Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Учение о войне



Учение о войне

 Понятие войны у Гроция весьма широкое. «...Война есть состояние 

борьбы силою как таковое», — пишет он. Войны не запрещены 

правом ни божественным, ни естественным, ни международным. Ведь 

каждое «живое существо немедленно же после своего рождения дорожит 

собой, заботится о собственном самосохранении и о собственном 

благосостоянии, а также о том, что способствует сохранению его 

благосостояния; с другой стороны, оно стремится избегнуть гибели или 

всего того, что, по-видимому, может причинить гибель» (с. 83). 

Поэтому защита себя и своего права с помощью силы в целом ряде 

случаев вполне оправданна; безоговорочно воспрещается лишь то 

насилие, которое нарушает чужое право. Сказанное касается как 

государств, так и частных лиц. Государствами ведутся публичные 

войны; частными лицами, соответственно, — частные. Последний вид 

войн оправдывается тем, что «по природе каждый является защитником 

своего права, для чего нам и даны руки». Однако право на 

ведение частной войны принципиально ограничивается после создания 

государства, а именно — судебной власти. Тогда вступает в силу 

принцип, гласящий, что никто не может быть судьей в своем 

собственном деле. «И несмотря на то, — пишет Гроций, — что 

государственные суды установлены не природой, но человеческой волей, 

тем не менее они несравненно совершеннее созданий природы и 

пригоднее для спокойствия людей; поэтому и обращение к ним ни для 

кого не представляет такой важности, как для отдельных людей, 

нередко слишком проникнутых заботой о самих себе и полагающих 

возможным осуществить свое право собственноручно, между тем как 

повиновение столь похвальному учреждению внушает сама справедливость 

и самый естественный разум». В тех же случаях, когда 

невозможно обратиться за судебной защитой, человек волен 

использовать свое естественное право на самозащиту. 

Публичные войны ведутся по решению верховной власти в государстве в 

области таких отношений, «где отсутствует или прекращается действие 

судебной власти». Они могут вестись как против других 

государств, так и против частных лиц. Справедливой причиной войны 

может быть только правонарушение. Те нарушения, которые являются 

основаниями для судебных исков, одновременно являются справедливыми 

причинами для объявления войны. Сами же основания исков Гроций 

черпает из римского частного права. «Иски же возможны, — пишет он, — 

по поводу еще не совершившегося, так и по поводу уже совершившегося 

правонарушения. Первое имеет место тогда, когда предъявляется 

требование обеспечения против грозящего причинения обиды или против 

возможного причинения вреда, а также в случае иных интердиктов 

против какого-либо насилия. В случае действительно причиненной обиды 

возможен иск или о возмещении, или о наказании… Возмещение 

причиненного ущерба касается того, что или принадлежит, или 

принадлежало нам; в этой связи возникает повод для исков, 

содержанием которых являются имущественные интересы или действия 

лиц. Оно также касается того, что причитается нам по договорам или в 

силу правонарушений, или по закону; сюда же относятся обязательства, 

возникающие как бы из договоров и как бы из правонарушений… 

Наказуемое же деяние влечет обвинение и публичное осуждение». Короче, справедливые причины войны сводятся к самозащите, 

возвращению имущества и наказанию. Сказанное не означает, 

что в любом случае правонарушения следует начинать войну. Напротив, 

полагает Гроций: «следует предупредить возможность ошибки, дабы 

кто-нибудь не подумал, что если налицо имеется достаточное право, то 

следует немедленно же предпринимать войну, или, что это, по крайней 

мере, всегда дозволено. Ибо на самом деле, совсем напротив, в 

большинстве случаев гораздо благочестивее и правильнее не 

воспользоваться своим правом». Вообще мир всегда лучше 

войны. А если уж война началась, то нужно помнить, что в любом 

случае конечная цель войны — мир, поэтому и вестись она должна по 

возможности гуманными способами при соблюдении границ «права и 

добросовестности».

Г. Гроция нередко упрекают в логической непоследовательности, подчас 

даже в близости к средневековой схоластике. Эти упреки не 

беспочвенны. Вместе с тем имеются не меньшие основания утверждать, 

что именно с Гроция ведет свое начало светская рационалистическая 

философия права, что он является ученым, стоявшим у истоков так 

называемого юридического мировоззрения, в рамках которого общество и государство мыслятся как правовые явления.

Цель трактата «О праве войны и мира» – решение важных проблем международного права. Исходный пункт учения Гроция – природа человека, социальные качества людей. Гроций различает право на: естественное (источник – человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе Гроций определяет предписания естественного права, к которым относит «воздержание от чужого имущества и возвращение полученной чужой вещи, возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания») и волеустановленное (делится на человеческое и Божественное) должно соответствовать предписаниям естественного права. Так как Бог в доктрине Гроция подчинен законам природы, то естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и Божественное волеустановленное право (предписания религии).

