особенно подчеркивался тем, что они печатались как переводы с несуществующего «австрийского языка».

В «Свистке», как и в публицистике журнала, Австрия служила шифром для обозначения России, и «стихи Якова Хама» воспринимались как убийственное разоблачение царского самодержавия, всего социально-политического строя.

Третья литературная маска, созданная Добролюбовым, — Аполлон Капелькин, «юное дарование, обещающее поглотить всю современную поэзию». Стихи Капелькина — цикл остроумных и злых пародий на произведения так называемой «чистой» поэзии, на шовинистические оды и т. д. Здесь и «Первая любовь» — пародия на стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье...», и «Общественный деятель» — стихотворение, зло, высмеивающее возвышенные порывы либерала, которых достает лишь на то, чтобы поднять бокал шампанского за «здоровье бедняка, страдающего там!», и другие стихи.

Участвовали в «Свистке» также Чернышевский (два фельетона — «Опыт открытий и изобретений» и «Маркиз де Безобразов»

 

 

Журнал «Русское слово», являвшийся в 60-х годах одним из наиболее популярных изданий (особенно в среде учащейся молодежи), отражал революционно-демократическую идеологию и но многим общественно-литературным проблемам выступал союзником «Современника». Он начал издаваться в Петербурге с января 1859 г. как ежемесячный литературно-ученый журнал объемом в 25-30 печатных листов и включал в себя три отдела. Первый составляли произведения художественной прозы, поэзии и научные статьи, во второй входили критика и библиография, в третий («Смесь») — фельетон «Общественная жизнь в Петербурге», рассчитанный преимущественно на иногородних подписчиков, заметки о зарубежной жизни, а также произведения малых художественных форм (короткие рассказы, пьесы). В качестве приложения к журналу выходил «Шахматный листок», который можно считать прообразом спортивных изданий в России.

 Именно в «Русском слове» начал свою публицистическую деятельность Писарев.

 Надо было обладать редакторским чутьем Благосветлова, чтобы в двадцатилетнем юноше, который появился в редакции в конце 1860 г. с переводами из Гейне, разглядеть «пророка молодого поколения», как называл Писарева Шелгунов. Писарев пришел в «Русское слово» молодым и еще незрелым человеком. Опыт его литературной работы ограничивался сотрудничеством в издававшемся артиллерийским офицером В. А. Кремпиным «Рассвете» — ежемесячном журнале «наук, искусств и литературы для взрослых девиц», где он вел библиографический отдел.

Идея эмансипации человеческой личности, провозглашенная Благосветловым со страниц «Русского слова» и выделившая этот журнал из всех других демократических органов 60-х годов, была заявлена и развита уже в первых выступлениях Писарева — «Идеализм Платона» и «Схоластика XIX века». Задачу освобождения личности он связывает с борьбой против идеалистической философии, видя в ней теоретическое оправдание правительственного и политического закабаления. Свою борьбу с идеализмом он воспринимал как борьбу с теми путами, которые накладывают на человека религия и официальная идеология.

 «Схоластика XIX века» стала очень важным этапом в становлении демократических взглядов Писарева. В первой ее части, появившейся в майском номере «Русского слова» за 1861 г., публицист высказывает еще сомнение в действенности журналистики и литературы, их влиянии на жизнь общества, потому что их замучили споры по пустякам, заели рутина и схоластика. Вторая часть статьи, вышедшая в разгар студенческих волнений (опубликована в сентябрьском номере за 1861 г.), свидетельствует об эволюции взглядов Писарева влево.

 В начале 1862 г. публицист печатает статью «Московские мыслители», в которой выступил в защиту отрицательного направления в русской литературе и общественной мысли 60-х годов. Он доказывал, что последовательное отрицание самодержавно-крепостнической действительности — единственно возможное для честного человека развитие идей в России.

 В статьях конца 1861 —начала 1862 г. (вторая часть «Схоластики XIX века», «Бедная русская мысль», «Базаров») Писарев не скрывает своего стремления к революционному преобразованию общества. Наиболее полно в подцензурной печати его взгляд на революцию и роль народных масс в истории выражен в статье «Бедная русская мысль». Рассматривая реформаторскую деятельность Петра, но несомненно имея в виду и реформы Александра II, публицист убедительно раскрывает, что в основе исторического развития лежит деятельность народа. Петр I для Писарева символ самодержавия, деспотической власти, пытающейся навязать народу свою волю. По мнению Писарева, жизнь тех семидесяти миллионов, которые называются общим именем — русский народ, не были затронуты реформами Петра: все они прошли мимо народа, ни одна из них «не прохватила вглубь, потому что ни одна из них не была вызвана живой потребностью самого народа».

Наиболее определенно призыв к свержению самодержавия прозвучал в 1862 г. в прокламации о Шедо-Ферроти. Предлогом для ее написания послужила провокационная брошюра Шедо-Ферроти (исевдоним барона Ф. И. Фиркса, агента царского правительства в Бельгии), направленная против А. И. Герцена и вызвавшая возмущенную реакцию в леворадикальных кругах российского общества оскорбительными намеками на Герцена и его деятельность. Прокламация Писарева написана патетически, в агрессивном, доходящем до экстремизма тоне. Эта прокламация послужила причиной ареста Писарева – его посадили на 4 года в Петропавловскую крепость. За два с половиной года заключения Писарева в «Русском слове» было напечатано 26 статей, среди которых его лучшие работы но литературе, эстетике, истории, педагогике, естествознанию. Литературно-критическая деятельность Писарева периода тюремного заключения отмечена неуклонным развитием радикализма, перенесенным уже во вне-политические области. Двойной цензурный надзор, который был установлен за литературной деятельностью Писарева, позволял ему лишь в рамках педагогических и эстетических тем обращаться к вопросам свободы личности и свободы творчества.

Борьба с эстетством и эстетикой становится главной темой писаревской критики в 1864-1865 гг., когда формируется его концепция «реализма» как разновидности «реальной критики», дополненной лозунгом «разрушение эстетики». В этот период его популярность как теоретика и духовного вождя русского нигилизма достигает своего пика. Программной становится работа «Реалисты» (в цензурном варианте — «Нерешенный вопрос»), вышедшая в 1864 г. и совместившая в себе черты литературной критики, публицистики, философского и политического манифеста. С «Реалистов» берет начало тенденция непримиримого и демонстративного отрицания Писаревым эстетических и художественных авторитетов. Эстетические вопросы, по Писареву, отделяют друг от друга даже представителей одного идейного лагеря.

Он объявил войну всему, что сковывало мысль, презрительно называя это «эстетикой». Разоблачение «эстетики» было для него равнозначно борьбе с рутиной, косностью, застоем, традициями, привычками. Взяв за основу материалистический взгляд на искусство,

Писарев утилитаристски обосновывает идею гражданского назначения литературы. Последовательный реализм, считает он, безусловно презирает все, что не приносит существенной пользы. Вот почему и поэт, не переставая быть поэтом, обязан приносить обществу действительную и несомненную пользу.

Особенно резко крайности утилитаристской эстетики Писарева проявились в отношении к Пушкину. В статьях «Евгений Онегин» и «Лирика Пушкина», опубликованных в 1865 г., он рассматривает творчество поэта с позиций своей теории «реализма», в основе которой лежал вопрос о «голодных и раздетых». Отказавшись от эстетических подходов, прямолинейно оценивая творчество великого поэта утилитаристскими принципами теории «реализма», Писарев не сумел понять ни Пушкина, ни статей Белинского о Пушкине. В ряде статей Писарев критикует Белинского и Добролюбова за отступления от «реализма», за уступки «эстетикам».

Будучи по складу литературного и общественного темперамента революционером и радикалом, Писарев достигал крайностей в своих оценках явлений литературной и социальной жизни. Период его тюремного творчества во всех отношениях уникален. Апология действительности и здравого смысла у Писарева — это прежде всего протест против любой несвободы, а проповедь «реализма», ведущаяся из тюремного каземата, — это в большей степени мечта о должном, нежели размышление о настоящем, реальном. Его творчество было ориентировано на молодежную аудиторию, отрицающую официальную, нормативную культуру. Парадоксальность являлась одной из основных черт его публицистики. Выдвигаемые им положения кажутся порой странными, противоречащими привычным понятиям. Но за парадоксальностью скрывается свежий, оригинальный взгляд, облеченный в блестящую метафорическую форму.

Его стиль характеризуют дерзость мысли, определенность суждении, покоряющая логика, афористичность выражений и едкая ирония, которые завораживают, увлекают читателя.

 

Учение Чернышевского и Добролюбова имело особое значение в славянских странах, там, где развертывалось национально-освободительное движение. Почва для тесной связи передовых направлений в идеологии западнославянских и южнославянских стран с русской революционной мыслью была подготовлена историческими обстоятельствами, общностью многих социально-экономических процессов.

Великие традиции русской революционной демократии, традиции Добролюбова и Чернышевского, обогатили передовую мысль, общественное движение и национальную культуру многих народов. В этом мировое значение деятельности и наследия Добролюбова и Чернышевского.

Публикации Дмитрия Ивановича Писарева, разнообразные по своей тематике, затрагивали важнейшие проблемы политики, философии, истории, социологии и литературы. В своих статьях он излагал основные мировоззренческие установки «теории реализма»: пропаганда естественнонаучных знаний, популяризация науки, экономия умственных сил с целью накопления их для общего дела, разработка принципа «строжайшей утилитарности», которому должна быть подчинена вся жизнь литературы, выдвижение критерия общественной пользы литературы и полезности разных видов искусства, защита нигилизма как формы мирной борьбы новых общественных отношений со старыми.

 

1. Волгин И.В. Н.Г. Чернышевский- журналист («Дневник писателя» и русская общественность) / И.В. Волгин. - М., 1986.

2. Дмитриева Л.С. Литературно-эстетическая концепция Ф.М. Достоевского / Л.С. Дмитриева. - М., 1974.

3. Нечаева В.С., Журнал М.М. и Н.Г. Чернышевский«Время» (1861-1863) / В.С. Нечаева. - М.: Наука, 1972.

4. Нечаева В.С., Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Эпоха» (1864-1865) / В.С. Нечаева. - М.: Наука, 1975.

5. Туниманов В.А. Творчество Н.Г. Чернышевсого 1854-1862 / В.А. Туниманов. - Ленинград: Наука, 1980.

6.Фридлендер Н.Г. Чернышевский и мировая литература / Г.М. Фридлендер. - М.: Советский писатель, 1985.

7. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах (том 13) / Г.М. Фридлендер, В.А. Туниманов, В.Д. Рак. - Ленинград: Наука, 1988-1996.

8. Андрулайтис Л. «Дневник писателя» Н.Г. Чернышевского как прообраз сетевой публицистики / Л. Андрулайтис // Октябрь. - 2005. - № 12.

9. Зограб И. Редакторская деятельность Н.Г. Чернышевского в журнале «Гражданин» и религиозно-нравственный контекст «Братьев Карамазовых» / И. Зограб // Русская литература. - 2014. - № 3. - С. 55-77.

10. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

 

Н.Г.Чернышевский

Н.А.Добролюбов

Д.И.Писарев



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.