Развитие человечества, стремление людей к общению побудили их заключить договор о создании государства. По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных, а не как «заговор богачей» против бедных и слабых.

Сущность верховной власти состоит, по Гроцию, в том, что это – власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Верховная власть – суверенная власть. Общим носителем верховной власти является государство в целом, носитель – одно или несколько лиц.

Суверенитет составляет отличительный признак государства.

Форма правления, по мнению Гроция, не имеет существенного значения. Отрицательно относился к тирании (которое основано на насилии и где отсутствует правопорядок), и предпочитал единоличную и аристократическую форму правления. Гроций не отвергал и демократическую форму правления.

Не отрицая саму возможность суверенитета народа, Гроций вместе с тем приложил много усилий для опровержения мнения, будто «верховная власть всюду и без изъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребляют своей властью, следует низлагать и карать».

Гроций также уделяет внимание вопросу о праве подданных сопротивляться верховной власти. Собственные права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. Праву подданных на сопротивление властям он противопоставляет «закон о непротивлении», отступления от которого допустимы лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных.

Гроций считал, что «на самом деле наибольшую важность представляет вопрос о том, что предпочтительнее – свобода или мир». Несомненное предпочтение при конфликте этих ценностей он отдает миру.

Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. «Невозможно, – подчеркивал он,– не только согласиться с измышлениями некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, как соблюдая границы права и добросовестности».

Война определяется им как «состояние борьбы силою как таковое». Это общее понятие, по его словам, охватывает как войны частные (между частными лицами), так и публичные (войны, которые ведутся органами гражданской власти); выделяет Гроций и «смешанную войну», в которой сочетаются элементы двух первых типов войн.

Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву. Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые (оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества) и несправедливые (войны захватнические, войны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов). По мнению Гроция «войны ведутся ради заключения мира» и что мир является «конечной целью войны».

Содержание политико-правового учения. Происхождение государства. Гроций определяет природу человека аксиоматически, как математик. В каждом человеке заложены «societatis appetitus» — лат. - социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными. Гроций уточняет: людям свойственно ϻстремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными.

На основе этой аксиомы, Гроций вырабатывает договорную теорию происхождения государства, противопоставляя ее теории божественного происхождения государства: Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда берет свое происхождение гражданская власть.

Понятие государства. Государство представляется Гроцию осознанным объединением свободных индивидов: ϻГосударство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.

Суверенитет государства. Суверенитет государства, т.е. верховная власть государства, — это такая власть, ϻдействия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению.

Гроций различает общего носителя суверенитета — государство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц. Поэтому государства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной, ϻибо какую бы форму правления ни изобрести, никак невозможно избежать тех или иных неудобств или опасностейЋ.

Учение Гроция о суверенитете связано с его представлением о договорном происхождении государства: до момента заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения — государству.

Гроций считал, что государство создано путем общественного договора, а договоры согласно предписаниям естественного права должны соблюдаться. И потому народ согласно такой логике не должен иметь права ϻнизлагать и карать государей, которые злоупотребляют своей властью.

    Однако народ, по Гроцию, все же имеет это право, если государь:

    становится ϻявно враждебным всему народуЋ;

    уже отрекся от престола;

     утратил свою власть, полученную под каким-либо условием;

    при вручении ему власти сам дал согласие на то, что ему в известных случаях можно оказывать сопротивление и др.

Правовое учение Гроция. Понятие права. Под правом Гроций понимал ϻправила нравственных поступковЋ, которые являются для индивидов обязательными : ϻВо всяком случае, необходима обязанность, ибо... например, правила чести, не имеющие обязательной силы, не заслуживают названия закона или праваЋ.

Классификация права. Вслед за Аристотелем Гроций делил право на естественное и позитивное (волеустановленное).

В отличие от Аристотеля, для которого источником естественного права являлась природа, для Гроция источник естественного права — разум. Естественное право — это ϻпредписания здравого разума.

Правила естественного права, считал Гроций, неизменны, как неизменна сама разумная природа индивидов. Поэтому естественное право незыблемо и не может быть изменено даже Богом: ϻДействительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро.

Гроций — буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, которое устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой — получает защиту в силу права естественного: Право собственности в том виде, как оно существует в настоящее время, установлено волей человека и, однако же, раз оно установлено, то в силу естественного права преступно похищение против воли чужой собственности.

Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за необходимость подчиняться правовым ограничениям, если война уже началась: ϻЯ был свидетелем такого безобразия на войне между христианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих.

Г. Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Нового времени, основу которой составил рационализм.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.